Найти в Дзене

Бренды в искусстве. Энди Уорхол

Энди Уорхол, настоящее имя Эндрю Уорхола (родился 6 августа 1928, Питтсбург, Пенсильвания, США — умер 22 февраля 1987, Нью-Йорк, Нью-Йорк), американский художник и кинорежиссер, инициатор и ведущий представитель движения поп-арта. 1960-е, чье массовое искусство олицетворяло предполагаемую банальность коммерческой культуры Соединенных Штатов. Умелый публицист, он создал представление о художнике как о безличной, даже бессодержательной фигуре, которая, тем не менее, является успешной знаменитостью, бизнесменом и карьеристом.

Энди Уорхол
Энди Уорхол

Сын иммигрантов с территории современной восточной Словакии, Уорхол окончил в 1949 году Технологический институт Карнеги (ныне Университет Карнеги-Меллона) в Питтсбурге по специальности живописный дизайн. Затем он отправился в Нью-Йорк, где около десяти лет работал коммерческим иллюстратором.

Уорхол начал рисовать в конце 1950-х годов и получил внезапную известность в 1962 году, когда выставил картины с изображением банок супа Кэмпбелл, бутылок кока-колы и деревянных копий коробок для мыла Brillo. К 1963 году он начал массовое производство этих преднамеренно банальных изображений потребительских товаров с помощью фотографической шелкографии, а затем начал печатать бесконечные вариации портретов знаменитостей в ярких цветах. Техника шелкографии идеально подходила Уорхолу, поскольку повторяющееся изображение сводилось к безвкусной и бесчеловечной культурной иконе, отражавшей как предполагаемую пустоту американской материальной культуры, так и эмоциональную невовлеченность художника в практику своего искусства. Работы Уорхола поставили его в авангарде зарождающегося движения поп-арта в Америке.

По мере развития 1960-х Уорхол все больше сил посвящал кинопроизводству. Такие его фильмы, как «Девочки из Челси» (1966), «Ешь» (1963), «Мой хастлер» (1965) и «Голубой фильм» (1969), обычно считающиеся андеграундными, известны своим изобретательным эротизмом, бессюжетной скукой и чрезмерной продолжительностью (до до 25 часов). Среди других фильмов - «Бедная маленькая богатая девочка» (1965) и «Лупе» (1966), в обоих из которых снялась Эди Седжвик.

В 1968 году Уорхол был застрелен и чуть не убит Валери Соланас, одной из множества звезд андеграундного кино и рок-музыки, различных прихлебателей и светских диковин, которые часто посещали его студию, известную как Фабрика. (Этот инцидент описан в фильме 1996 года «Я застрелил Энди Уорхола».) К этому времени Уорхол стал известным участником мира моды и авангардного искусства и сам по себе был влиятельной знаменитостью. На протяжении 1970-х годов и до самой смерти он продолжал выпускать репродукции с изображением политических и голливудских знаменитостей, в частности Мэрилин Монро. Он также участвовал в широком спектре рекламных иллюстраций и других коммерческих арт-проектов. За его «Философией Энди Уорхола» (1975) последовали «Портреты семидесятых» и «Экспозиция» Энди Уорхола (оба 1979).

Работы Уорхола представлены в Музее Энди Уорхола в Питтсбурге. В своем завещании художник указал, что все его имущество должно быть использовано для создания фонда «развития изобразительного искусства». Фонд визуальных искусств Энди Уорхола был основан в 1987 году.