После некоторой практики фотографирования, фотограф сталкивается с проблемой когда в некоторых ситуациях ему катастрофически не хватает освещенности, выходов из положения несколько или увеличит ISO, или светосилу объектива, или увеличить освещенность фотографируемого объекта.
В различных ситуациях можно прибегнуть к любому из них, или к нескольким одновременно, но в данном случае нас интересует увеличение освещенности. В этой статье мы поговорим о внешней накамерной вспышке, на что надо обратить внимание при выборе, какие функции они могут выполнять.
Мощность (ведущее число) вспышки фотоаппарата.
Ведущее число, чем его больше, тем мощнее вспышка. Ведущее число определяется как сочетание расстояния и эффективного относительного отверстия объектива, при котором получается правильно экспонированный снимок усреднённого объекта. Проще говоя, ведущее число вспышки это, на каком расстоянии получается нормальная экспозиция при ISO 100 и диафрагме объектива, равной 1f, при съемке 18% серого объекта.
Таким образом можно определить на каком расстоянии вспышка будет эффективна.
Совместимость фотовспышки
Вспышки бывают «родные» от того же производителя что и камера, и от сторонних производителей.
Считается, что родные наиболее совместимы с аппаратом, но на самом деле сторонние производители выпускают вполне работоспособные вспышки. И тут главное не ошибиться, дело в том что, как правило, выпускается одна и та же модель под разные аппараты, например под Canon, или под Nikon. А у компании Sony даже горячий башмак был до недавнего времени своей уникальной конструкции, и именно для того чтобы исключит случайное подключение, не совместимой вспышки к аппарату, хотя сейчас они вернулись к общему стандарту как раз из-за того что качество вспышек от сторонних производителей стало приемлемым.
Наличие поворотной головки
Поворотная головка это очень хорошо, потому что она расширяет возможности вспышки во много раз. Если вы снимаете в лоб, то тогда свет у плошает картинку скрадывает объем, тени от прямого жесткого света получаются очень плотными с жесткими границами. Но если повернуть главку в сторону, или вверх, то при съемке в помещении, свет будет отражаться от стен, или потолка, и падать на объект съемки, под углом, и таким образом можно управлять объемом и плотностью светового потока, то есть свет будет более рассеянным. Если съемка происходит на открытом пространстве, то можно использовать в качестве отражающих экранов разно образные отражатели или подручные средства.
Таким образом, мы, только имея поворотную головку, можем выстраивать достаточно сложные световые схемы. Соответственно чем больше степеней свободы у головки и чем больше углы, на которые она может поворачиваться тем лучше.
Вспышки не имеющие поворотной головки целесообразней использовать как ведомые, если вы выстраиваете свет из нескольких источников света.
Зум
У вспышек бывает функция зуммирования. То есть перед лампой стоит рассеивающая линза, данная линза, передвигаясь дальше или ближе от лампы, позволяет распределять свет по-разному. А именно, можно получить более равномерно распределенный по всему кадру свет или сосредоточить его более компактно в требуемом месте кадра.
Зум может быть ручной или автоматический в зависимости от устройства вспышки. Автоматический зум это очень удобно, но иногда есть потребность управлять данной функцией самостоятельно тут, и выручает ручной зум.
TTL
TTL означает «через объектив» данная система замера имеется на многих современных фотокамерах, а при наличии у вспышки данной опции, камера имеет возможность замерять экспозицию и выставлять мощность вспышки для получения правильно экспонированного кадра. У разных производителей свой алгоритм работы данной технологии.
При выборе вспышки лучше чтобы данная функция присутствовала, хотя конечно такие вспышки стоят дороже, а отсутствие опции еще не говорит о том, что вспышка плоха.
Светорассеиватель
Во многих современных вспышках присутствует встроенный диффузор светорассеиватель, иногда данное приспособление может помочь, хотя надеяться, что оно будет очень хорошо и качественно распределять световой поток не надо.
Значительно более функциональным представляется отражатель из белого пластика, который в некоторых моделях вспышек, выдвигается рядом с диффузором, или присутствует как самостоятельная опция без диффузора. Он позволяет достаточно эффективно распределять световой поток.
Способность выступать в роли ведущей или ведомой вспышки
Часто фотографы из накамерных вспышек выстраивают довольно сложные схемы освещения, и даже формируют на их основе компактные и мобильные фотостудии.
Чтобы это было возможно вспышка должна иметь возможность быт ведущей или ведомой, реализуется это по средствам светочувствительных элементов на передней панели. Ведущая вспышка производит импульс, ведомые улавливают его светочувствительными элементами и тоже производят световой импульс. Вспышку можно настроить как ведомую или ведущую.
Кто такой Стробоскоп и с чем едят стробистов.
Да есть в некоторых вспышках стробоскоп, а люди, которые от него без ума называются стробистами, и занимаются они страбизмом, ну да лишь бы им хорошо было.
Но по порядку.
Стробоскоп у накамерной вспышки это возможность производить серию вспышек с определенным шагом.
В целом стробоскоп не делает вспышку не лучше не хуже просто еще одна забавная функция, которую можно использовать для получения разных визуальных эффектов.
А Стробисты это люди, которые с помощью накамерных вспышек умудряются выстраивать сложные схемы освещения используют всевозможные насадки на вспышки и с помощью данного оборудования умудряются делать снимки по качеству сопоставимые со студийными. Некоторые выстраивают целые студии, на основе накамерных вспышек, которые по функциональным возможностям мало уступают стационарным студиям, при этом бывают настолько компактны, что помещаются в один баул, что делает их очень мобильными. Стробизм, это целое искусство, которым стоит овладеть, если вы хотите стать профессиональным фотографом.
Насадки на вспышку и все возможные приспособления
Разных приспособлений, которые можно надеть на вспышку, дабы расширить ее возможности в настоящее время выпускается очень много, от простых рассеивающих насадок до, все возможных соф боксов, тубусов, сот, шторок, и так далее. Практически любые так называемые светоформирующие насадки, которые доступны для стационарных осветительных приборов, сейчас выпускаются и для накамерных вспышек.
И не надо забывать обо все возможных приспособлениях для крепления вспышек есть их много и разных от простых подставок которые идут в комплекте со вспышкой до более сложных разнообразных струбцин, кронштейнов, портативных стоек, переходников для крепления на штатив или на стойку, с множеством степеней свободы, то есть поворачивающихся как угодно.
Все данные приспособления весьма полезны, в некоторых ситуациях просто не заменимы, особенно если вы Стробист.
Сюда же можно отнести все возможные средства синхронизации, например радио синхронизаторы. Нужны данные приспособления для того чтобы можно было управлять вспышкой на расстоянии то есть не прикрепленной к фотоаппарату по средствам горячего башмака. Можно установит вспышку на любом расстоянии в пределах зоны досягаемости сигнала, или длинны кабеля в любом положении относительно модели и фотоаппарата, а синхронизатор будет осуществлять связь между камерой и вспышкой.
Минимальное время перезарядки
Чем меньше времени тратит вспышка для перезарядки, тем лучше, особенно это важно в репортажной фотографии.
Питание вспышки
Вспышки бывают с питанием от стандартных элементов питания типа ААА или АА и аналогичных аккумуляторов, что очень удобно по причине большой доступности таких элементов можно купит буквально в любом киоске.
Хотя бывают вспышки, работающие от более экзотических элементов питания, которые уже не так доступны.
Некоторые вспышки питаются от уникальных батарей, но сейчас это редкость.
Выбирая вспышку, поинтересуйтесь о количестве срабатываний от одного комплекта батарей, это важный показатель. Чем больше срабатываний при остальных равных показателях, тем лучше.
Вспышки бывают разных ценовых категорий. Как правило, чем мощней вспышка и чем больше все возможных функций, тем дороже она стоит. Вспышки от сторонних производителей часто дешевле, чем родные, при аналогичных функциональных возможностях.
Еще бывают сякие специализированные вспышки кольцевые или двухламповые, но их мы в данной статье рассматривать подробно не будем, как правило, их используют в макросъемке, они менее мощные, и отличаются конструкцией.
При покупке в магазине можно проверит вспышку, подсоединив ее к своему аппарату, и сделать несколько снимков, в автоматическом режиме, с разных расстояний, 1, 2 метра, или 3 метра, сфотографировав в лоб, какой ни будь объект, или продавца. Важно чтоб свет в кадре распространялся равномерно, при TTL не должно быть пересветов.
Осваивайте вспышку, И чтобы стробистские боги вам улыбались.
Дмитрий Бодяев.