96 лет назад на свет появилась женщина, которая всколыхнула многие представления о женской красоте. О том, какой она может быть, а главное о том, как её можно преподнести зрителю, что бы он голову потерял. Если взять её фотографию, когда её 18 лет и сравнить с той, где ей 28, это будут две совершенно разные личности. Это как раз то, что называется «апгрейт». Но об этом позже… Неискушённому советскому зрителю первый и единственный раз посчастливилось увидеть Мэрилин Монро в фарсовой комедии «Некоторые любят погорячее». Бдительные цензоры придумали для картины другое менее двусмысленное название, «В джазе только девушки». Её запустили у нас в 1966 году, и она тут же стала лидером проката, наравне с «Анжеликой». И не только из-за того, что это была и в самом деле смешная комедия, а ещё вероятно, потому, что там было то, что так не хватало истерзанному «агитками» советскому зрителю-чувственности и лёгкого ненавязчивого эротизма. Женщины хотели быть на нё похожи, а мужчины мечтали о ней. И почти никто из них не знал тогда, что её уже четыре года, как нет на этом свете. Повторно картину пустили в прокат, в Союзе, в середине 80-х. Вот тогда и смогли увидеть её нынешнее поколение, будучи тогда в пубертатном возрасте, это её «Пу-пу-пиду-пу!» проникало в самое сердце. Других фильмов с Мэрилин Монро нам не показывали, а их у неё более трёх десятков.
Норма Джин Бейкер родилась 1 июня 1926-го года в Лос-Анджелесе. Её мать Глэдис, была монтажницей на одной из голливудских студий. Она назвала дочь в честь популярной тогда актрисы немого кино Нормы Толмедж, которая была на тот момент самой высокооплачиваемой звездой. Она снялась во множестве мелодрам, однако до наших дней сохранился только один фильм с её участием «Голубка». Энергетика имени делает своё дело, начало будущей карьеры положено. У Нормы были ещё сводные брат и сестра от первого брака. Мать снова вышла замуж и развелась, потом родилась Норма Джин. Кто её отец историографы так и не выяснили. Впрочем, это теперь не существенно. Вскоре после рождения девочку отдают на воспитание в детский дом семейного типа. Вокруг кризис и великая депрессия. Мать не в состоянии материально содержать её, однако берёт дочку на выходные. Когда Норме исполнилось шесть, мать забирает её к себе, но совместная жизнь оказывается недолгой. У Матери диагностируют душевную болезнь и отправляют в психиатрическую клинику. С того момента связь с дочерью рушится, болезнь прогрессирует и в результате она проводит в различных клиниках всю оставшуюся жизнь. Хотя будучи больной шизофренией, она переживет дочь на 22 года. Норму берет к себе её подруга Грейс. У взрослой женщины и девочки складываются дружеские отношения, они вместе гуляют по Городу Ангелов, часто ходят в кино. Не пропускают ни одного фильма с кинозвездой, первой «платиновой блондинкой» Джин Харлоу. Впоследствии с неё «слепят» образ Мэрилин Монро. Вскоре от Грейс пришлось переехать, и девочку поселили в сиротский дом на попечении государства. Будучи школьницей в 15 лет она встречает Джеймса Доухерти он старше её на пять лет и у них завязывается роман. Когда ей исполняется 16, она выходит за него замуж и из приюта переезжает к нему. Однако семейная жизнь длиться не долго. Вскоре Джеймс поступает в торговый флот и уходит в длительное плавание. Норма Джин остаётся одна, или вернее сказать с матерью и роднёй мужа. В 17 лет она устраивается на авиационный завод. Покрывает лаком фюзеляжи самолётов и укладывает парашюты. Зарплата 20 долларов в неделю. И вот тут-то её и заметили. Фотографы, делавшие пропагандистские снимки, обратили внимание на стройную красавицу и предложили поучаствовать в фотосессии. С этого началась карьера фотомодели. С весны 1945 года, когда третий Рейх доживал свои последние дни, открытки и журналы с Нормой Джин Доухерти были, чуть ли не у каждого солдата второго фронта. Она охотно позировала в различных позах и в купальнике и без оного. Девушка без комплексов. Муж за тридевять земель, отца нет и в помине, мать в сумасшедшем доме. Свобода! Впрочем, Джеймс Доухерти по возвращении был несколько озадачен таким поворотом событий, и они в 1946-м году развелись. Впоследствии он напишет две книги мемуаров о жизни с будущей кинодивой, "Тайное счастье Мэрилин Монро" и "Норме Джин с любовью, Джимми". В то время она оставляет своё резюме и фотографии в агентство «Голубая книга», это своего рода каталог красоток для последующего выхода в «звёздный путь». Её замечают, делают первые кинопробы и заключают с ней контракт. С Августа 46-го в её жизни меняется всё. Ей выпрямляют и осветляют волосы, исправляют прикус, делают пластику носа и нижней челюсти, от чего лицо её меняется почти до неузнаваемости. И меняют имя: Мэрилин достаётся ей от некогда популярной Мэрилин Миллер, а Монро это девичья фамилия её матери.
Оператор Леон Шемрой, который делал с ней кинопробы, впоследствии напишет: «Естественная красота плюс неуверенность придавали ей какой-то таинственный вид… Она была фантастически красива и обладала кинематографической сексуальностью. Ей не нужна была звуковая дорожка, она создавала её своей игрой. Эта девушка продемонстрировала нам, что в состоянии возбуждать у своих зрителей все пять чувств»… Первое её появление на большом экране фильм «Опасные годы»(1947). Режиссёры пока не воспринимали её как настоящую актрису и давали крошечные, почти незаметные роли. Она и сама осознавала нехватку опыта, поэтому брала уроки актёрского мастерства, танцев и вокала. Драматическому искусству она училась у самого Михаила Чехова, племянника нашего Антон Палыча. С начала 50-х карьера Мэрилин стала набирать обороты. Она снимается сразу в нескольких фильм. Самые заметные «Асфальтовые джунгли», гангстерская драма Дж. Хьюстона и «Всё о Еве» Джозефа Манкевича. Роли пятиминутные, но очень запоминающиеся. Кроме того она фотографируется для журнала «Плейбой», что прибавляет популярности среди мужчин. Она влетает в вихрь голливудской богемной жизни. Многочисленные любовные романы, скандалы, пикантные подробности личной жизни, всё это смакуется бульварной прессой и публикой. Образ очаровательной и сексапильной инженю, хоть и начал приносить доход и славу, но он не совсем удовлетворял саму актрису. Чувствуя недостаток полученного в юности образования, она пыталась вырваться из столь тесных рамок. Известно, что она много читала, возможно, не так глубоко как доктора филологии, но и это уже плюс в противовес нынешним теле и радио ведущим, которые кроме инстаграма вообще ничего не читают. Вот одна из фраз Мэрилин: «Периодически я иду в магазин «Пиквик» (книжный на Бевери-Хиллз) и просто гляжу, что там есть, листаю разные книги, если прочту где-то фразу другую, которая мне понравится, покупаю. Вот вчера вечером купила томик Рильке». Есть фотография актрисы с книгой Джойсовского «Улисса» в руках. Маловероятно, что она её прочитала (таких людей вообще очень не много), но взять в руки одно из самых значимых произведений ХХ века это уже кое-что.
То, что она актриса с большим потенциалом свидетельствует психологическая драма «Можешь не стучать», где она играет душевнобольную девушку. Очень сложная роль и напряженная работа. С середины 50-х «кассовые» фильмы посыпались как из рога изобилия. «Ниагара», «Джентльмены предпочитают блондинок», «Как выйти замуж за миллионера», «Река не течёт вспять», «Зуд седьмого года», «Автобусная остановка», «Принц и хористка», «Некоторые любят погорячее». Здесь и триллеры и мелодрамы и комедии. И в каждом главная роль, и в каждом замечательные звёздные партнёры, и после каждого успех. Несмотря на кажущуюся безбедную и счастливую жизнь, личное счастье как то ускользало от неё. Романы были некрепки и непродолжительны, детей родить не удалось ( несколько неудачных беременностей). Второй раз она вышла замуж в 54-м за бейсболиста Джо ди Маджио. Брак продлился несколько месяцев. Спустя два года она выходит замуж за писателя Артура Миллера, он был старше её на 11 лет, и брак продержался 4 года. Впоследствии многие актёры рассказывали о романах с Мэрилин. Так это или нет, уже не проверить, но большинство наверняка просто хвастались из донжуанского тщеславия. А засекреченные отношения с Джоном и Робертом Кеннеди, дали пищу для многих полуфантастических книг фильмов и мемов. Последний фильм, в котором она снялась «Неприкаянные». Он совсем не смешной, и она там не такая как всегда. Это лучшая её драматическая роль. Роль, от которой можно плакать. Роль, где можно её жалеть и восхищаться. Это была её последняя роль. Кроме того она стала последней ролью и для её партнёра по этому фильму Кларка Гейбла.
Она не проснулась 5 августа 1962 года в своей спальне. Из-за чего это произошло, сейчас тоже определённо не известно. Множество домыслов и догадок. Есть мнение, что тут ЦРУ руку приложило из-за связи с президентом. А кто-то ей вообще сотрудничество с Фиделем Кастро приписывает. Ей было всего 36 лет.
Она была неподдельно добрым человеком, не имея своих детей, но имея много денег, она финансово поддерживала несколько детских домов. Спонсировала психиатрические клиники. Летала в Корею с благотворительными концертами для солдат. Открыто выступала за отмену ядерного оружия. Она делала, что могла.
Элтон Джон посвятил ей одну из самых щемящих своих песен: «Прощай, Норма Джин,
Хотя я совсем тебя не знал.
Ты держала себя с достоинством
Пока они вились вокруг тебя.
Они появились неожиданно.
И они ездили тебе по мозгам.
Они поставили тебя на поток.
И они заставили тебя изменить свое имя.
И мне кажется, что ты прожила свою жизнь,
Как свеча на ветру…»