Найти тему

В Яффо! С какого вокзала можно забраться в прошлое

Многочисленных паломников прежних времен можно пожалеть! Мало было благополучно доплыть по коварному Средиземному морю и успешно выгрузиться на скалистом берегу. Нужно было еще добраться из Яффо в Иерусалим. Расстояние – 100 километров, транспорт – верблюды, лошади и ослы, местность – гористая и бездорожная. Промышлявшие вдоль дороги грабители добавляли колорита.

Сэр Мозес Монтефиоре. Вначале была идея!
Сэр Мозес Монтефиоре. Вначале была идея!

Но предпосылки для перемен зрели. В Европе и России умные люди еще в середине 18-го века придумали рельсовые дороги, а в Великобритании проживал выдающийся финансист и филантроп сэр Мозес Монтефиоре. К 30-м годам 19-го века он уже располагал большими средствами и задумал построить железную дорогу от Яффо до Иерусалима. Однако турецкие власти не торопились осчастливить христианских паломников – и проект сэра Монтефиоре пролежал под сукном 50(!) лет – без отказа, но и без утверждения.

Справа - дилижанс. Ящик на колесах, а в нем - 10 пассажиров
Справа - дилижанс. Ящик на колесах, а в нем - 10 пассажиров

Турецкое правительство решило, что достаточно будет мощеной дороги. Вскоре по ней загрохотали дилижансы. Ехать в дилижансе конечно, получше, чем верхом на верблюде или ослике. Однако дорога была плоховатая, дилижансы часто застревали в грязи, а вытаскивать их и толкать в гору – естественная обязанность пассажиров. В узких местах и на поворотах ездоки выходили - следить, чтобы дилижанс не зашуршал в пропасть. Ну и встречи с придорожными разбойниками продолжали иметь место.

После 50 лет ожидания станция появилась!
После 50 лет ожидания станция появилась!

Наконец, в 1888 году, ровно через 50 лет ожидания, после долгих переговоров с влиятельными бородатыми лицами при султанском дворе – концессия была получена. Ждали долго – построили очень быстро. Всем миром – строила французская компания, рельсы были бельгийские, уголь британский, паровозы дешево купили у разорившегося Панамского канала. Инженеры приглашались из Польши, Швейцарии, Австрии и Бельгии, рабочие из Египта и Палестины. Пока шло строительство, местный предприниматель-темплер Уго Виланд параллельно организовал здесь же первый в Палестине завод бетонных изделий.

50 лет работала...
50 лет работала...

26 сентября 1892-го года из Яффо в Иерусалим отправился первый поезд. Пассажиры были счастливы. Расстояние в 84 км покрывалось за 4 часа, а иногда и за 6! На подъемах скорость была черепашья, и пассажиры успевали выйти на ходу из вагонов прогуляться. Тогда в вагонах появились таблички, запрещающие рвать цветы с полей во время пути.

... и снова 50 лет ожидания! (в смысле -  реставрации)
... и снова 50 лет ожидания! (в смысле - реставрации)

Перевозка пассажиров продолжалась около 50 лет – до 1948 года, а затем станцию закрыли за ненадобностью.

Перрон
Перрон

Почему-то история Яффской станции измеряется отрезками в 50 лет! После закрытия еще 50 лет простояла заброшенной, а в начале 2000-ых вышла на новый виток истории. Мэрия Тель-Авива решила восстановить ее и превратить в культурный центр - в декорациях конца позапрошлого века.

Станция та же, а вот панорама города изменилась. Небоскребы растут, как мухоморы после дождя
Станция та же, а вот панорама города изменилась. Небоскребы растут, как мухоморы после дождя

«Декорации» включают в себя 22 исторические постройки , отремонтированные железнодорожные вагоны, склады, участки железнодорожных путей. На территория бетонного завода обустроена торговая площадь.

Вагон 3-го класса от Palestine Railway.  Кому повезло - сидели на скамейках, остальные - на полу. Но билет был в 3 раза дешевле 1-го класса!
Вагон 3-го класса от Palestine Railway. Кому повезло - сидели на скамейках, остальные - на полу. Но билет был в 3 раза дешевле 1-го класса!

Поскольку все «декорации» подлинные и находятся на исходных местах, обстановка железнодорожной станции конца 19-г столетия очень реалистична. Такой вот европейский провинциальный вокзал, место притяжения туристов и местных жителей.

В складских помещениях - магазины со складами дизайнерских штучек
В складских помещениях - магазины со складами дизайнерских штучек

Рестораны, кафе, дизайнерские магазины и бутики помогут и время хорошо провести, и городской бюджет пополнить.

Кактус полива не требует - находится на полном самообеспечении
Кактус полива не требует - находится на полном самообеспечении
Бывший дом Уго Виланда, бетонного заводовладельца. Дом темплерский, а галереи - это уже восточное влияние!
Бывший дом Уго Виланда, бетонного заводовладельца. Дом темплерский, а галереи - это уже восточное влияние!

Думается, что если бы Яфская станция оставалась действующей, историческая застройка навряд ли бы сохранилась (Самара - лучший тому пример!). Меняющийся функционал по-любому потребовал бы сноса и перепланировки станционной территории.

Склады добротные и надежные!
Склады добротные и надежные!

То, что Яффская станция была своевременно закрыта – это большая удача, позволившая сохранить такой чудный уголок прошлого.

Всегда людно и весело
Всегда людно и весело