Найти тему
ornament.red

Панно – что это и зачем?

Оглавление

Всем как бы понятно, что такое панно. Ключевое здесь – «как бы». Кто-то припоминает мозаику, кто-то – стену в кинотеатре или в кафе. Хотя все понимают, что панно – это… да, в общем, это почти что угодно.

Давайте разберёмся с панно поконкретнее.

Быка за рога, или Чем панно лучше картины

Принято считать, что для украшения стен нет ничего солиднее хорошей живописи. Так-то оно так, но тут начинаются тонкости и сложности. Я человек педантичный, я эти сложности пронумерую – а попутно буду сравнивать живопись с панно… и хвалить жанр панно, конечно.

1. Живопись – сфера, где за века сложился свой язык. Работа действительно хорошего художника не всегда будет понятна человеку, не являющемуся специалистом или ценителем. Панно имеет право быть куда более доступным и декоративным – в хорошем смысле этого слова.

2. Поскольку мы тут всё же говорим об интерьере жилья или офиса, а не о выставочном зале, нам нужно, чтобы картина в этот интерьер вписывалась. Можно обойти множество галерей и частных мастерских, найти достойные работы, которые придутся по душе, но… вероятность, что уже готовые полотна впишутся в ваш интерьер, прямо скажем, невысока. Нужного варианта может просто не найтись. Тут, правда, у панно как у жанра преимуществ нет, потому что интересных панно куда меньше, чем интересных живописных работ.

3. Конечно, картину у понравившегося мастера можно и заказать. Это достойный, но трудный путь. Дело даже не в том, что непредсказуемыми могут оказаться сроки, а в том, что и результат заранее неочевиден. Почему? Сильный художник рисует именно то, что готов, хочет, видит – у него есть своя внутренняя логика и биография развития. Если певец всю жизнь совершенствовался в оперетте, вряд ли он станет петь оперу или эстраду. Ну, или у него всё равно получится оперетта – даже если вы заказали что-то другое. Так и с живописцем: что именно у него получится – вы узнаете нескоро и, сами понимаете, за этот сюрприз придётся заплатить, даже если результат не вам подойдёт. В этом смысле с панно, конечно, проще – его можно заранее спланировать в деталях, утвердить эскизы и материалы. Можно даже смоделировать в компьютере панно в вашем интерьере. Конечно, в реальности изделие будет выглядеть иначе (свет, фактура материалов, ракурсы и пр.) – но предсказуемость результата вырастет несопоставимо.

4. Живопись нельзя заказать «по мотивам» понравившейся работы. «Сделай-ка нам, голубчик, что-нибудь в духе «Девятого вала» Айвазовского» – это так не работает. Можно заказать копию, но хороший копиист – большая редкость. Гораздо реальнее найти хорошего художника, который сделает панно по мотивам, например, понравившегося вам сильного орнамента или декора. И, само собой, «впишет» эту работу в интерьер.

Уточню: я не пытаюсь свести изобразительное искусство (и живопись в частности) к задаче декорирования интерьера. Речь о том, что если такая задача стоит, – панно очень гибкий и удобный инструмент.

Что это вообще значит – «панно»?

Само слово пришло в русский язык из французского, где «panneau» означает «доска, стенка, панель». В древнем Риме «pannellus» означало «лоскут ткани», а ещё раньше, когда и Рима-то не было, в праиндоевропейском языке «pan» означало просто «ткань».

Из чего становится понятно, что панно – это какая-то плоская вещь, скорее всего – с рисунком. Панно – предмет декоративный, его размещают на стену, реже – на потолок. В последние десятилетия панно стало чаще появляться не только в общественных помещениях, но и в частных домах и вообще обрело второе дыхание.

Фрагмент старинного панно, известного как «Гобелен из Байё». Вышивка, около 1070 года.
Фрагмент старинного панно, известного как «Гобелен из Байё». Вышивка, около 1070 года.

Что может панно?

Ещё раз подчеркнём: прикладной характер этого изделия предполагает, что фантазия художника работает именно на украшение интерьера, а не «вообще». Поэтому самая главная задача панно, как любого декоративного предмета интерьера – расставить акценты в помещении, улучшить интерьер. Грубо говоря, панно в интерьере – это как соль в еде. Тщательно подобранный, ровный, аккуратный интерьер из скучного превратится в привлекательный, если в нужных местах добавить в него несколько неслучайных цветовых пятен, узоров или изображений.

Пара примеров

Чистый белый интерьер, минимум деталей, однотонные стены. Отличное, комфортное, проверенное решение – но если довести его до логического завершения (а иначе зачем ввязываться в «стопроцентную концепцию»?), помещение превратится в стерильную операционную, и выяснится, что пустота тоже способна давить.

Панно с календарём индейцев майя, массив белёного граба, инкрустация ювелирной смолой
Панно с календарём индейцев майя, массив белёного граба, инкрустация ювелирной смолой

В этом случае может оказаться достаточно на одной из чистых стен разместить одно панно – можно крупное, а можно и поменьше. На фото вы видите первый вариант – большое панно на основе знаменитого календаря индейцев майя. Если такой большой элемент покажется избыточным или дорогим решением, можно использовать модульное панно – несколько небольших фрагментов орнамента тех же майя на нескольких досках. Их можно разместить вместе, а можно развесить по разным точкам комнаты и даже в других помещениях, например – в прихожей, это придаст интерьеру всей квартиры некую связность.

А вот противоположная ситуация: кабинет, насыщенный множеством деталей. При всём разнообразии живописных мелочей потребовалось панно. Оно выполнило роль центрального элемента, точки отсчёта, за которую можно «зацепиться глазом», начиная осматриваться в помещении. Камин оказался грубоватым для этой задачи, что объяснимо: хозяин явно тяготеет к восточной стилистике, богатой на мелкие детали. Сугубо европейский очаг, мощный и нарочито прямолинейный, слишком отличается по масштабу деталей от арабесок на обивке стен и от узора на шторах, и на роль связующего центра не годится. Этот разрыв между мелким и крупным и восполнило панно в марокканском стиле, орнаментом «подыгравшее» декору кабинета, а цветом – камину. Разместить панно оказалось куда проще (и остроумнее), чем переделывать камин.

Панно по мотивам марокканской мозаики связывает интерьер воедино
Панно по мотивам марокканской мозаики связывает интерьер воедино

Примеры попрактичнее

Есть, конечно, и более приземлённые задачи, которые удобно решить с помощью панно. Скажем, у вас уже оформлена столовая: встроенная кухня и «остров», стол и стулья. Выбраны цвета фасадов, столешниц, стен и пола. Всё ровно и аккуратно, всё в гамме, но через месяц (или сразу) вы приходите к выводу, что чего-то не хватает. Скучновато, попросту говоря, и бежевая горизонтальная полосочка по стенам не спасает.

Что делать? Повесить на стену что-то яркое, в насыщенных тонах? Это напрашивается, но даже контрастная гамма должна гармонировать с тем, как уже оформлено помещение.

Я бы в этой ситуации рекомендовал панно – в заданной цветовой гамме, с тем размером и характером рисунка, который соответствует настроению уже оформленной столовой. Крупный узор, мелкий, сложный, линейный, геометрический, неправильной формы, по узнаваемым мотивам – в русском стиле, японском, скандинавском, барокко, ар нуво, «сама себе абстракция»… И, конечно, нужных цветов.

Раскроем главный секрет: не так важно, какие контуры имеет узор. Ключевое – это цвет и композиция.

Отрисовывать такой узор, конечно, должен дизайнер – можете поручить своему, проверенному, а мы исполним его эскиз. Можем своего художника предложить мы. Если потребуется, элементы узора с панно можно нанести на другие плоскости: столешницы, подоконники, мебельные фасады и дверцы, даже подстолья и некоторые детали стульев. Основной материалы, применяемый для нанесения декора – дерево. Для столовой актуален также искусственный камень. Возможно также работать с МДФ и фанерой.

Сразу оговорюсь: я понимаю, что многим плитные материалы – те самые фанера и МДФ – не нравятся, кажутся дешёвыми. Но у этих материалов есть свои плюсы, об этом в отдельной статье.

Модульное панно: чем интересно?

Очень гибкое решение – модульные панно. Это своего рода «сервиз» из нескольких панно в едином стиле. Модули могут иметь одинаковые размер и форму или разные. У любого модульного панно есть минимум одна «базовая конфигурация» – взаимное расположение элементов, предусмотренное автором. Дальше возможны варианты: возможно создать панно, модули которого повесить вместе, поврозь, в линию, в хаотичном порядке, поставить один из модулей на каминную полку и так далее. Приведённый схематичный пример позволит понять, о чём речь (картинки листаются стрелочками):

На иллюстрации мы видим, что модульное панно можно разместить на стене как единое изображение, где цвета выстроены в определённой логике по часовой стрелке. А можно пофантазировать, размещая модули в разном порядке и сочетаниях как отдельные небольшие панно.

Как уже упоминалось, форма и размер каждого из модулей могут быть разными. Если в помещении на стенах несколько пустых мест, разделённых окнами, дверными проёмами, мебелью, – модульная структура позволит весьма интересно заполнить эти пятна. А если вы любите время от времени изменить что-нибудь в интерьере, модульное панно как приём может доставить вам удовольствие.

А теперь, если уж вы дочитали до этого места, пора поговорить о технологии.

Как мы это делаем?

Весь декор, который мы наносим, делается с помощью различных видов инкрустации, упрощённо говоря – вставок одного материала в другой. Мы ничего не печатаем и не рисуем, всё гораздо добротнее и износоустойчивее. Все применяемые нами технологии инкрустации мы разрабатываем сами.

Базовая техника такая: на плоскости вырезаются канавки глубиной 3…5 мм, имеющие форму нужного узора, изображения, надписи. Эти канавки заполняются ювелирной эпоксидной смолой желаемых цветов. Это и есть инкрустация смолой. Смола и красители, которые мы применяем, абсолютно экологичны. После заполнения смола застывает и шлифуется. Это ручная работа. Называется это «мастичная инкрустация» – от слова «мастика», нечто мягкое, что способно отвердеть.

Форма узора может быть любая, даже самая сложная. Смола износоустойчива, не боится влаги, при желании покрывается лаком вместе с остальной плоскостью – например, столешницей. Такой узор чаще всего поддаётся ремонту, если он повреждён.

Кроме инкрустации смолой, возможна инкрустация кожей и даже бисером, возможны вставки из дерева в смолу или в искусственный камень. Всё это наши собственные разработки, аналогов у них я на рынке не вижу. Подробнее о них – в отдельной статье, посвящённой инкрустации.

Ещё немного о возможностях панно

Устойчивость смолы к влаге, жаре и морозу позволяет создавать с её помощью панно, которые могут «работать» под открытым небом – на открытых верандах, на внешних стенах домов, в саду. Если речь о ресторанах – это вывески круглый год и те же веранды летом. Кроме того, все эти изделия не только поддаются ремонту, но и прекрасно отмываются от грязи и копоти – это бывает важно, например, если они расположены в сигарной комнате или рядом с кухонной плитой.

Для интерьеров в современных стилях подойдут панно, изготовленные из эпоксидной смолы, в которую вставлены детали из массива натурального дерева. Финальный узор наносится как по фону, отлитому из смолы, так и по деревянным вставкам.

Наша последняя разработка – инкрустация кожей по дереву. Из кожи также изготавливаются детали разных цветов и любой, даже самой сложной формы, и потом размещаются в дереве либо в смоле. Такое панно может составить отличную компанию кожаной мебели, и впишутся в интерьер в «мужском» стиле. И, конечно, все вещи мы делаем в единственном экземпляре. Даже если заказчик скажет «хочу такое же», всегда есть возможность изменить детали, чтобы он получил действительно уникальное изделие.