@Нина Спутницкая
Александр Артурович Роу родился 8 марта 1906 года. В официальных документах[1] городом рождения значится Москва. Между тем, известно, что отец будущего режиссера Артур Говард Роу – потомок древнего ирландского рода (дед Роу по отцу Томас Говард Роу был мэром Уэксфорда) приехал в Российскую Империю в начале ХХ века по представительству известной британской машинстроительной компании по приглашению купцов Весниных, руководил мукомольной фабрикой в городе Юрьевце Ивановской области.
Сохранились воспоминания современников Александра Роу о его жизни в Ивановском крае[2]:
«…Сашенька Роу стал приходить в наш дом в сопровождении бонны (гувернантки). Он оказался очень смышленным и общительным… Так продолжалось более года. Наступил 1917 год. Семья Роу покинула Юрьевец, и на память о Сашеньке у моего брата осталась фотоминиатюрка бойкого мальчика в мастросске»…
Интересно, что ирландские родственники долгое время не знали подробностей из жизни сына Артура. После Октябрьской революции отец Роу покинул Россию, и вместе с матерью – гречанкой Эйли Кэраджордж Александр перебрался в Сергеев-Посад[3].
К сожалению, документальных подтверждений этого не сохранилось, но остались воспоминания режиссера о буднях в окрестностях древнего города. Подросток Роу ориентировался в церковных обрядах, подрабатывал на службах, а чтобы пережить трудное время, когда семья осталась без кормильца, занимался продажей лоточных безделушек. В Юрьевце и Сергиеве-Посаде ему посчастливилось слышать сказки из уст деревенских сказителей.
В официальных биографиях, однако, Роу часто указывал, что родился, жил и учился в Москве. Он редко упоминал о своих ирландских корнях, хотя родственники изредка пытались установить связь с ним[4]. Весьма знаменательным эпизодом в этой истории стала публикация в начале 1960-х годов в официозных «Известиях» объявления о части наследства деда Роу, причитающейся знаменитому режиссеру. «Александр ответил, интересуясь, зачем его ищут. Так он получил свои 300 фунтов (или около того), и на этом связь оборвалась».[5]
Больше информации можно найти в моей книге Птушко. Роу.
А вы помните сказки Роу? Кащей Бессмертный? Морозко? Огонь, вода и медные трубы? Королевство кривых зеркал?
Прошу подписаться на канал, чтобы поддержать наш проект и не пропустить новых публикаций.
Нина Спутницкая
[1] В частности в Личных листаках по учету кадров СК, киностудии им. М. Горького.
[2] Из опублик. - Черкасский В. Русский дух родового английского аристократа // Рабочий край. — Иваново. — 1995. — 29 дек. — (Юрьевецкие корни)
[3] Следы Артура Роу теряются в Канаде, откуда он связывался с отцом и братом. Возможно, у него были внебрачные дети, но умер, он, по всей видимости, от злоупотребления алкоголем, что также по ряду версий является причиной его расставания с матерью Александра Роу. По свидетельствам, которыми обладает семья, умер Артур в Торонто.
[4] Дэвид Роу, двоюрный брат Роу по отцу вспоминал: «Элионор Уилтшир, двоюродная сестра моей супруги Вероники, очень любила Россию и одно время организовывала для гостиницы «Интурист» специальные английские туры в Россию. Она достаточно часто бывала в Москве и однажды, в начале 19790-х годов, зная от нас об Александре, решила его навестить. Он жил в квартире на окраине Москвы. Элионор описала его как «прелестного, похожего на Будду, лысого и доброжелательного…» (В некотором царстве, в Ирландском государстве // Александр Роу. Альбом / Автор-составитель Светлана Коновалова. – Иваново, 2012.- С. 55. Некоторое время семья Роу поддерживала связь с родственниками матери Александра – двоюродной сестрой Роу Ириной Васильевой и ее дочерью Еленой Целишевой. В сентябре 2010 года двоюрный брат Роу и его внучатая племянница Джин Роу посетили Россию в статусе родственников знаменитого режиссера (Джин посещала Россию до этого по работе), побывали на могиле Александра Артуровича в Москве, а в городе Юрьевце им устроили по случаю приезда теплый прием. Во время этого визита родственники режиссера любезно дали интервью автору данной статьи.
[5] С. 51.
[6] Жанр устного выступления (чтение вслуходним или несколькими чтецами статей и информации из текущей прессы), коорый получил распространение на фронтах Гражданской войны 1918—20. В 1920—нач 1930-х гг. стал самым распространённых видов художественной агитации.
[7] Советский агитационный эстрадный театральный коллектив, организованный при Московском институте журналистики на базе «живой газеты» существовал с 1923-1933 год. Репертуар состоял из литературно-художественных монтажей, обозрений, сценок, отражавших производственную и общественную жизнь, международные события. «Синяя блуза» послужила основой для формирования ряда профессиональных театральных коллективов, стала эстетическим ориентиром для самодеятельных коллективов (в частности, КВН), ее деятельность имела широкий резонанс за рубежом.