Найти в Дзене
O K

Архиерейский двор Ростовского кремля

Архиерейский или Митрополичий двор расположен в центре архитектурного ансамбля Ростовского кремля. С севера к Архиерейскому двору примыкает Соборная площадь, с юга - Митрополичий сад. О Соборной площади Ростовского кремля я подробно рассказывала в своей предыдущей статье, Митрополичьему саду будет посвящён мой следующий фотоотчёт. На открытках, рекламных буклетах и путеводителях Ростова Великого часто изображают башни Ростовского кремля, которые обрамляют западные проездные ворота с надвратным храмом Иоанна Богослова. Напротив этих башен останавливаются все экскурсионные автобусы с туристами, многие из которых приезжают в Ростов Великий только для того, чтобы посмотреть Ростовский кремль. Пройдя через центральные ворота с надвратным храмом Иоанна Богослова с зелёными куполами, посетители попадают сразу на территорию Архиерейского двора. Рядом с надвратным храмом Иоанна Богослова на территории Архиерейского двора располагается комплекс Государских хором. Его еще называют "Красной палат

Архиерейский или Митрополичий двор расположен в центре архитектурного ансамбля Ростовского кремля. С севера к Архиерейскому двору примыкает Соборная площадь, с юга - Митрополичий сад. О Соборной площади Ростовского кремля я подробно рассказывала в своей предыдущей статье, Митрополичьему саду будет посвящён мой следующий фотоотчёт.

На открытках, рекламных буклетах и путеводителях Ростова Великого часто изображают башни Ростовского кремля, которые обрамляют западные проездные ворота с надвратным храмом Иоанна Богослова. Напротив этих башен останавливаются все экскурсионные автобусы с туристами, многие из которых приезжают в Ростов Великий только для того, чтобы посмотреть Ростовский кремль. Пройдя через центральные ворота с надвратным храмом Иоанна Богослова с зелёными куполами, посетители попадают сразу на территорию Архиерейского двора.

Рядом с надвратным храмом Иоанна Богослова на территории Архиерейского двора располагается комплекс Государских хором. Его еще называют "Красной палатой". Как и положено, у "Красной палаты" есть "Красное крыльцо".

В фильме Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" на Архиерейском дворе снимали отдельные кадры погони стрельцов за "демонами". С "Красного крыльца" в фильме сбегают Юрий Яковлев в образе Ивана Васильевича Бунши и Леонид Куравлёв в образе Жоржа Милославского, преследуемые стрельцами, один из которых выкрикивает ставшую "крылатой" фразу: "Живьём брать демонов!"

Шатры Государских хором украшают флюгеры в виде фигур оленя и льва. Их водрузили на шатры при капитальной реставрации, проведенной в 1960-х годах. С тех пор все посетители Ростовского кремля интересуются, почему флюгеры изображают именно этих животных.
Экскурсоводы Ростовского кремля рассказывают, что флюгер в виде оленя изначально находился на одной из башен Ростовского кремля. До середины XX века в Ростовском музее хранился оригинал этого флюгера. Говорят, по его образцу и был сделан флюгер крыльца Государских хором (Красной палаты). Известно, что изображение оленя на гербе Ростова присутствовало давно, ещё до утверждении городской символики при Екатерине II.
Что же касается льва – он водружён на второй шатёр Государских хором Ростовского кремля, вероятно, как символ государственности. По словам экскурсоводов, лев скопирован с флюгера, экспонирующегося в зале «Вологодский край в XVII веке» Вологодского музея-заповедника.

Церковь Спаса на сенях за Белой палатой
Церковь Спаса на сенях за Белой палатой

На схематичной карте Ростовского кремля к Архиерейскому двору относят формально ещё церковь Спаса на сенях, возведённую в 1675 году как домовой храм митрополита. Церковь Спаса на сенях расположена внутри отдельного внутреннего двора, за Белой палатой, в которой митрополит Иона устраивал торжественные приёмы и трапезы для гостей.

