Найти тему

Тайны фильма Тайна горного озера

Нина Спутницкая

Фильм «Тайна горного озера» знаменитого сказочника Александра РОУ возглавляет не одну подборку в истории отечественного кино . Это была первая постановка для детей армянской студии «Арменфильм» в годы, когда детскому кино было непросто пробиться сквозь цензуру к зрителю. Экранизация приключенческой повести стала редким исключением в скромном ряду фильмов для юного зрителя благодаря мастерству Александра Роу и разоблачительному сюжету: дети опровергают предание о чудовище, похитившем у горного села воду. Производство фильма закончилась в 1953 г., на следующий год он вышел на экраны. Однако спустя десятилетия фильм считался утраченным, не транслировался по ТВ, не был доступен для фестивальных показов, поэтому оказался в тени других работ известного киносказочника .

ОТ КНИГИ К ФИЛЬМУ

На первой версии литературного сценария, отправленного на утверждение в Москву в 1952 г. стоят три фамилии А. Ананян, А. Ованесова и М. Ерзенкян. Но имя первого зачеркнуто. Вначале режиссером-постановщиком должна была выступить Ованесова. Вариант сценария 1953 г. никаких следов участия Ананяна не содержит.

-2

В литературном сценарии сцена легенды, рассказанной ночью, отсутствует: история начиналась со сцены у школьного двора, мимо которого идет любующийся горным селом прохожий. Заканчивалась история бодрой песней: Но мы вырвем навсегда Тайны у любой горы Рев и бурная волна Комсомольцам не страшны». Название фильма не совпадает с названием повести, по всей видимости, из-за проблем с авторскими правами. Оплата гонорара авторов сценария и потиражно после выхода фильма предназначена была только авторам сценария, а не автору повести. Об этом сообщается в директиве от 5 февраля 1952 г. в ответ за запрос министру И. Большакову от Союза Писателей Армении.

-3

ОТ СКАЗКИ - К ПРИКЛЮЧЕНИЮ

Роль рассказчика в фильме исполнил народный артист армянской ССР Г. Габриелян. Его герой симпатичен и наивен, однажды ночью он рассказывает школьникам старинное предание о злом чудовище, похитившем прекрасную девушку. С тех пор на берегу Севана высокогорное армянское селение страдает от засухи хотя ниже этого селения находится озеро. Юные исследователи, разгадывая тайну этой легенды, помогли геологам найти исчезнувшую реку. Необходимо заметить, что в этот период детский кинематограф переживал непростое время: по сути, его существование было законсервировано, в эпоху Малокартинья не находили решения фильмы в жанре сказки и приключения.

-4

Редким исключением стали: «Чук и Гек», «Огни на реке» и «Садко», которые придерживались несколько иной эстетики и в большей степени отвечали запросам поздней сталинской идеологии. Вместе с тем, история о детях-исследователях, с одной стороны, соответствовала параметрам реалистического кино, с другой стороны—означало поиски нового в дидактическом сюжете, а удивительной красоты локации позволили режиссеру-сказочнику реализовать свою потребность в экранизации фантастического.

Прекрасно многообразие красок и пейзажи — озеро, высокогорные луга, скалы Армении, удивительные диковинные птицы сняты операторской группой. Песню Корины исполняет заслуженный артистка республики Г. Гаспарян. Прежде работа с детьми не была для Роу в приоритете, в большей степени он горел сказкой, выбирал остро-характерные актерские типажи. Однако «Тайна горного озера» доказала, что режиссер умеет работать с юными артистами и создать убедительный, наполненный мягким добрым юмором диалог поколений в кадре и за кадром. Вместе с Роу на картине работал молодой выпускник режиссерской мастерской ВГИКа Ю. Ерзинкян.

