Иероним Босх - это, конечно, хорошо, но буддийские танки развлекают не меньше.
В собрании Сычуаньского краеведческого музея (англ. Sichuan Provincial Museum) есть образцы традиционной тибетской живописи, иллюстрирующие биографию Гэсэра - великого воина и спасителя человечества в мифологии жителей Центральной и Восточной Азии. Гэсэр также является главным героем одноимённого эпоса, который существует в нескольких вариантах у разных народов.
- Танка (Вайли thang ka; др. варианты написания: тханка, тангка, тхангка) – одна из разновидностей традиционной тибетской живописи, которая выполняется на ткани растительными и минеральными красками на клеевой основе.
- В основном, этот вид искусства распространён в регионах, в которых исповедуют тибетский буддизм.
- Назначение танки состоит в том, чтобы быть “точкой опоры” в процессе медитации, визуализации и иных практик. Эти произведения допустимо интерпретировать как иконы.
Серия танок о Гэсэре из Сычуаньского краеведческого музея состоит из 11 произведений. В центральной части каждой танки изображено то или иное божество, а вокруг - нелинейный комикс на тему жизни и творчества Гэсэра.
Трудно пройти мимо богини, восседающей на тигре - чаще её атрибутируют как Дордже Зулему.
Дордже Зулема является одной из двенадцати божеств-охранителей, которые относятся к свите защитницы буддийского учения Палден Лхамо.
Другое название этой группы - Тенма, 12 богинь Тенма, 12 защитниц Тенма, 12 сестёр Тенма и т. п.; в англоязычных вариантах встречаются - Twelve Tenma Sisters, Twelve Tenma Goddesses, Twelve Subterranean Goddesses и т. д.
Этих богинь почитали задолго до того, как буддизм был объявлен государственной религией Тибета, и затем они заняли свою нишу в пантеоне тибетского буддизма.
Обоснование состояло в том, что в VIII в. тибетский цэнпо, или правитель Ярлунгской династии по имени Тисонг Децэн (Вайли khri srong lde btsan) пригласил из Индии учителя, который должен был усмирить горных богов, не следовавших Учению.
Этим учителем был Падмасамбхава, которому удалось "договориться" с местными богами, и они были включены в буддийский пантеон. Так происходила ассимиляция добуддийских персонажей - народная фантазия работала на пользу организованной религии, раз этого требовали верхи.
Согласно верованиям, сложившимся в добуддийские времена, Юи Дрилбу Дордже Зулема (Вайли gYu-yi dril-bu rdo-rje zu-le-ma; англ. Yuyi Drilbu Dorje Zulema) обитает в Центральном Тибете и охраняет северные границы.
Её отличительными атрибутами являются лотос (просто лотос или сделанный из драгоценностей) и колокольчик. Самый главный атрибут, который виден издалека, - вахана в виде тигра (Ладранг, 2015. С. 131-132). Восседающую на тигре богиню можно разглядеть на танках, посвящённых Палден Лхамо.
Но это ещё не всё. Существует множество списков 12 богинь Тенма и в одном из них, составленном американским тибетологом Джеффом Уаттом (англ. Jeff Watt), помимо Дордже Зулемы, наездницей тигра выступает ещё одна богиня - это Дордже Бокхам Кьонг (Вайли rdo-rje bod khams skyong; англ. Kong Tsun Demo Dorje Bod Kham Kyong). Её атрибуты: стрела, сокровище, исполняющее желание и чаша с кровью (Ладранг, 2015, с. 129-130). Чаша с кровью встречается в списке, переведённом австрийским и чешским тибетологом Рене Небески-Войковицем (нем. Rene Nebesky-Wojkowitz) (Nebesky-Wojkowitz, 1993, p. 186).
Поэтому часть богинь Тенма, восседающих на тигре, можно атрибутировать как Дордже Зулему, а часть - как Дордже Бокхам Кьонг. И стоит принимать во внимание, что танкописцы могли располагать любыми списками или ориентироваться на устную традицию. Поэтому в данном вопросе нет истины в последней инстанции.
На одной из танок фигурирует редкий вариант группы 12 богинь Тенма: здесь изображены сразу две богини на тиграх.
Драгоценность в руках скорее указывает на Дордже Бокхам Кьонг.
Колокольчик и лотос позволяет идентифицировать Дордже Зулему.
Вот ещё один пример, когда на танке в свите Палден Лхамо присутствуют обе богини.
Здесь пышный лотос указывает на Дордже Зулему.
У тигриных наездниц существует гневная форма. Здесь это Дордже Бокхам Кьонг, поскольку она держит стрелу (и лук).
Богиня в тибетской танке из Сычуаньского музея атрибутирована как Дордже Зулема, но также это может быть и Дордже Бокхам Кьонг.
Она изображена в мирной форме и держит атрибуты, символизирующие богатство и изобилие: драгоценность, исполняющую желания и мангуста, изрыгающего драгоценности.
Самое весёлое в танке из Сычуаньского краеведческого музея, это не запоминающийся образ горной богини, восседающей на тигре, а милые картинки, иллюстрирующие Гэсэриаду вокруг.
Без комментариев.
- Кроме одного: искусство тибетской танки формировалось в условиях, когда преимущественно неграмотному населению надо было в наглядной форме рассказывать истории, иллюстрирующие правоту буддийского Учения и, как в данном случае, величие подвигов Гэсэра. Яркие живописные произведения выполняли как духовно-дисциплинирующую, так и развлекательную функцию.
Литература
- Будникова Ю.Ю., Елихина Ю.И., Матехина Т.С., Росов В.А., Титова М.А., В М.Фёдорова, Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: СПбГМИСР, 2022. С. 81-83.
- Ладранг К. Божества-защитники Тибета. М.: Ганга, 2015. С. 129-130, 131-132.
- Набатчиков В. А. Священные образы Тибета. Традиционная живопись Тибета в собрании Государственного музея Востока. Самара : Агни, 2002.
- Kossak S. T., Singer J. C. sacred Visions. Early Paintings from Central Tibet. New York: The Metropolitan Museum of Art, 1998. P. 126-127.
- Nebesky-Wolkowitz R. Oracles and Demons of Tibet. The Cult and Iconography of the Tibetan Protective Deities. Delhi: Book Faith India, 1996. P. 186.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен