Ультрафешенебли в России - закрытая каста, многие люди из светского общества стараются хотя бы приблизиться к ним, но туда попадают по рождению, несметному богатству и близости к трону. И именно они делают историю.
Эти люди живут по своим законам, свято оберегая свою избранность. Не те лица танцуют на балу? Не те люди сидят в театре? Ультрафешенебли даже не станут дышать с ними одним воздухом, покинут зал в разгар представления или танца, чтобы не оскорбить себя неуместным соседством.
"Ультрафешенебли, вроде княгини Белосельской и князя Александра Трубецкого, покинули дом еще до мазурки — явное доказательство того, что находят бал явно недостаточно хорошего тону».
Трубецкие в 30-х годах девятнадцатого века - ультраультрафешенебли. Роскошный дом князя Василия Трубецкого - место притяжения членов касты, элиты элит. Тут все свои, сюда без потерь для репутации запросто может заглянуть даже императорская семья.
В фамильное гнездо князя Трубецкого слетаются так называемые „красные“, то есть избранный кружок „ультрафешенебельных“ офицеров Кавалергардского полка. Это Куракин и Бетанкур, Скарятин и Урусов, иногда Дантес.
Все сыновья князя Трубецкого служат в Кавалергардском полку, они в улье ультрафешенеблей своем доме и в своем праве.
Мундир кавалергарда - несколько аршин красного сукна на крепких плечах. Поэтому их называют красными.
Настоящую энциклопедию "красных" оставил нам князь Пётр Вяземский, и Александру Трубецкому принадлежит в ней особенное место. Князь Вяземский - талантливый литератор, о котором Пушкин запретил говорить плохо в своём присутствии, но по рождению и богатству он свой в кругу ультрафешенеблей, куда гениям без правильного происхождения, и Пушкину тоже, вход запрещён. Вяземский там - свой в доску, и он много пишет об этих людях. Эдакий свой игрок в чужой команде. Все закавыченное далее - выдержки из его писем и так называемого Дневника к его Незабудке, графине Эмилии.
Итак, красные.
Если Куракин — „просто красный“, а Урусов — „красный человек“, Сергей Трубецкой, брат Александра, „misérable“ (отверженный), Александр Трубецкой в шутливой переписке Вяземского называется „красный по преимуществу“ - это прозрачный намёк на исключительное положение при дворе и в сердце императрицы Александры Фёдоровны.
"Мать всего красного, или Красное море, если Вам так больше нравится, успокоилась только с последним взмахом смычка.
Знаете ли Вы, что она очень энергично кокетничает с человеком, который не танцевал, но, как видно, подошвы у нее горят сильнее, чем сердце. Госпожа Элиза Хитрово очень возмущена этим и говорит, что эта сорокалетняя баба ведет себя как девчонка."
Князь Вяземский удивительно точно описывает неловкость, заметную всем, а тем более первой сплетнице столицы Елизавете Хитрово - царица не молода, она шеф кавалергардов, кокетничает с одним из них, которому немного за двадцать. Этот счастливчик, обласканный высочайшим вниманием - Александр Трубецкой, высокий стройный красавец в красном мундире, смотрит на царицу мягким взглядом с поволокой - царица уверена, что Саша грустен от безнадёжного чувства к ней, а все остальные - от ужасной неприятности с братом Сергеем, мятежным ультрафешенеблем, покусившемся на святое - перехватил красавицу Жадимировскую по пути в спальню Его величества.
Сезон 1837 года в Петербурге это "элегантность, изящество, изысканность, великолепная мебель, торжество хорошего вкуса, щегольство, аромат кокетства, электризующего, кружащего, раздражающего чувства, все сливки общества, весь цвет его.... Поэтому возбуждение было всеобщим. Самые малококетливые женщины поддавались всеобщему настроению. То была словно эпидемия, словно лихорадка, взрыв сладострастных чувств".
Феерия чувств коснулась всех - и отдохнувшую от одиннадцати родов императрицу, и императора, и ультрафешенеблей, и стоила жизни Пушкину.
Александр Трубецкой, томный, мягкий, как сафьян, получает имя Бархат и место в сердце императрицы.
По правилам чести кавалергард должен свято уважать высочайшее внимание, но только не ультрафешенебль Трубецкой. Он - настоящий гений саморазрушения. Вместо деликатной охраны их тайны он будто выставляет чувства напоказ, компрометируя императрицу. Его взгляды слишком откровенны, его поступки слишком дерзки, его манеры слишком циничны. Он как всадник без головы, вернее, его красивая голова на плечах, пока что, но он не задумывается о том, что делает, он без ума от самого себя, его инстинкт самосохранения по привычке ультрафешенеблей крепко спит.
Он дважды оскорбляет императрицу, открыто оказывая внимание другой женщине. В 1834 году Александр делает предложение Леонилле Барятинской, фрейлине Александры Фёдоровны.
Неслыханная дерзость! К счастью, умница Барятинская Трубецкому с возмущением отказала. Через три года он отомстит Леонилле - на балу демонстративно наступит ей на ногу при всех, да так, что чулок красавицы наполнится кровью.
Бархату дерзость сошла с рук. Но только в тот раз.
Зачем Трубецкому делать это предложение? Возможно, просто хотел покрасоваться перед другими красными - влюбить в себя известную даму и пренебречь ею.
Впрочем, у императрицы есть подруга по несчастью. Эмилия Карловна Мусина- Пушкина, звезда салонов, красавица - лилия, безответно влюблена в Александра Трубецкого.
Князь Вяземский, истинный ультрафешенебль. Ему уже 44, считается, что он счастливо женат, и он безнадежно влюблён в Эмилию Карловну. От их интереснейшей переписки невозможно оторваться - князь составляет дневник своей Незабудке с подробным отчётом о жизни Александра Трубецкого. Мастер эпиграммы, талантливый литератор, он дразнит Эмилию, намекая на её влюбленность в столь пустой предмет, как Трубецкой, и старается привлечь внимание к себе и своему чувству. Ничего нет забавнее остроумного мужчины, уязвлённого ревностью к более молодому и удачливому сопернику. Вяземский постоянно пишет Эмилии о красных и с намеком посылает Эмилии то красной бумаги из Парижа, то блюдо варёных раков.
"Собирался Вам отправить целое множество краснот, но, к сожалению, ничего ещё не готово. А в будущем буду Вам писать на десятирублевых ассигнациях, чтобы мои глупости приобрели в Ваших глазах хотя какую-то цену."
Трубецкой очевидно знает, что Мусина - Пушкина, одна из первых красавиц, неравнодушна к нему, но он холоден к ней. Вяземский недоумевает: "Как можно быть пруссаком, когда нужно быть финляндцем? Как можно не быть финляндцем?" Эмилия Карловна - финляндская королева, но компас ветреного Трубецкого указывает совсем в другую сторону. Кто такая Эмилия для ультрафешенебля Трубецкого, если он даже императрицу готов лишить своего расположения?
Все имеет свою цену. Всего через при года блестящий полёт Александра Трубецкого прервётся.
Александр влюбляется в Марию Тальони в разгар увлечения императрицы её "Бархатом", открыто живет с балериной и имеет от неё сына.
Обиженная императрица в смятении пишет верной подруге Бобринской - Саша как безумный!
Действительно, лишь безумный может открыто пренебречь любовью императрицы, демонстративно предпочтя ей женщину так же намного старше себя.
"Наикраснейший мало появляется в свете. Говорят, будто он поменял балы на балет и пребывает у ножек Тальони" - Вяземский и тут не пременёт уязвить самолюбие Эмилии Карловны.
Императрица унижена, но ещё больше оскорблен император. Его величество злопамятен и страшен в гневе. Однако пример младшего брата, лишившегося всего, Александра не впечатляет. Или не волнует.
В 29 лет Александр Трубецкой уволен со службы, а заодно, и из ультрафешенеблей. Двери дворца, а потом и салонов, перед ним закрыты. В семье Трубецких уже два мизерабля.
Вместе с Тальони он едет в Москву, но гастроли срываются по причине невероятных запросов балерины. Её спутник больше не тот, перед кем с лёгкостью раскрывались все двери, любимец двора и лично императрицы, он вообще больше никто. И на капризы знаменитой балерины дирекция императорских театров больше не реагирует.
Трубецкой увозит Тальони в Аниково, в свое Подмосковное имение, и строит там копию знаменитого венецианского дворца Ка д'Оро.
Для пущего сходства с палаццо фасад дома князь велит покрыть золотом.
Капризная балерина недовольна - она не оценила шутку любовника и требует настоящий дворец. Трубецкой дворец Ка д'Оро для Тальони покупает, но их отношений сохранить уже не может.
Тальони отбывает из России, а князь Трубецкой умоляет царя отпустить его за границу вслед за ней. На получение разрешения уходит долгих десять лет. В 1852 году 39-летний Трубецкой встречается наконец с Тальони. Балерине уже 48, она мало напоминает ту ослепительную красавицу, по которой сходил с ума весь Петербург.
Авдотья Панаева, известная своей язвительной завистью, описывает великую Тальони как сухонькую женщину маленького роста, лицо и руки которой покрыто морщинами, и пишет, что люди испытывают неловкость, делая ей комплименты.
К тому же, у Тальони в разгаре роман с молодым Иваном Айвазовским.
И тогда удивительный князь Трубецкой женится, вполне счастливо, на дочери бывшей любовницы, которая становится мачехой своего родного брата.
Дальнейшая судьба Александра Трубецкого зависит от череды случайностей - после Николая I императоры, к его счастью, не правят долго. От гнева злопамятного императора его спасла только смерть монарха в 1855 году и юношеская дружба с наследником престола будущим Александром II.
Трубецкому удалось выйти в отставку в звании генерал - майора лишь с воцарением Александра Третьего.
Бывший ультрафешенебль отчаянно нуждается в деньгах и решается на настоящую аферу - чеканит так называемый Константиновский рубль. Фальшивка, имитирующая раритетную монету, выпущенную всего в нескольких экземплярах монетным двором в период междуцарствия, когда все были уверены, что следующим императором станет Великий князь Константин. Константиновский рубль стоит у коллекционеров баснословно дорого, так почему бы князю Трубецкому не отчеканить несколько Константиновских рублей? Вместе с рублем, Александр Васильевич чеканит целую легенду о происхождении этих внезапно обретённых монет и пишет об этом целую книжку.
Незадолго до отставки Александр Трубецкой напросился в Новороссию. В Одессе доживают свой век бывшие ультрафешенебли сводные брат и сестра Александр Строганов и Идалия Полетика. По результатам долгих бесед престарелых друзей о былом появляется знаменитый "Рассказ об отношениях Пушкина к Дантесу". Спустя пятьдесят лет Трубецкой описывает свою версию конфликта Пушкина с Дантесом, ещё одним красным - Александр Сергеевич Пушкин якобы сожительствовал со своей свояченицей Александриной и не хотел отпускать её за границу с четой Дантесов.
Чего ж ещё было ожидать от компании бывших ультрафешенеблей, на склоне лет лишившихся всего, кроме ненависти к убитому ими гению?
Прав был Вяземский - у князя Трубецкого воистину была чёрная кровь.
Гений саморазрушения и подлости князь Александр Трубецкой умер в глубокой старости. Недаром говорят, что негодяи живут долго. Но счастливо ли?...
Ссылки по теме: