Найти тему

Как мертвый единоборец Аррахион стал олимпийским чемпионом

Оглавление

В истории древних Олимпийских игр известны случаи, когда чемпионами провозглашали мертвых атлетов. Самым известным таким случаем была победа единоборца Аррахиона во вре­мя 54-й олим­пи­а­ды.

Рассказ о том, почему же судьи признали победителем мертвеца, приводится у греческих писателей Павсания и Флавия Филострата.

Аррахион из Фигалии

Аррахион жил в VI веке до н.э. и был родом из Фигалии - города на западе Пелопоннеса, расположенного в сорока километрах к югу от Олимпии. Фигалия знаменита своими древними храмами, из которых хорошо сохранился только один - храм Аполлона Эпикурийского.

Храм Аполлона Эпикурийского
Храм Аполлона Эпикурийского

Год рождения Аррахиона неизвестен, зато точно определен год его смерти - 564 г. до н.э. В этот год состоялась 54-я олимпиада, на которой Аррахиона посмертно провозгласили чемпионом.

Историки сообщают, что Аррахион был трехкратным олимпийским чемпионом по панкратиону. Он победил на 52-й, 53-й и 54-й олимпиадах.

Аррахион был одним из сильнейших панкратистов того времени. Но в финальном поединке на 54-й олимпиаде ему пришлось биться с более сильным соперником. Имени того бойца история не сохранила.

Бойцы панкратиона. Бронза II в. до н.э. Лувр, Париж
Бойцы панкратиона. Бронза II в. до н.э. Лувр, Париж

Задушенный чемпион

В ходе легендарного финального боя соперник Аррахиона сумел провести удушающий прием. Как описывает Павсаний,

"соперник, схва­тив и крепко сжав Арра­хи­о­на нога­ми, стал давить руками его за гор­ло; "
Бойцы панкратиона. Чернофигурная керамика. V в. до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Бойцы панкратиона. Чернофигурная керамика. V в. до н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Пытаясь вырваться из удушающего захвата, Аррахион ухватил ступню своего противника и стал ломать ему палец на ноге. И так продолжалось какое-то время: один, превозмогая боль, изо всех сил душил, а другой из последних сил ломал палец. Наконец, Аррахион сломал палец своему сопернику и тот от невыносимой боли разжал хватку и признал свое поражение. Знаком того, боец не может продолжать бой, был поднятый вверх большой или указательный палец руки.

Боец сдается и поднимает вверх палец. Рисунок на греческой вазе. V в. до н.э.
Боец сдается и поднимает вверх палец. Рисунок на греческой вазе. V в. до н.э.

Судьи сразу остановили поединок, но Арра­хи­он, остался лежать на земле, не пытаясь подняться. По словам Павсания,

"заду­шен­ный, он испу­стил дух."

Соперник в пылу борьбы и, страдая от боли, не заметил, что Аррахион потерял сознание и уже перестал дышать. Судьи, видимо, тоже были не очень внимательны и ждали, когда Аррахион поднимет большой палец, умоляя остановить поединок. Но Аррахион предпочел лучше умереть, чем признать свое поражение.

Судьи присудили победу Аррахиону. Его мертвое тело укра­си­ли вен­ком и провозгласи­ли победи­те­лем 54-й Олимпиады.

Памятник Аррахиону в Фигалии

Граждане Фигалии чествовали своего земляка Аррахиона как героя. Ему воздвигли памятник на центральной городской площади. По счастливой случайности статуя Аррахиона сохранилась до наших дней и сейчас находится в Археологическом музее Олимпии. Это одна из древнейших сохранившихся статуй олимпийских чемпионов.

Статуя Аррахиона. Мрамор, VI в. до н.э. Археологический музей в Олимпии, Греция.
Статуя Аррахиона. Мрамор, VI в. до н.э. Археологический музей в Олимпии, Греция.

Картина в Неаполе

Аррахиона чествовали не только в Фигалии, но и по всей Греции. Он был хорошо известен и в Древнем Риме, где его подвигу были посвящены статуи и картины. Одна такая картина находилась в Неаполе, и ее очень ярко описал Филострат в своей книге "Картины".

По словам Филострата, на картине было изображено два сюжета: поединок Аррахиона и его символическое награждение победным венком.

И в том и в другом случае Аррахион нарисован как живой победитель:

У него прекрасный румянец, как кровь с молоком; еще падают капли чистого пота, и улыбается он, как смеются живые, когда они чувствуют полноту своей победы."

Задушивший его соперник, наоборот, изображен как бледный мертвец, который подает знак, что сдается.

Потрясенные зрители с восторгом приветствуют атлета-победителя. Они стали свидетелями великого подвига: двукратный победитель Олимпиады завоевал третью победу ценой собственной жизни.

Здесь же изображено как Аррахион получает венок победителя из рук гелланодика (судьи олимпийских игр):

"увенчанный венком, еще покрытый пылью этой арены, уходит он в страну блаженных."
Награждение победителя. Рисунок на чаше из Вульчи. 520-510 г. до н.э. Лувр, Париж.
Награждение победителя. Рисунок на чаше из Вульчи. 520-510 г. до н.э. Лувр, Париж.

Победить или умереть

Филострат в книге "О гимнастике" пишет, что в смерти Аррахиона виноват его тренер Эриксиас, который в конце боя призывал его не сдаваться и кричал:

Аррахион! Какая будет замечательная эпитафия на твоем памятнике:
"Он никогда не был побежден в Олимпии!"

Аррахион поставил свою славу выше самой жизни и бился до конца, пока не испустил дух. Он выполнил установку своего тренера и оправдал надежды зрителей, которые ждали от него только победы. Аррахион погиб, но остался непобежденным.

Источники:

Павсаний. Описание Эллады, Книга 8, Гл. 40

Филострат, Картины, Книга II, 6

Большое спасибо за прочтение статьи!

Читайте на этом же канале о великих атлетах древности:

Роковая победа единоборца Диоксиппа

Как Александр Македонский запер своего друга, будущего царя Лисимаха в клетке со львом

Милон Кротонский. Удивительная судьба великого атлета

Как знаменитого силача Пулидаманта погубила его собственная сила

О том, как иудейский царь Ирод стал почетным организатором Олимпийских игр