Найти тему
Коммерсантъ

Как мир познакомился с искусством душевнобольных

Оглавление
Август Клотц. «'La caprice' ad Republik» 
Фото: Алексей Алексеев, Коммерсантъ
Август Клотц. «'La caprice' ad Republik» Фото: Алексей Алексеев, Коммерсантъ

Сто лет назад немецкий психиатр Ханс Принцхорн опубликовал книгу «Художественное творчество душевнобольных» — обзор коллекции художественных работ, созданных пациентами психиатрических лечебниц. Книга, получившая в художественных кругах прозвище «Библия сюрреалиста», оказала огромное влияние на изобразительное искусство XX века. Собранная Принцхорном художественная коллекция, пережив самые страшные в истории Германии времена, дошла до нашего времени — ее можно увидеть в музее «Коллекция Принцхорна», открытом при больнице Гейдельбергского университета.

Книга «Художественное творчество душевнобольных: вклад в психологию и психопатологию» (Bildnerei der Geisteskranken: ein Beitrag zur Psychologie und Psychopathologie der Gestaltung) была опубликована в 1922 году. Ханс Принцхорн смог раскрыть тему и как врач, и как искусствовед, знакомый с последними художественными тенденциями своего времени.

В главе «Теоретическая часть: Психологические основания изобразительной формы» Принцхорн определил шесть базовых импульсов, побуждающих человека создавать изображения. Это стремление к самовыражению, к игре (деятельности), к декорированию (украшению окружающего пространства), к упорядочиванию, к имитации (копированию) и потребность в создании символов.

Особую ценность книге придавали 187 иллюстраций.

«Принцхорн был не первым, кто всерьез воспринял искусство душевнобольных, но он был первым, кто продемонстрировал его невероятное разнообразие широкой публике»,— отмечает британский писатель и журналист Чарли Инглиш в книге «Галерея чудес и безумия: сумасшествие, модернизм и война Гитлера с искусством» (The Gallery of Miracles and Madness: Insanity Modernism, and Hitler's War on Art).

135 страниц, более трети книги, Принцхорн посвятил 10 наиболее интересным «художникам-шизофреникам» — их биографиям, историям болезни и работам.

Всем десяти пациентам, работы которых были использованы в книге, Принцхорн дал псевдонимы, поменяв фамилии, но в большинстве случаев оставив настоящие имена,— чтобы защитить родственников больных от возможных подозрений.

О творчестве «безумной десятки» — в материале «КоммерсантЪ».

Советский Принцхорн

В 1911 году выпускник Московского университета Павел Карпов устроился на работу ординатором Пречистенской психиатрической больницы и в том же году начал собирать творчество душевнобольных — живопись, рисунки, литературные работы. В его коллекции было несколько тысяч рисунков и рукописей. В 1926-м он опубликовал работу «Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники», впоследствии почти забытую.

Поклонникам творчества братьев Стругацких знакомо стихотворение из этой книги, которая попадается главному герою повести «Понедельник начинается в субботу»:

В кругу облаков высоко

Чернокрылый воробей

Трепеща и одиноко

Парит быстро над землей.

Он летит ночной порой,

Лунным светом освещенный,

И, ничем не удрученный,

Все он видит под собой.

Гордый, хищный, разъяренный,

И, летая, словно тень,

Глаза светятся как день.

Карпов планировал создать на основе своей коллекции музей, но этого так и не произошло. Судьба его коллекции неизвестна. Коллекции Принцхорна повезло больше.

Библия сюрреалиста

С 1923 по 1933 год выставки работ, собранных Принцхорном, прошли в девяти городах Германии. Книга «Художественное творчество душевнобольных» была с восторгом принята художниками-авангардистами.

Макс Эрнст, один из видных представителей дадаизма и сюрреализма, с 1910 по 1914 год учился в Боннском университете. На философском факультете он посещал лекции по экспериментальной психологии, психопатологии и криминальной психологии. Во время практических занятий в психиатрической лечебнице Эрнст был поражен картинами и скульптурами из хлебного мякиша, созданными пациентами. У него возникла идея написать книгу об искусстве душевнобольных. Но воплотить ее в жизнь помешала Первая мировая война.

В мае 1921 года основоположник сюрреализма Андре Бретон организовал в Париже персональную выставку картин, коллажей и рисунков Макса Эрнста. Эрнст не смог на ней побывать — как германский гражданин, он не получил разрешения на въезд во Францию. Но его смогли навестить два члена кружка Бретона — поэт Поль Элюар и его жена Елена Дьяконова (Гала). Макс и Поль сразу нашли общий язык — как участники битвы при Вердене (21 февраля — 18 декабря 1916 года), правда, сражавшиеся по разные стороны линии фронта. Макса и Галу потянуло друг к другу, впоследствии она стала его любовницей (до того как уйти от Элюара к Сальвадору Дали).

Год спустя Эрнст приехал в Париж нелегально, по паспорту Поля Элюара. Своим друзьям он привез подарок — книгу Ханса Принцхорна «Художественное творчество душевнобольных». Элюар был в восторге от подарка. «Самая красивая книга с иллюстрациями, какая только существует» — таков был его отзыв. С книгой познакомилось все окружение Бретона. «Все сюрреалисты держали в руках книгу о творчестве душевнобольных»,— свидетельствовал французский художник Андре Массон. Бретон писал, что Принцхорн устроил пациентам «презентацию, достойную их талантов». Он начал собирать собственную коллекцию работ душевнобольных. В библиотеке Бретона была и другая работа Ханса Принцхорна. Книга «Художественное творчество заключенных» с экслибрисом Бретона была продана в 2007 году с аукциона Artcurial в Париже за €848.

В 1924 году Андре Бретон опубликовал «Манифест сюрреализма», в котором присутствовало следующее определение:

«Сюрреализм. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических нравственных соображений».

В 1935 году Сальвадор Дали опубликовал эссе «Завоевание иррационального», в котором так определил свой параноидально-критический метод: «спонтанный метод иррационального познания, основанный на поясняюще-критическом соединении бредовых явлений».

Какова дальнейшая судьба коллекции и самого Ханса Принцхорна, читайте на сайте kommersant.ru

Алексей Алексеев