Её полное имя - Гангкьи Юмчен Дордже Кунтудраг (Вайли Gangs kyi yum chen rdo rje kun tu grags). Также известна как Дордже Кунту Занг (англ. Kuntu Zang). Она относится к группе двенадцати богинь-хранительниц, которых можно увидеть на танках в свите Палден Лхамо, защитницы Учения. Также их называют Тенма Чуньи.
У категории защитников, или хранителей Учения чаще всего история одна и та же: когда-то они были могущественными и вредоносными духами, но столкнувшись с буддизмом, поняли, что есть и более продуктивное применение их силам.
В такого рода сюжетах главным переговорщиком, укротителем и обратителем на путь добра и милосердия выступает Падмасамбхава, буддийский учитель VIII в., который проповедовал в Тибете по приглашению царя Ярлунгской династии Тисонг Децэна (Вайли khri srong lde btsan).
Точной информации о Двенадцати богинях Тенма не сохранено. Есть несколько тибетских текстов с информацией о них, включая те, авторство которых приписывается Падмасамбхаве и Далай-ламе V (1617-1672). Тем не менее образы этих богинь достаточно поражают воображение, для того, чтобы их воспроизводили снова и снова.
Самой примечательной частью 12 богинь Тенма являются ваханы. Дордже Кунтудраг восседает на снежном льве.
В Индии лев символизировал царскую власть, в буддизм образ царя зверей перекочевал с аналогичным значением - лев стал символизировать Будду Шакьямуни как верховного правителя... в лучшем из миров. Для тибетцев снежный лев - это гималайское божество. В китайской культуре этот лев приобретёт пару и станет ши-цза (Бир, 2013, с. 94-96).
Среди атрибутов Дордже Кундутраг описаны ваджра и сосуд сокровищ (Ладранг, 2015, с. 113, 126). Ещё о ней известно то, что она была дочерью тибетского царя, чьё имя переводится как "гневное божество, питающееся плотью" (Ладранг, 2015, с. 113). Трудно сказать, насколько грешен был отец Дордже Кунтудраг, но дочь приняла обет охранять Учение и его последователей.
Самое известное изображение Дордже Кунтудраг находится в собрании Сычуаньского краеведческого музея (англ. Sichuan Provincial Museum). Это группа танок, иллюстрирующих жизнь и творчество культурного героя Гэсэра.
Подобно танке (Вайли thang ka; др. варианты транслит. тханка, тхангка и т. д.) с изображением Дордже Зулемы, этот образец тоже относится к жанру "без комментариев". Детали этой Гэсэриады не всегда понятны, но забавны.
Литература
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 94-96.
- Ладранг К. Божества-защитники Тибета. М.: Ганга, 2015. С. 113, 116, 126.
- Tenzin Kh. Oleshey G. A collection of line drawings of 94 deities and divinities of Tibet. Ratna Pustak Bhandar, 1975. P. 95.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен