В Москве чуть ли не каждый год появляется по арт-кластеру, созданному на базе старой заброшки. Это пространство «Красный октябрь» (бывшая шоколадная фабрика), ГЭС-2 (в прошлом гидроэлектростанция), Хлебозавод (тут понятно), «Флакон» (экс-парфюмерная фабрика), музей современного искусства «Гараж» (бывший автобусный парк) и другие. Сегодня это места притяжения, а значит — срочно нужна прогулка, где я покажу всё самое интересное и передовое, испытаю на себе и бережно передам вам. Я нашла место, где соседствуют сразу три кластера. Это удобно. Ловите: метро «Курская».
Рядом с Курским вокзалом и «Гоголь-центром» расположились сразу три арт-кластера: бывший завод по производству арматуры «Арма», «Винзавод», где в XIX и XX веках производили пиво и вино, и Artplay — Мекка дизайнеров, художников, творческих бизнесменов. Вот эта история, когда инвесторы вкладывают деньги в ветхие, аварийные, полуразрушенные фабрики и заводы и превращают их в модные арт-бизнес-пространства, мне нравится безумно. Здесь такой дух свободы и креатива, слитый с аутентичностью прошлого, в котором живет душа. Всё это рождает буйную фантазию, идеи и... деньги.
Джентрификация — реконструкция старых районов (пространств) с целью вдохнуть в них новую жизнь и привлечь состоятельную публику. Феномен возник в период экономического и социального кризиса в западных странах: США, Великобритании, Финляндии, Германии. Первыми превращать ангары в арт-пространства начали США в 1940-х после периодов биржевого краха и Великой депрессии. В заброшенные фабрики и цеха потянулась творческая богема. На свои деньги они начали возвращать жизнь в ветхие здания. Западные правительства быстро оценили эту «антикризисную стратегию» и поддержали ее. После финансового кризиса 90-х годов XX века и закрытия заводов, фабрик, комбинатов подобные идеи появились в России. Заброшенные здания стали обживать художники, которым всегда нужны мастерские, режиссеры артхаусного кино, дизайнеры, бизнесмены.
Заходим с черного входа (так удобнее, если идти от «Армы») и сразу же попадаем в галерею уличного искусства без стен и потолков. Повсюду граффити, муралы, постеры. И первым бросается в глаза огромное полотно-мурал с девушкой по центру. Ее лицо собрано из пазлов по анатомическим линиям. Это работа знаменитого уличного художника Дмитрия Аске «Коллеги по цеху». Ей всего год. Мы видим людей, которые ходят по выставке современного искусства. Почти все в масках, защищающих от COVID-19.
Изначально уличное искусство было чем-то вроде протестного движения. Творческие люди, художники, часто даже маргиналы, у которых не было денег на свои выставки в галереях, на продюсеров и пиар, просто выходили на улицы и разрисовывали стены, гаражи, опоры мостов. Так начинал Жан-Мишель Баския, который прошел путь от бродяги-граффитчика до знаменитого художника, любовника Мадонны и друга Энди Уорхола.
Так начинал Бэнкси в конце 90-х в составе бристольской группы уличных художников. К чему это привело — про Бэнкси сегодня говорит весь мир, ему платят миллионы долларов за уличный стрит-арт. Мировую выставку называют бессмысленной, если на ней не представлена работа Бэнкси.
«Искусство найдет вас, даже если вы того не хотите, вы найдете искусство, даже если оно того не хочет»
Бэнкси
Дмитрий Аске тоже начинал как нелегально работающий по ночам уличный граффити-художник. А сейчас его работы можно встретить в Третьяковке и на самых модных выставках мира. Он коллаборирует с Uniqlo, Reebook, Nike, сотрудничает с РЖД. В холле Ленинградского вокзала висит его панно «Счастливый билет».
Ну а мы сворачиваем в «бродильный цех» и начинаем открывать все двери подряд, так как за ними десятки галерей современного искусства и любопытные шоурумы. Бродим медленно, вдумчиво, со смаком, как когда-то прямо здесь это делало вино. Изучать все галереи можно бесплатно, а вот приобрести искусство — только за деньги.
Осознав новые смыслы от встречи с современным искусством, обогатившись или, наоборот, возмутившись и раздражаясь, мы перетекаем в большое винохранилище. Двумя этажами ниже расположены потрясающие сводчатые кирпичные подвалы.
Здесь чуть прохладно, ароматы вина давно смешались с запахами современных галерей и шоурумов, я ловлю слегка хмельное настроение.
«Винзавод» занимает территорию бывшего пивоваренного предприятия «Московская Бавария». Здесь работал полный цикл производства алкогольных напитков. Говорят, на вкус они были даже ничего и получали международные премии. В середине XX века производство закрыли за невыгодностью, а в 2007 году промзону выкупили бизнесмены Троценко. Они реконструировали цеха, а потом перевезли в них ведущие галереи Москвы. Территория облагорожена и выглядит стильно: здесь полно креативно одетых людей, дорогих машин, селебрити и иностранцев, как ни странно.
В эти дни в маркете современного искусства WIN-WIN в цехе белого и красного приняли участие более сотни художников, творческих объединений и галерей. Среди них были и начинающие мастера, которые представили работы наравне с галереями и издательствами. Цены на современное искусство варьировались от демократичных до высоких. Программу дополнительных мер поддержки художественного сообщества от ЦСИ «Винзавод» запустил в апреле этого года, у нее два направления: мастерские для художников и опен-коллы в проекты «Винзавода» за счет гранта. В 2021 году прошли три маркета, которые посетили более 15 000 человек.
Подытожу. Как побывать на «Винзаводе» и не уйти с чувством, что чего-то не хватило?
Итак, главные места:
- мурал «Коллеги по цеху» Дмитрия Аске;
- бродильный цех с десятком разных галерей современного искусства;
- подвалы большого винохранилища с галереями;
- бар в цистерне Barrel;
- первый в мире аукцион современного российского искусства Vladey;
- граффити Микки Рурка на стене.