В центре Архиерейского двора расположен живописный пруд, в водах которого в хорошую погоду отражаются все постройки центральной части парадного архитектурного ансамбля Ростовского кремля.

Фактически весь архитектурный облик Ростовского кремля сформировался при митрополите Ионе в годы его правления, примерно с 50-х - до начала 90-х годов XVII века. Митрополит Иона Сысоевич развернул в своей митрополии грандиозное строительство, разрушил практически все старые разрозненные постройки на территории Ростовского кремля, кроме древнего Успенского собора, и создал новый единый архитектурный ансамбль.

Строительство центральной части кремлевского ансамбля в годы правления митрополита Ионы началось именно с формирования Архиерейского двора, который постепенно окружили культовые и административные здания. Комплекс Государевых хором строился в 70 - 80-е годы XVII века, храм Иоанна Богослова был построен в 1683 году,
Последним самостоятельным сооружением кремля стала церковь Одигитрии, начатая в 1692 и законченная в 1693 году.

Храм Одигитрии выделяется в архитектурном ансамбле Ростовского кремля чертами стиля "московского барокко", распространенного в конце XVII - начале XVIII веков. Но в отличие от большинства роскошных сооружений этого направления церковь Одигитрии обладала изначально скромными чертами, характерными сложившемуся к тому времени строгому облику кремлёвского архитектурного ансамбля. Современная пестрая раскраска церкви Одигитрии не первоначальная, она относится к более позднему времени.

Северный участок кремлёвской стены со стороны Архиерейского двора украшает возвышающаяся над проходной башней надвратная церковь Воскресения, возведённая около 1670 года.

Проходная башня с надвратным храмом Воскресения служит переходом из Архиерейского двора на Соборную площадь.

Возле надвратной церкви Воскресения расположено здание Судного приказа - первая постройка архитектурного ансамбля Архиерейского двора, возведённая при митрополите Ионе, в 50-бО-е годы XVII века.

Резиденция архиереев располагалась в этом ансамбле почти до конца XVIII века. По распоряжению Екатерины II церковная кафедра в 1788 году была переведена в Ярославль. Здания ансамбля, оставшись без внимания и ухода, стали ветшать и ко второй половине XIX века оказались в полуразрушенном состоянии.
В 1883 году был образован Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль". «Музей церковных древностей», как он тогда назывался, был открыт 28 октября (10 ноября по новому стилю). Примечательно, что Ростовский музей был образован в тот же год, когда было построено всем известное здание Государственного Исторического музея
(ГИМ) на Красной площади в Москве.
Царское правительство выделяло с 1910 года на содержание музея "Ростовский кремль" ежегодно из государственной казны сумму в 2300 рублей, что было фактом признания учреждения на самом высоком уровне.

После Октябрьской революции 1917 года Ростовский музей был преобразован сначала в Государственный музей древностей, а затем – в краеведческий.

После смерча 1953 года, нанёсшего серьёзные повреждения сооружениям Ростовского кремля, в музее были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых уникальный архитектурный ансамбль был восстановлен, в музее были построены и открыты заново выставки и экспозиции.
Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года музей-заповедник "Ростовский кремль" был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В прошлом году Ростовскому музею исполнилось 140 лет.
В настоящее время Ростовский музей устраивает экскурсии, которые знакомят посетителей с интерьерами надвратной церкви Воскресения, церкви Спаса на сенях, храма Иоанна Богослова и с экспозицией в Белой палате "Музей церковных древностей". В летние месяцы экскурсоводы устраивают экскурсии по Митрополичьему саду и по стенам Ростовского кремля. Записаться на экскурсии можно
на официальном сайте музея.
Получить представление о том, как выглядит
архитектурный ансамбль Ростовского кремля можно, просмотрев видеоролики, снятые нами на кремлёвской территории.
В ближайшее время будет опубликовано ещё несколько подобных видео.
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.