В сказке о разоблачении легенды об озере убедительно и увлекательно Роу проводит мысль о том, что в любой сказке кроется что-то научное. Зритель с первых эпизодов обнаруживает приметы фирменного стиля режиссера — такие как работа на натуре, использование микросюжетных вставок с животными. Зрителю очевидна любовь режиссера к традиционной русской народной сказке, мотивы которой припрятаны в этой разоблачающей волшебство истории. В эпизоде поимки воровки лисы, в сцене со сказочной красоты речкой и ее хозяйками — лягушкой и змеей,— все превращено в увлекательное и полное опасности приключение, в котором ребят сопровождает верный друг — пес. (Бернар, согласно Делу кинокартины, был выписан специально из Саратовского Госцирка и принадлежал артисту В. Мошкину РГАЛИb, л.66].)

Фильм полон милых и остроумных деталей: купание цыплят, превращение в душ самовара. Открывается он прекрасными пейзажами. Автор со всей страстью сказочника воспроизводит на экране старинную легенду. Ввести зрителя в пространство фантастического помогают павлины, пеликаны, цапли, фламинго, макросъемка прекрасных растений: ромашковые поля, с затаившимися красными цветами, дребезжащие маковые лепестки. Экологическая компонента поддерживается параллельным — девичьим сюжетом фильма. Необходимо обратить внимание на шутливое противостояние ребят с девочками. Школьницы делятся планами по разведению птиц с дедушкой объясняя, что существует семьдесят восемь видов уток, но одомашнены только кряквы, поэтому девочки хотят вывести остальные виды. Эта история тоже выстроена режиссером согласно законам увлекательного приключения: здесь будет и недостача, и похищение, и приход ребят на помощь. А в кульминации в опасном путешествии в пещере окажутся мальчик и девочка.

Конечно, режиссеру досталась хорошая литературная основа, но как мастерски он плетет повествование из современных деталей: не только сказочный ландшафт превращает будни ребят в удивительное приключение, в котором есть и плавание, и прыжки, и организация связного пункта, опасные спуски по скалам, требующее мужества путешествие по воде, поиск необычной плиты — послания. От находки к находке школьники все ближе и ближе подходят к своей цели. Острой сюжетностью отмечен поход: ночевка в горах, передающая романтику природы, встреча с хищными птицами,— во время путешествия вырисовываются достоверные характеры ребят. Элементы сказочного триллера пригодятся Роу позже на постановке «Королевства кривых зеркал»: он мастерски создает ощущение опасности, исходящей от парящих над скалами орлов или затаившихся в пещере сов. Увлекают погони по скалистой местности на ослах.

В кульминации зрители добираются до тех сцен, которые были в экспозиции: величественные горы, похожие на сказочных чудовищ. Над фильмом работали операторы И. Дилдарян и Д. Фельдман, а также известный оператор комбинированных съемок Н. Ренков и художник Ю. Швец. (Сохранились также свидетельства, что на картину, на съемки павильонов в Одессе, когда работе грозил срыв, был вызван оператор Ю. Екельчик).

Именно они во многом определили изобразительную сторону фильма, которая иногда напоминает сказочные истории А. Птушко, другого советского сказочника. (Особенно впечатляют сцены с анимацией гор: можно вспомнить, что в этот момент Птушко горел идеей анимации статуи, которую осуществил на «Сампо», а в кинематографе США статуи оживали в экранизациях восточных сказок.) Комичные сценки с дедом, письмо ребятам от академика подчеркивают трогательное участие, которое принимает старшее поколение во всех начинаниях детей. Взрослый приходит на помощь в опасный момент, когда на ребенка обрушивается столб воды из проснувшегося ключа. Однако любое противостояние здесь окрашено теплым юмором. Согласно газетным летописям, фильм вышел на киноэкраны Москвы к школьным каникула в паре с фильмом студии «Мосфильм» «Золотые яблоки», который был заявлен как первая кинокартина, посвященная юным мичуринцам.

Сохранился альбом—летопись фильма, публикация которого способна приоткрыть завесу тайны над «Тайной горного озера»: Полный текст публикации

Приглашаем познакомиться с другими материалами канала журнала, посвященные советским киносказкам: