Найти тему
Люди в окнах

Римский полдень в Третьяковке.

Сегодня заглянем в Новую Третьяковку на Крымском валу. На третьем этаже здания в стиле советского модернизма выросло античное пространство. Кто и зачем его придумал, спроектировал и построил? Читайте в статье в рамках рубрики #окна_соседей

Наш проводник в мир Генриха Семирадского.

Дождливый майский день. Мы с подругой пересекаем Крымский мост, ныряем под него и вот перед нами цель: здание-великан Новой Третьяковки. Покупаем билеты на выставку «Генрих Семирадский. По примеру богов». Но сначала идём в местное кафе, куда через 5 минут заходит сияющая Аля и радостно машет нам. Аля — наш проводник в мир Генриха Семирадского, а также в мир тонкостей создания экспозиции — от концепции и чертежей до табличек с названием картин и расположения скамеек.

Аля знает о выставке все. Вместе с известным в России и Европе архитектором Сергеем Чобаном, они создали проект дизайна выставки, который по масштабам и идеальной проработке сравним с проектом небольшого дома.

Александра Шейнер закончила Санкт-Петербургскую академию художеств по специальности архитектор-художник, изучала историю искусств в МГХПА им. С.Г Строгонова, работает в архитектурном бюро и иногда проектирует выставки в одном из главных выставочных залов страны. И ей это очень нравится. Даже не так.

Мне кажется, Аля в полном восторге от того, что делает и этот восторг очень ей идет.

Мы поднимаемся на третий этаж, заходим в выставочный зал и видим высокие потолки, лаконичные линии пространства, много воздуха и солнечного света, который льется с полотен картин. На фоне итальянской природы люди живут свою античную жизнь — беседуют, пируют, любят, сражаются и умирают.

Г.И. Семирадский «Танец среди мечей».
Г.И. Семирадский «Танец среди мечей».

Аля начинает рассказ:

«Генрих Семирадский — всемирно известный художник конца 19 века, мастер позднего академизма. Он жил в эпоху, когда передвижники уже заявили о себе, когда такие художники как Перов, Репин, Саврасов, стремились отражать на своих полотнах повседневную реальность. Генрих Семирадский же по-прежнему обращался к римско-греческим сюжетам, воспевая идиллию и драму античного мира. Он также писал картины на христианские сюжеты, делал росписи в Храме Христа Спасителя, расписывал плафоны, занавесы для театров, работал как живописец и как график».
Г.И. Семирадский. Автопортрет (незакончен).
Г.И. Семирадский. Автопортрет (незакончен).

Первая часть выставки — картины художника, которые привезли из 14 музеев со всей страны, а также из Белоруссии и Армении. Вторая часть — картины художников его круга, мастеров академической школы. Третья часть — это работы современных авторов. Все они вдохновлялись античным миром.

Неслучайный красный.

В центре выставки картина «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине». По задумке дизайнеров, «Фрина» словно возвышается на сцене импровизированного античного амфитеатра, перед картиной располагается скамейка (зрительный зал), а дальше — дуги полукруглых красных стен с светло-серыми колоннами. Красный — тут не случайный цвет.

Г.И. Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»
Г.И. Семирадский. «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине»

Это цвет Помпей. Когда в 18 веке приступили к раскопкам древнего города, то увидели стены и фрески красного цвета. Интерес общества к Помпеям был огромным, основной цвет римского города с тех пор часто используют, в том числе, в музейных интерьерах. На выставке Генриха Семирадского этот цвет перекликается с древним миром.

«Основной зал экспозиции в Новой Третьяковке — это большое свободное пространство с отдельно стоящими колоннами. Для каждой новой крупной выставки, посвященной таким художникам как Врубель, Серов, Поленов, создают и монтируют эксклюзивный дизайн, строят новые стены и другие структурные элементы. После выставки все это демонтируют. Например, для выставки Врубеля мы возводили много перегородок под углом, которые образовывали лабиринт залов. Сейчас тут проницаемое пространство с тремя отдельностоящими полукруглыми стенами».

Подготовка выставки может занимать несколько лет и состоит из 6 основных этапов:

  1. Сначала куратор выставки и музейные сотрудники отбирают произведения для экспозиции.
  2. Галерея заказывает дизайн выставки архитекторам, согласовывается проект с кураторами и выставочным отделом.
  3. Архитекторы создают документацию, чертежи, где учитывают абсолютно все — от стен и мебели для залов до расположения текстов на стенах, этикеток у картин.
  4. Объявляют тендер на застройку, утверждают подрядчиков, начинается работа, за ходом которой следят авторы проекта.
  5. Монтаж выставки, на него уходит примерно 20 дней, а затем в течение 15 дней развешивают картины и расставляют экспонаты.

Каждую картину, прибывшую из других музеев (в данном случае большинство), сопровождает хранитель музея, который должен приехать в определённый день и час. Произведение искусства достают из ящика исключительно в его присутствии. Вешают. Что и где висит тоже продумано до мелочей. Картины и экспонаты должны не только хорошо смотреться, соответствовать циклу или периоду картин, но и вступать в невидимый диалог между собой и с пространством. Например, на выставке «По примеру богов» предметы декоративного искусства —керамика, гальванокопия (копии бронзовых предметов) дополняют картины, глубже погружают в эпоху, атмосферу.

-6

6. После окончания выставки всю эту красоту демонтируют и пустое пространство готово меняться для следующей экспозиции.

Сила деталей.

Одна из особенностей Генриха Семирадского — трепетное отношение и внимание к деталям. Все, что он изображал на картинах, он писал с натуры, эскизов, фотографий. Художник покупал ткани, вазы, сосуды, коллекционировал их. Он переписывался с археологами, историками, просил их сделать эскизы нужных предметов, описать, рассказать. Моделей он одевал в одежду, имитирующую наряды жителей прошлого, усаживал их под итальянским солнцем и итальянской луной. Фотограф Микель Манг запечатлел весь этот скрупулезный процесс на пленку, благодаря снимкам мы можем видеть как тщательно Семирадский работал. Кроме того, снимки помогали художнику не задерживать моделей и завершать картины уже в мастерской. На выставке есть замечательный фильм о совместной работе художника и фотографа.

Отдавая дань внимательности к деталям, организаторы выставки учли невероятное количество нюансов. Они собрали по музеям похожие на изображенные на картинах предметы быта; перевели переписку Семирадского с родными (по происхождению он поляк), которая хранится в Ватиканском архиве, чтобы больше узнать о нем, его отношении к творчеству и поделиться этим со зрителями; разглядели под лупой стих на папирусе, который художник изобразил на картине «Отдых патриция», перевели его с латыни. На выставке нет ничего случайного, все продумано до мелочей.
Г.И. Семирадский «Отдых патриция».
Г.И. Семирадский «Отдых патриция».

Мы ходим от картины к картине, греясь в лучах полуденного римского солнца, которые проникают в зал прямо с картин. Затаив дыхание, слушаем рассказ Али. Нас впечатляет не только творчество художников, но и волшебный мир, невероятные люди, которые придумали и подготовили выставку.

Через час Аля убежала на собрание, намекнув на то, что сейчас будут обсуждать детали новой выставки. Мы остались побродить и насладиться блеском красок, солнечным светом, смыслом и сюжетами картин. А еще гармонией выставки, за которой, как мы теперь знаем, стоит Колизей знаний, труда и любви.

Выставка продлится до 3 июля, приходите сами, берите детей, семьи, друзей. Галерея предлагает разные форматы посещения выставки: экскурсии, лекции, мастер-классы для детей и взрослых.