Владимир Елисеевич Лобанок — один из тех наших земляков, которые родились, творили и сражались за родную землю и прах их покоится в ней. И он достоин, чтобы его не просто помнили, а чтили, на его примере учились любить Беларусь!
Ведь, как считает доктор исторических наук, профессор Э.Г. Иоффе: «Военным орденом Суворова награждались маршалы и генералы — командующие фронтами и армиями, представители высшего военного командования и Генштаба. Всего за годы войны орденом Суворова 1-й степени награждено 390 человек. Мало кому известно, что среди них был и прославленный партизанский командир — Герой Советского Союза Владимир Елисеевич Лобанок. В истории партизанского движения на белорусской земле это единственный случай награждения партизанского командира этим высоким полководческим орденом».
А за особенные заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссии полковнику В. Е. Лобанку в сентябре 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Данная награда была вручена за умелое командование партизанской бригадой в тылу немецко-фашистских войск, проявленные при этом мужество и героизм.
Из воспоминаний известных в стране людей, близко знавших Лобанка
*** Михаил Васильевич Тараткевич, бывший партизан соединения В. Е. Лобанка, впоследствии видный белорусский философ и публицист, доктор наук и профессор:
«Перед самой войной только что избранный первым секретарем Лепельского райкома партии и, даже не успевший перевезти семью, Владимир Лобанок и по образованию, и по агрономической специальности, и по жизненному опыту, и по складу характера был далек от всего военно-батального. А соответствующие директивы первых дней, требовавшие, когда припекло, срочного развертывания партизанских действий, скорее напоминали декларативные призывы самого общего характера. Инструктаж перед отправкой из Гомеля в тыл врага тоже мало что прояснил. Не оказалось даже карт нужных масштабов, а по старым, которые находили, ориентироваться на местности было почти невозможно. Хорошо, что еще до нашествия немцев успели подобрать добровольцев для подпольной работы и кое-что припрятать в Сосняговской пуще.
Приход на Лепельщину Лобанка, как полномочного представителя партии и Советской власти, окрылил участников местного подполья: его уже знали по первым уверенным шагам в районе. Работать было крайне сложно, часто жизнь висела на волоске. Предельная напряженность в условиях постоянной опасности, мгновения тревожного сна где-нибудь на сеновале, в стоге сена или на нарах землянки в Сосняговской пуще, тайные, но такие плодотворные встречи с активистами подполья — эти тревожные будни вскоре увенчались практическими действиями по разгрому волостных управ, пунктов по заготовке продуктов, а затем и воинских гарнизонов врага. В должностях командира группы, отряда, комиссара, командира бригады В. Е. Лобанок был душой всех патриотических начинаний.
«Он не только руководил партизанскими отрядами, — свидетельствует его боевая характеристика, — но и с оружием в руках, с гранатами, с „удочкой“ от заложенной на „железке“ мины, личным примером увлекал бойцов на героические подвиги. Не было ни одной операции, в которой он не принимал участия. Засада на шоссе Лепель — Березино (где Лобанок был ранен), крупный бой с гитлеровскими грабителями у д. Зеленый Остров, разгром немецких гарнизонов, поход в Литву, отвлекающие действия во время карательной экспедиции 1943 года — далеко не полный перечень только крупных его операций.
По праву участника боев с карателями весной сорок четвертого под Ушачами, тяжело раненного и контуженного на последних рубежах обороны, смею утверждать: без Лобанка, без его выдержки, терпения, мужества, находчивости, личного примера, наконец, просто без его обнаженной честности, вся эта героическая эпопея, как и сам изумительно дерзкий и точный прорыв, были бы просто невозможны. А он так и остался очень скромным, с виду отнюдь не воинственным человеком, с тихим голосом и застенчивой улыбкой“ (М. Светлов). Участники прорыва потом с гордостью и восхищением шутили: „Фельдмаршал Паулюс сдался бы“. Как особо отличившийся в боях с карателями, проявивший при этом блестящие качества военачальника, командующий соединением полковник Лобанок был заслуженно награжден высшим полководческим, по существу генеральским, орденом Суворова первой степени. И этим сказано все».
*** Михаил Николаевич Шиманский, патриарх белорусской журналистики, Заслуженный работник культуры Белорусской ССР, лауреат Премии Президента Республики Беларусь:
«3 июля Владимиру Лобанку исполнилось бы 100 лет (об этом М. Шиманский говорил в 2007 году, — Прим.).
Согласитесь, есть нечто знаковое в этом символическом совпадении. Мы в очередной раз будем торжественно отмечать наш самый дорогой, светлый праздник — День независимости Республики Беларусь (День Республики). И одновременно вспомним о Владимире Елисеевиче, столь много сделавшем для нашей страны. Прославленный организатор и руководитель партизанского движения в Беларуси, крупный партийный и государственный деятель, чья жизнь стала примером высокого патриотизма, стойкости и мужества, глубокой преданности своей Родине, своему народу.
В судьбе Владимира Елисеевича — судьба многих тысяч его сверстников, белорусских парней, на чью долю выпали тяжелейшие испытания. Но есть в его биографии весьма примечательные моменты, которые, думаю, не известны широкой общественности Беларуси.
Родился в деревне Остров Пуховичского района. Его отец Елисей Николаевич в 1909-м — Владимиру было только два годика — уехал в Америку искать лучшей доли, принимал активное участие в рабочем движении. После войны министр иностранных дел Беларуси Кузьма Киселев нашел в Америке несчастного белоруса, помогал вернуться домой. Но не судьба: скоропостижно скончался в ночь перед самым отлетом. Так и не увидел сын отца. Кстати, после войны, когда В. Лобанок работал первым секретарем Полесского обкома партии, всесильный Цанава хотел его арестовать за… отца в Америке. Но храброго партизана надежно защитил не менее сильный тогда П. Пономаренко.
Самый главный период его жизни, безусловно, партизанские годы. О них Владимир Елисеевич всегда рассказывал охотно и интересно, жила в нем такая внутренняя потребность. Как-то он предложил мне:
— Давайте съездим в Лепельский и Полоцкий районы. Если время позволит, завернем на Ушаччину. Побываем в тех местах, где я партизанил. Слава Богу, там еще живет много моих боевых друзей, и, несмотря ни на что, держатся они молодцами. Знаете, очень тянет меня всегда в те края…Тогда по дороге мы заехали в Хатынь. Стоял великолепный июль, пахнущий медом, плыли в высоком небе чистые легкие облака, переливчатые трели беззаботных жаворонков живой вязью вплетались в звонкую тишину летнего дня.
Мы остановились у бронзового Иосифа Каминского. Стояли и молчали. Тяжелые удары колоколов Хатыни отзывались в душе глубокой скорбью и болью, печально звучали над сожженной деревней, над окрестными пышными лесами, над всей землей, как вечный реквием погибшим беззащитным женщинам, детям, старикам.
Я ни о чем не спрашивал Владимира Елисеевича. Знал, что вспоминает сейчас те далекие годы, опаленные далекой войной, партизанские сражения.
— А сколько таких Хатыней на Витебщине, — вздохнул он тяжело. — Какие дикие зверства творили там гитлеровцы. Как будто сейчас перед глазами сожженные деревни, трупы невинных женщин и детей, над которыми так издевались фашистские изуверы. Партизаны мстили им беспощадно.
В той нашей поездке, при других встречах Владимир Елисеевич подробно поведал о Полоцко-Лепельской партизанской зоне. Она — уникальное явление в партизанском движении в Беларуси. Территория ее превышала три тысячи двести квадратных километров. В крае находилось свыше тысячи населенных пунктов, где проживало до ста тысяч человек. Протяженность обороны зоны составляла 287 километров, в том числе 25 километров по берегу Западной Двины.
