Как только не высмеивали гигиену средневековья. Вспоминаем сцену из фильма «Пришельцы», когда Годфруа
де Монмирай заставлял осуществить омовение своего верного оруженосца Жак Уйя, последний сказал: «Я уже мылся прошлой весной в озере».
Это все конечно ирония, но вполне точно описывающая представления современного народа. Гигиена в первую очередь зависит от человека, а не от эпохи. Предлагаю в этом убедиться на конкретных контрастных примерах, а именно Европа и Восток. Чистота духа начинается с чистоты тела - общий вывод христианской и исламской культур. Мылись люди как в Европе, так и в России и Азии в банях. Только лишь именовались по-разному. Отправляемся на восток.
Яркие одежды, золотые украшения, ковры, медная посуда, специи, калейдоскоп восточных сладостей и музыка багламы. Мы оказываемся в солнечной и по-восточному гостеприимной Османской империи. Говоря о вопросе гигиены, стоит обозначить наименование «восточного храма чистоты» - хамам.
Ранее указанное заведение было не только местом, где можно привести себя в порядок. Здесь женщины демонстрировали свои наряды и украшения, обсуждали последние сплетни. Мужчины обсуждали деловые отношения.
Хамамы подразделялись на две большие категории: рыночные (общественные) и частные. И конечно же мужские и женские. Прошу обратить особое внимание и вспомнить об этом, когда мы будем беседовать о Европе. Чаще всего, хамам посещался в четверг перед пятничной молитвой. В праздничные дни хамам мог работать до утра. Хамам состоит из трёх помещений: джамегах - место для переодевания, представляющее собой как правило простое помещение с обычной обшивкой; соуклук - место для высыхания; сыджаклык - место где происходило омовение. Отдельно хотелось бы поговорить именно о последнем помещении, которое имело куполообразный потолок, стены облицованы светлые мрамором и украшены разноцветной мозаикой.
Здесь находилась курна и душевая. Так же в стенах имелись чаши, над которыми был кран (девебойну) с горячей и холодной водой.
В стандартный банный набор входили: два больших полотенца, два поменьше для головы и плеч, два пештемаля (набедренная повязка), кесе (мочалка). Общественные хамамы посещались не только простым людом, но и купцами, государственными служащими не самых высоких постов. Банные процедуры данных лиц превращались в целый спа-салон. Пред процедурой гостю предлагалось выкурить трубку и выпить кофе. Далее приходил теллак и растирал тело господина, который в последующем в пештемале (набедренная повязка) и налыне (деревянная обувь) садился на отведённое ему место. Теллак разводил белую глину в цветочной воде, затем наносил на голову и тело господина. Через некоторое время смесь смывали. Далее волосы неоднократно мылись мылом, а тело кесе. По окончанию процедур господину приносили сладкие яблоки.
Кажется, что на востоке любая процедура превращается в нечто красивое, таинственное и благоухающее. Однако нам необходимо двигаться дальше. Снимаем наши налыне, и переобуваемся в сапоги скороходы, ведь следующая станция не такая уж и близкая Европа. Поговорим о банях, которые были только общественными. Подразделялись они на сухие (в которых подавался горячий воздух) и влажные. Бани работали каждый день за исключением выходных и праздников. До XV века бани не подразделялись по половому признаку, соответственно были смешанными. В баню можно было заказать еду, а так же вызвать жриц любви.
Последний факт гневил церковь, что в последствии привело к запрету бань. Священно-служители утверждали, что все болезни идут именно из бани. Люди не углублялись в суть проблемы и без всяких пояснений слепо верили и отказывались от водных процедур. Однако мы должны докопаться до сути. Корень зла безусловно был блуд, думаю и без моих пояснений вы вполне догадываетесь, что могло происходить помимо мытья. Соответственно свирепствовали венерические заболевания. Так же, во время водных процедур, поры находятся в самым уязвимом положении, что приводило, через воду, к распространению других страшных болезней. Вот так объясняла свою позицию церковь. Однако это все было по окончанию средневековья, ближе к возрождению и послужило причиной «немытой Европы».
Богатые вельможи не ходили в баню, так как дома у них была своя «ванная», а по факту приспособление напоминающее большое деревянное корыто.
Чаще всего располагалась ванная в спальне у камина. На дно устилалась простынь, затем набиралась вода. Все семейство по старшинству принимало ванную в одной воде, происходила лишь смена простыни, таким образом вода очищалась от предыдущего купальщика. Знатные особы пользовались мылом, изготовленным из овечьего жира. Вонь была тоже «знатная», поэтому добавлялись различные травы и цветы. Волосы омывали настоем гвоздики. Подитожим тему классового неравенства низшим классом.
Те кто не мог себе позволить ни бани ни ванной, мылись в любых доступных водоёмах. И не продумаете, что все ограничивалось речной водой. Хоть и на мыло денег не было, люди находили выход - растение мыльнянка.
Вот такая мыльная история. Вопреки непонятным стереотипам о том, что в средневековье царил смрад и грязь. Люди мылись, просто каждый по своему. Символично статью публикую в четверг. В христианстве четверг страстной недели (чистый четверг). Воспоминание о тайной вечере, омовении Христом ног ученикам, предательство Иуды. По мусульманским канонам, описанным ранее омовение перед пятничной молитвой.
Всех благодарю за внимание, и если вам понравилась статья, то прошу поддержать лайком, что позволит мне понимать темы, интересующие вас и поможет в новых публикациях.