Многие в курсе, что надводные суда, корабли и прочие плавсредства оборудуются якорями. Они расположены в носовой части, и при необходимости закрепить судно на месте производится постановка на якорь. Однако далеко не все знают, есть ли якорные системы у подводных лодок, и если есть, то зачем они нужны?
Так вот, как и у всех мало-мальски серьёзных плавсредств, у подводных лодок тоже есть якоря. Только выглядят они немного иначе. Что из себя представляет классический якорь надводного судна - знают практически все.
А вот у подводных лодок он обычно имеет грибовидную форму. И такая форма нужна для того, чтобы в поднятом положении поверхность так называемой "шляпки" якоря продолжала форму корпуса субмарины. И нужно это для сохранения гидравлической гладкости и обтекаемости.
Но если с танкерами, контейнеровозами, сухогрузами и авианосцами всё понятно - им нужно иногда вставать на якорь в условии океанских течений, ветра и волнения для экономии энергоресурсов судна.
Согласитесь, что проще зацепиться якорем за дно, если длины цепи хватает, чем бороться гребными винтами с течением ради того, чтобы оставаться на месте.
Но зачем подводным лодкам якоря?
Оказывается, на разных глубинах тоже есть свои течения. И если поставленная задача требует оставаться в заданном квадрате акватории на нужной глубине, то там тоже может быть своё подводное течение, которое легко унесёт субмарину.
И чтобы не расходовать энергоресурсы либо же сохранять режим полной тишины, подводную лодку якорят об дно.
И как показала практика, грибовидный якорь, или же якорь-зонт, отлично зарывается в илистое дно и способен удерживать огромную субмарину.
Разумеется вес якоря, а также якорного троса, или же цепи, не влияют на удерживающую способность. На неё влияет только способность якоря к самозакапыванию в дно при движении подводной лодки.
Снимается лодка с якоря путём продувки балласта той части, куда крепится якорь. Из-за выталкивающей силы лодка буквально вырывает якорь-зонтик из дна.
Потому что якорь рассчитан таким образом, что с Архимедовой силой при всплытии он справиться не может, но зато эффективно противостоит подводным течениям.
Однако справедливости ради нужно отметить, что не у всех подводных лодок якоря грибовидной формы. У некоторых они имеют витиеватые очертания, но тем не менее, форма якоря субмарин так или иначе вписана в корпус подводной лодки для сохранения обтекаемости.
Также некоторые считают, что якоря субмарин удерживаются тросами, а не цепями. И это тоже не всегда так, потому что встречаются и цепные, и тросовые системы сброса - подъёма якорей.
И чтобы обзор получился полным, нужно обязательно упомянуть о так называемых старых подводных лодках. Так вот их якоря не рассчитывались с точки зрения гидродинамики. Их даже не пытались вписать в форму лёгкого корпуса, а просто вывешивали классический якорь хорошо знакомой всем формы из отверстия для сброса. Он там находился всё время, создавал завихрения и турбулентности в режиме хода под водой.