— Тогда среди наших партизан еще ходила такая песенка: «Мы стоим на левом берегу, не дадим пройти сюда врагу», — вспоминал Владимир Елисеевич. — И не дали. К концу 1943 года здесь дислоцировалось 16 партизанских бригад, насчитывавших 17 тысяч бойцов.
Владимир Лобанок вначале командовал бригадой, затем партизанским соединением этой зоны. Вспоминал:
— Не будем забывать, что все это происходило под носом у гитлеровцев. Полоцко-Лепельская зона являлась ближним тылом 3-й танковой армии, и мы не давали врагу житья ни днем ни ночью. Внезапными налетами громили их гарнизоны, взрывали мосты, склады, выводили из строя важные коммуникации, срывали вражеские перевозки по железным и шоссейным дорогам. Так, шоссейной дорогой Лепель — Березино — Парафьяново и железной Лепель — Орша гитлеровцы не могли пользоваться вовсе. Осенью 1942 года мы освободили от оккупантов райцентр Ушачи, который превратился в столицу нашего обширнейшего партизанского края.
— Владимир Елисеевич, — спрашивал я, — а что в ту пору требовалось от вас, командира столь огромного партизанского соединения?
— Во-первых, я лично отвечал за всех и все. И не только за партизан, но и за гражданское население. Во-вторых, мы все полностью осознавали: мы и только мы в сложившейся ситуации, в глубоком вражеском тылу, сможем и обязаны показать гитлеровцам: не они хозяева здесь, а партизаны, советские люди. Если же говорить о мужестве, то оно было поистине массовым и заключалось в том, что в данное конкретное время партизаны показывали совершенную и полную готовность оценить меру опасности, высокую моральную готовность выстоять перед ней.
О себе Владимир Елисеевич не любил рассказывать. Хотя его боевые побратимы вспоминали, что он непосредственно участвовал почти во всех боях, проведенных лесными солдатами его соединения. И всегда отличался незаурядной личной храбростью и мужеством. И звание Героя Советского Союза получил в октябре 1943 года — во время самых ожесточенных сражений с врагом. А орден Суворова 1-й степени ему, белорусскому партизану, о чем говорит? А другие боевые награды?
Это была личность!»
Славные боевые и трудовые дела знатного земляка
Важнейшим периодом жизни Владимира Елисеевича Лобанка были партизанские годы, когда ярко проявились его бойцовские качества и раскрылся талант умелого организатора народных масс на борьбу с ненавистными немецко-фашистскими оккупантами. В августе 1941 года он возглавил Лепельский подпольный райком, одновременно с марта 1942 года был командиром партизанского отряда № 68, с августа 1942 стал комиссаром Чашникской партизанской бригады Дубова, а в июле 1943 года — командиром Лепельской партизанской бригады. Под его руководством и при непосредственном участии были разработаны и осуществлены многие боевые операции по разгрому немецко-фашистских гарнизонов, в том числе в Ушачах, Камене, Боровце и Пышне.
В декабре 1943 года Владимир Лобанок возглавил оперативную группу ЦК КП(б)Б и Белорусского штаба партизанского движения по Полоцко-Лепельской партизанской зоне, координирующую деятельность 16 партизанских бригад, в том числе во время Полоцко-Лепельской битвы 1944 года.
Надо отметить, что Полоцко-Лепельская партизанская зона — была весьма уникальным явлением в партизанском движении Беларуси. Территория ее превышала 3200 кв. км., здесь находилось свыше тысячи населенных пунктов, в которых проживали до ста тысяч человек.
В апреле 1944 года Владимир Лобанок руководил боевыми действиями полоцких партизан (около 18 тыс. бойцов, 21 орудие) по отражению крупнейшей карательной экспедиции немецко-фашистских войск (до 60 тыс. человек, имевших 137 танков и 235 орудий, поддержанных авиацией). При таком неравном соотношении сил партизаны героически оборонялись от многократно превосходящего врага, непрерывно уходя от преследования и атакуя его коммуникации. В мае кольцо окружения было прорвано, основные силы партизан и тысячи жителей зоны вырвались из смертельной ловушки.
Щедро одаренный добротой души, Владимир Елисеевич был очень внимателен к людям, никогда не позволял себе повысить голос на подчиненного, хотя подчас обстановка и требовала этого. Он лично отвечал не только за партизан, но и за гражданское население. Боевые друзья-партизаны Владимира Лобанка вспоминали, что он непосредственно участвовал во всех боевых операциях, проведенных народными мстителями его соединения, и всегда отличался незаурядной храбростью и мужеством.
После освобождения Беларуси Владимир Елисеевич Лобанок с июня 1944 года работал на ответственных должностях в аппарате ЦК КП(б)Б, был заместителем заведующего сельскохозяйственным отделом ЦК КП(б)Б, с октября 1944 года — председателем Полоцкого облисполкома, вторым, затем первым секретарем Полесского обкома КП(б)Б, председателем Гомельского облисполкома. В 1956 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. В 1956-1962 годах Лобанок возглавлял Витебский обком партии, с апреля 1962 года был первым заместителем председателя Совета Министров Белорусской ССР и одновременно до 1965 года — министром производства и заготовок сельскохозяйственных продуктов БССР.
А в 1974 году Владимир Елисеевич был назначен заместителем председателя Президиума Верховного Совета БССР.
Владимир Елисеевич жил в гуще народа, его не только всегда интересовало мнение и мысли, предложения людей, он их использовал в своей работе. Во всех делах он превыше всего ставил интересы народа, его благосостояние. Хорошо зная, не понаслышке, о нуждах и проблемах людей, он вносил много ценных предложений в законодательство, по совершенствованию стиля работы депутатов.
Также он является автором книг: «В боях за Родину» и «Партизаны принимают бой».
Умер Владимир Елисеевич Лобанок в 1984 году. До последнего дня он был в строю, служил родной Беларуси, которую так горячо любил.
Память о Владимире Лобанке нетленна
Именем Героя Советского Союза Владимира Елисеевича Лобанка названы улицы в Лепеле и Минске, также в Минске на доме, в котором жил Лобанок, установлена мемориальная доска в его честь.
В 1968 году согласно постановлению Бюро ЦК КПБ в городском поселке Ушачи был основан Музей народной славы, а в 1999 году постановлением Совета Министров Беларуси ему было присвоено имя Героя Советского Союза Владимира Лобанка. В музее четыре экспозиционных зала, освещающих историю партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, мемориальная партизанская картинная галерея и экспонаты, рассказывающие о Героях Советского Союза А. Ф. Данукалове, Ф. Ф. Дубровском, В. Е. Лобанке, П. М. Романове, И. М. Тимчуке, М. А. Егорове, полном кавалере ордена Славы А. А. Клопове, личное оружие дважды Героя Советского Союза И. Х. Баграмяна, листовки, документы, личные вещи партизан.
Несколько лет назад в Чашникском районе Витебщины открыт обновленный памятник партизанам Владимира Лобанка. «Открытый сегодня обновленный объект — лишь часть большого проекта, связанного с благоустройством и созданием здесь музея, — подчеркнул председатель Чашникского райисполкома Леонид Плешко. — В ближайшие годы планируется привести в порядок всю территорию возле стелы, расположенные здесь две имитации партизанских землянок. В дальнейшем обсуждается возможность поставить здесь деревянный сруб, в котором разместится тематический музей с экспонатами и материалами о деятельности бригады».
А на Минщине, на малой родине Героя Советского Союза Владимира Елисеевича Лобанка в Марьиногорском ордена «Знак Почета» аграрно-техническом колледже имени В. Е. Лобанка, действует народный музей, где все повествует о знаменитом земляке, ставшего знаковой личностью в истории Беларуси, под девизом: «ЗНАЕМ! ПОМНИМ! ГОРДИМСЯ!»
Текст: Владимир Касьянов