Многочисленных паломников прежних времен можно пожалеть! Мало было благополучно доплыть по коварному Средиземному морю и успешно выгрузиться на скалистом берегу. Нужно было еще добраться из Яффо в Иерусалим. Расстояние – 100 километров, транспорт – верблюды, лошади и ослы, местность – гористая и бездорожная. Промышлявшие вдоль дороги грабители добавляли колорита.
Но предпосылки для перемен зрели. В Европе и России умные люди еще в середине 18-го века придумали рельсовые дороги, а в Великобритании проживал выдающийся финансист и филантроп сэр Мозес Монтефиоре. К 30-м годам 19-го века он уже располагал большими средствами и задумал построить железную дорогу от Яффо до Иерусалима. Однако турецкие власти не торопились осчастливить христианских паломников – и проект сэра Монтефиоре пролежал под сукном 50(!) лет – без отказа, но и без утверждения.
Турецкое правительство решило, что достаточно будет мощеной дороги. Вскоре по ней загрохотали дилижансы. Ехать в дилижансе конечно, получше, чем верхом на верблюде или ослике. Однако дорога была плоховатая, дилижансы часто застревали в грязи, а вытаскивать их и толкать в гору – естественная обязанность пассажиров. В узких местах и на поворотах ездоки выходили - следить, чтобы дилижанс не зашуршал в пропасть. Ну и встречи с придорожными разбойниками продолжали иметь место.
Наконец, в 1888 году, ровно через 50 лет ожидания, после долгих переговоров с влиятельными бородатыми лицами при султанском дворе – концессия была получена. Ждали долго – построили очень быстро. Всем миром – строила французская компания, рельсы были бельгийские, уголь британский, паровозы дешево купили у разорившегося Панамского канала. Инженеры приглашались из Польши, Швейцарии, Австрии и Бельгии, рабочие из Египта и Палестины. Пока шло строительство, местный предприниматель-темплер Уго Виланд параллельно организовал здесь же первый в Палестине завод бетонных изделий.
26 сентября 1892-го года из Яффо в Иерусалим отправился первый поезд. Пассажиры были счастливы. Расстояние в 84 км покрывалось за 4 часа, а иногда и за 6! На подъемах скорость была черепашья, и пассажиры успевали выйти на ходу из вагонов прогуляться. Тогда в вагонах появились таблички, запрещающие рвать цветы с полей во время пути.
Перевозка пассажиров продолжалась около 50 лет – до 1948 года, а затем станцию закрыли за ненадобностью.
Почему-то история Яффской станции измеряется отрезками в 50 лет! После закрытия еще 50 лет простояла заброшенной, а в начале 2000-ых вышла на новый виток истории. Мэрия Тель-Авива решила восстановить ее и превратить в культурный центр - в декорациях конца позапрошлого века.
«Декорации» включают в себя 22 исторические постройки , отремонтированные железнодорожные вагоны, склады, участки железнодорожных путей. На территория бетонного завода обустроена торговая площадь.
Поскольку все «декорации» подлинные и находятся на исходных местах, обстановка железнодорожной станции конца 19-г столетия очень реалистична. Такой вот европейский провинциальный вокзал, место притяжения туристов и местных жителей.
Рестораны, кафе, дизайнерские магазины и бутики помогут и время хорошо провести, и городской бюджет пополнить.
Думается, что если бы Яфская станция оставалась действующей, историческая застройка навряд ли бы сохранилась (Самара - лучший тому пример!). Меняющийся функционал по-любому потребовал бы сноса и перепланировки станционной территории.
То, что Яффская станция была своевременно закрыта – это большая удача, позволившая сохранить такой чудный уголок прошлого.