Всем как бы понятно, что такое панно. Ключевое здесь – «как бы». Кто-то припоминает мозаику, кто-то – стену в кинотеатре или в кафе. Хотя все понимают, что панно – это… да, в общем, это почти что угодно.
Давайте разберёмся с панно поконкретнее.
Быка за рога, или Чем панно лучше картины
Принято считать, что для украшения стен нет ничего солиднее хорошей живописи. Так-то оно так, но тут начинаются тонкости и сложности. Я человек педантичный, я эти сложности пронумерую – а попутно буду сравнивать живопись с панно… и хвалить жанр панно, конечно.
1. Живопись – сфера, где за века сложился свой язык. Работа действительно хорошего художника не всегда будет понятна человеку, не являющемуся специалистом или ценителем. Панно имеет право быть куда более доступным и декоративным – в хорошем смысле этого слова.
2. Поскольку мы тут всё же говорим об интерьере жилья или офиса, а не о выставочном зале, нам нужно, чтобы картина в этот интерьер вписывалась. Можно обойти множество галерей и частных мастерских, найти достойные работы, которые придутся по душе, но… вероятность, что уже готовые полотна впишутся в ваш интерьер, прямо скажем, невысока. Нужного варианта может просто не найтись. Тут, правда, у панно как у жанра преимуществ нет, потому что интересных панно куда меньше, чем интересных живописных работ.
3. Конечно, картину у понравившегося мастера можно и заказать. Это достойный, но трудный путь. Дело даже не в том, что непредсказуемыми могут оказаться сроки, а в том, что и результат заранее неочевиден. Почему? Сильный художник рисует именно то, что готов, хочет, видит – у него есть своя внутренняя логика и биография развития. Если певец всю жизнь совершенствовался в оперетте, вряд ли он станет петь оперу или эстраду. Ну, или у него всё равно получится оперетта – даже если вы заказали что-то другое. Так и с живописцем: что именно у него получится – вы узнаете нескоро и, сами понимаете, за этот сюрприз придётся заплатить, даже если результат не вам подойдёт. В этом смысле с панно, конечно, проще – его можно заранее спланировать в деталях, утвердить эскизы и материалы. Можно даже смоделировать в компьютере панно в вашем интерьере. Конечно, в реальности изделие будет выглядеть иначе (свет, фактура материалов, ракурсы и пр.) – но предсказуемость результата вырастет несопоставимо.
4. Живопись нельзя заказать «по мотивам» понравившейся работы. «Сделай-ка нам, голубчик, что-нибудь в духе «Девятого вала» Айвазовского» – это так не работает. Можно заказать копию, но хороший копиист – большая редкость. Гораздо реальнее найти хорошего художника, который сделает панно по мотивам, например, понравившегося вам сильного орнамента или декора. И, само собой, «впишет» эту работу в интерьер.
Уточню: я не пытаюсь свести изобразительное искусство (и живопись в частности) к задаче декорирования интерьера. Речь о том, что если такая задача стоит, – панно очень гибкий и удобный инструмент.
Что это вообще значит – «панно»?
Само слово пришло в русский язык из французского, где «panneau» означает «доска, стенка, панель». В древнем Риме «pannellus» означало «лоскут ткани», а ещё раньше, когда и Рима-то не было, в праиндоевропейском языке «pan» означало просто «ткань».
Из чего становится понятно, что панно – это какая-то плоская вещь, скорее всего – с рисунком. Панно – предмет декоративный, его размещают на стену, реже – на потолок. В последние десятилетия панно стало чаще появляться не только в общественных помещениях, но и в частных домах и вообще обрело второе дыхание.
Что может панно?
Ещё раз подчеркнём: прикладной характер этого изделия предполагает, что фантазия художника работает именно на украшение интерьера, а не «вообще». Поэтому самая главная задача панно, как любого декоративного предмета интерьера – расставить акценты в помещении, улучшить интерьер. Грубо говоря, панно в интерьере – это как соль в еде. Тщательно подобранный, ровный, аккуратный интерьер из скучного превратится в привлекательный, если в нужных местах добавить в него несколько неслучайных цветовых пятен, узоров или изображений.
Пара примеров
Чистый белый интерьер, минимум деталей, однотонные стены. Отличное, комфортное, проверенное решение – но если довести его до логического завершения (а иначе зачем ввязываться в «стопроцентную концепцию»?), помещение превратится в стерильную операционную, и выяснится, что пустота тоже способна давить.
В этом случае может оказаться достаточно на одной из чистых стен разместить одно панно – можно крупное, а можно и поменьше. На фото вы видите первый вариант – большое панно на основе знаменитого календаря индейцев майя. Если такой большой элемент покажется избыточным или дорогим решением, можно использовать модульное панно – несколько небольших фрагментов орнамента тех же майя на нескольких досках. Их можно разместить вместе, а можно развесить по разным точкам комнаты и даже в других помещениях, например – в прихожей, это придаст интерьеру всей квартиры некую связность.
А вот противоположная ситуация: кабинет, насыщенный множеством деталей. При всём разнообразии живописных мелочей потребовалось панно. Оно выполнило роль центрального элемента, точки отсчёта, за которую можно «зацепиться глазом», начиная осматриваться в помещении. Камин оказался грубоватым для этой задачи, что объяснимо: хозяин явно тяготеет к восточной стилистике, богатой на мелкие детали. Сугубо европейский очаг, мощный и нарочито прямолинейный, слишком отличается по масштабу деталей от арабесок на обивке стен и от узора на шторах, и на роль связующего центра не годится. Этот разрыв между мелким и крупным и восполнило панно в марокканском стиле, орнаментом «подыгравшее» декору кабинета, а цветом – камину. Разместить панно оказалось куда проще (и остроумнее), чем переделывать камин.
Примеры попрактичнее
Есть, конечно, и более приземлённые задачи, которые удобно решить с помощью панно. Скажем, у вас уже оформлена столовая: встроенная кухня и «остров», стол и стулья. Выбраны цвета фасадов, столешниц, стен и пола. Всё ровно и аккуратно, всё в гамме, но через месяц (или сразу) вы приходите к выводу, что чего-то не хватает. Скучновато, попросту говоря, и бежевая горизонтальная полосочка по стенам не спасает.
Что делать? Повесить на стену что-то яркое, в насыщенных тонах? Это напрашивается, но даже контрастная гамма должна гармонировать с тем, как уже оформлено помещение.
Я бы в этой ситуации рекомендовал панно – в заданной цветовой гамме, с тем размером и характером рисунка, который соответствует настроению уже оформленной столовой. Крупный узор, мелкий, сложный, линейный, геометрический, неправильной формы, по узнаваемым мотивам – в русском стиле, японском, скандинавском, барокко, ар нуво, «сама себе абстракция»… И, конечно, нужных цветов.
Раскроем главный секрет: не так важно, какие контуры имеет узор. Ключевое – это цвет и композиция.
Отрисовывать такой узор, конечно, должен дизайнер – можете поручить своему, проверенному, а мы исполним его эскиз. Можем своего художника предложить мы. Если потребуется, элементы узора с панно можно нанести на другие плоскости: столешницы, подоконники, мебельные фасады и дверцы, даже подстолья и некоторые детали стульев. Основной материалы, применяемый для нанесения декора – дерево. Для столовой актуален также искусственный камень. Возможно также работать с МДФ и фанерой.
Сразу оговорюсь: я понимаю, что многим плитные материалы – те самые фанера и МДФ – не нравятся, кажутся дешёвыми. Но у этих материалов есть свои плюсы, об этом в отдельной статье.
Модульное панно: чем интересно?
Очень гибкое решение – модульные панно. Это своего рода «сервиз» из нескольких панно в едином стиле. Модули могут иметь одинаковые размер и форму или разные. У любого модульного панно есть минимум одна «базовая конфигурация» – взаимное расположение элементов, предусмотренное автором. Дальше возможны варианты: возможно создать панно, модули которого повесить вместе, поврозь, в линию, в хаотичном порядке, поставить один из модулей на каминную полку и так далее. Приведённый схематичный пример позволит понять, о чём речь (картинки листаются стрелочками):
На иллюстрации мы видим, что модульное панно можно разместить на стене как единое изображение, где цвета выстроены в определённой логике по часовой стрелке. А можно пофантазировать, размещая модули в разном порядке и сочетаниях как отдельные небольшие панно.
Как уже упоминалось, форма и размер каждого из модулей могут быть разными. Если в помещении на стенах несколько пустых мест, разделённых окнами, дверными проёмами, мебелью, – модульная структура позволит весьма интересно заполнить эти пятна. А если вы любите время от времени изменить что-нибудь в интерьере, модульное панно как приём может доставить вам удовольствие.
А теперь, если уж вы дочитали до этого места, пора поговорить о технологии.
Как мы это делаем?
Весь декор, который мы наносим, делается с помощью различных видов инкрустации, упрощённо говоря – вставок одного материала в другой. Мы ничего не печатаем и не рисуем, всё гораздо добротнее и износоустойчивее. Все применяемые нами технологии инкрустации мы разрабатываем сами.
Базовая техника такая: на плоскости вырезаются канавки глубиной 3…5 мм, имеющие форму нужного узора, изображения, надписи. Эти канавки заполняются ювелирной эпоксидной смолой желаемых цветов. Это и есть инкрустация смолой. Смола и красители, которые мы применяем, абсолютно экологичны. После заполнения смола застывает и шлифуется. Это ручная работа. Называется это «мастичная инкрустация» – от слова «мастика», нечто мягкое, что способно отвердеть.
Форма узора может быть любая, даже самая сложная. Смола износоустойчива, не боится влаги, при желании покрывается лаком вместе с остальной плоскостью – например, столешницей. Такой узор чаще всего поддаётся ремонту, если он повреждён.
Кроме инкрустации смолой, возможна инкрустация кожей и даже бисером, возможны вставки из дерева в смолу или в искусственный камень. Всё это наши собственные разработки, аналогов у них я на рынке не вижу. Подробнее о них – в отдельной статье, посвящённой инкрустации.
Ещё немного о возможностях панно
Устойчивость смолы к влаге, жаре и морозу позволяет создавать с её помощью панно, которые могут «работать» под открытым небом – на открытых верандах, на внешних стенах домов, в саду. Если речь о ресторанах – это вывески круглый год и те же веранды летом. Кроме того, все эти изделия не только поддаются ремонту, но и прекрасно отмываются от грязи и копоти – это бывает важно, например, если они расположены в сигарной комнате или рядом с кухонной плитой.
Для интерьеров в современных стилях подойдут панно, изготовленные из эпоксидной смолы, в которую вставлены детали из массива натурального дерева. Финальный узор наносится как по фону, отлитому из смолы, так и по деревянным вставкам.
Наша последняя разработка – инкрустация кожей по дереву. Из кожи также изготавливаются детали разных цветов и любой, даже самой сложной формы, и потом размещаются в дереве либо в смоле. Такое панно может составить отличную компанию кожаной мебели, и впишутся в интерьер в «мужском» стиле. И, конечно, все вещи мы делаем в единственном экземпляре. Даже если заказчик скажет «хочу такое же», всегда есть возможность изменить детали, чтобы он получил действительно уникальное изделие.