Найти тему
Эпонимы и Мы

ЗАЦЕПЛЕНИЕ НОВИКОВА

Если посмотреть на две шестерёнки в двухмерном пространстве, получится знакомая до боли картина.

Обратите внимание на геометрию зуба - его профиль очерчен по эвольвентной окружности. Это называется "эвольвентным зацеплением".

Однако возможны и альтернативные варианты. Например - ЗАЦЕПЛЕНИЕ НОВИКОВА, при котором геометрия зубьев особая, не эвольвентная.

ЗАЦЕПЛЕНИЕ НОВИКОВА. Фото с сайта https://myslide.ru/presentation/skachat-zubchatye-peredachi
ЗАЦЕПЛЕНИЕ НОВИКОВА. Фото с сайта https://myslide.ru/presentation/skachat-zubchatye-peredachi

Причём с геометрией этой можно "поиграть".

Формы зубьев в ЗАЦЕПЛЕНИИ НОВИКОВА. Фото с сайта https://ppt-online.org/109304
Формы зубьев в ЗАЦЕПЛЕНИИ НОВИКОВА. Фото с сайта https://ppt-online.org/109304

Основ­ным достоинством передач с таким зацеплением является высокая нагрузочная способность. При твердости рабочих поверхностей до НВ 350 можно принимать допускаемую нагрузку примерно в 2,5 раза больше до­пускаемой нагрузки для эвольвентных прямозубых передач тех же основных размеров, выполненных из тех же материалов, с той же термической обработкой (сравнение допускаемых нагрузок произведено при коэффициенте нагрузки К = 1).

Благодаря большей нагрузочной способности передачи с ЗАЦЕПЛЕНИЕМ НОВИКОВА более компактны: имеют почти в 2 раза меньшие габариты по сравнению с передачами с эвольвентным зацеплением при одинаковой передаваемой мощ­ности. Передачи с зацеплением Новикова допускают большее пе­редаточное число, а вследствие хорошо удерживающейся масля­ной пленки между соприкасаю­щимися зубьями уменьшается из­нашивание зубьев, повышается КПД передачи (потери на трение в ЗАЦЕПЛЕНИИ НОВИКОВА примерно в 2 раза меньше, чем потери в эвольвентном зацеплении). Шум во время их работы значительно ниже.

Фото с сайта https://спецмаш-крым.рф/izghotovlieniie_zubchatykh_pieriedach
Фото с сайта https://спецмаш-крым.рф/izghotovlieniie_zubchatykh_pieriedach

Однако есть и недостатки. Например - боль­шая (чем в эвольвентных зацеплениях) чувствительность к изменению межосевого расстояния; с увеличением нагрузки в зацеплении возрастает осевая составляющая, что, в свою очередь, усложняет конструкцию применяемых подшипнико­вых узлов; при ухудшении контакта (например, в случае перекоса валов и изменения межосевого расстояния) вся нагрузка, действующая на зубья, может сосредоточиться па небольшом участке длины зубьев, в результате чего зубья могут оказаться сильно перегруженными; необходимость иметь Две специальные фрезы для нарезания зубьев (для шестерни и колеса).

Михаил Леонтьевич Новиков (25 марта/7 апреля 1915 - 1957). Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Новиков,_Михаил_Леонтьевич
Михаил Леонтьевич Новиков (25 марта/7 апреля 1915 - 1957). Фото с сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Новиков,_Михаил_Леонтьевич

Михаил Леонтьевич Новиков (25 марта/7 апреля 1915 - 1957) - советский учёный, изобретатель и конструктор, доктор технических наук, лауреат Ленинской премии.

Родом из пролетарской семьи. С 16-летнего возраста работал на заводе учеником слесаря, слесарем и бригадиром. В 1934 году поступил в МВТУ. После второго курса призван в РККА и зачислен слушателем Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. По её окончании работал там же на кафедре «Конструкция авиационных двигателей» преподавателем, затем старшим преподавателем, доцентом, профессором начальником кафедры. Стал доктором технических наук, получил звание полковника.

Награждён орденом Красной звезды и пятью медалями.