Многим Соборная площадь Ростовского кремля знакома по гениальному фильму Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Для натурных съёмок исторической части картины Гайдай выбрал именно Ростовский кремль. И роль "Древней Москвы" в фильме, в результате, исполнил древний Ростов Великий. Для создания исторической атмосферы эпохи Ивана Грозного блестяще подошли белокаменные постройки Ростовского кремля со своей просторной Соборной площадью, заменившей в фильме Соборную площадь Кремля московского.
Архитектурный ансамбль Ростовского кремля состоит из Соборной площади, Архиерейского двора и Митрополичьего сада. Съёмки исторической части фильма "Иван Васильевич меняет профессию" проходили на всех трёх Ростовских кремлёвских "площадках".
На Соборной площади Ростовского кремля снимали сцены с народными волнениями, с криками: "Царя! Царя!", и отголосками: "Шайбу!" "Шайбу!". На Соборной площади снимали и отъезд войск с целью "выбить крымского хана с Изюмского шляха" под легендарную "Марусю", слёзы которой "капают прямо на копьё".
Плакаты с этими кадрами расставлены в самых узнаваемых местах Соборной площади, в частности - у белокаменных стен крепостных башен с надвратным храмом Воскресения. Этот храм, украшенный кирпичным узорочьем, изразцами и большим живописным киотом, был возведён в 70-х годах XVII века - в период правления епископа Ионы, служившего митрополитом Ростовским и Ярославским в 1652-1690 годах. Митрополит Иона оказал значительное влияние на формирование художественного облика Ростовского кремля. Подробнее об этом можно прочитать на сайте Музея Ростовского кремля.
Храм Воскресения построен над Святыми вратами - главным переходом между Соборной площадью и Архиерейским двором. Ростовская епархия в XVII веке была одной из крупнейших в России. Фактически, в то время Ростовский кремль был центром управления епархией.
Крепостные стены и башни митрополичьей резиденции построены с бойницами и всеми атрибутами крепостного сооружения, однако Ростовский кремль никогда не имел военного значения, а лишь подчёркивал величие Ростовской епархии.
Архитектурный ансамбль Ростовского кремля фактически полностью сформировался к концу правления митрополита Ионы. Так, по его замыслу около 1682 года на Соборной площади была построена звонница. Тогда же московские мастера Филипп и Киприан Андреевы отлили для звонницы два огромных колокола: "Полиелейный" в 1000 пудов и "Лебедь" в 500 пудов. Позже, в 1688 году мастером Флором Терентьевым был отлит большой колокол в 2000 пудов, получивший имя "Сысой", в память об отце митрополита Ионы. Специально для этого колокола возвели дополнительную колокольню, примкнувшую к северному фасаду прежней звонницы. Чудесным образом все исторические колокола Ростовской звонницы сохранились до наших дней. Сейчас на звоннице находится полный набор из 15 колоколов.
Эти колокола звучали и в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" - в самых запоминающихся кадрах с погоней за "демонами". Комичная сцена на Ростовской звоннице с героями фильма - Леонидом Куравлёвым, игравшим Жоржа Милославского и Юрием Яковлевым в роли Ивана Васильевича Бунша, запутавшегося в колокольных верёвках, сопровождалась перезвоном колоколов, исполнивших мелодию "Чижик - пыжик".
Фильм вышел в 1973 году, спустя 20 лет после катастрофического смерча, обрушившегося на Ростов Великий 24 августа 1953 года, и нанёсшего серьёзные повреждения всем памятникам Ростовского кремля. Тот смерч буквально снёс купола со всех кремлёвских построек. Катастрофические последствия урагана вызвали необходимость восстановления архитектурного ансамбля всего Ростовского кремля. Реставрационные работы тогда заняли 4 года, и были фактически закончены в 1957 году. В то время был восстановлен и внешний облик Успенского собора на Соборной площади - старейшего здания Ростовского кремля.
Успенский собор на Соборной площади был построен на месте своих белокаменных предшественников XII - XIII веков в 1508-1512 годах. Внутреннее убранство величественного пятиглавого собора последние годы находится на реставрации.
Мы были в соборе два года назад, но впечатления от посещения этого удивительного храма до сих пор остаются в памяти. Ощущение древнего намоленного места сохраняется в соборе несмотря на реставрационные работы. Запомнились и литые чугунные пластины, которыми выложен пол в соборе, и деревянный резной иконостас, и древние фрески, и кропотливая работа реставраторов над ними.
Но больше всего поразили испещрённые временем деревянные детали интерьера храма - фигурные столбики, украшенные замысловатой резьбой с растительными мотивами.
Видеоролики, снятые нами в интерьерах Успенского собора, я постараюсь опубликовать в ближайшее время. подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.