Совершён грех богохульства
«И вышел сын одной израильтянки, родившийся от египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын израильтянки с израильтянином; хулил сын израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею, имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова; и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня» (Лев. 24:10–12).
Вслед за описанием израильских ритуалов, связанных со святилищем, рассказывается вторая история из только двух подобных разделов в этой книге. (Первая — рассказ о Надаве и Авиуде в главе 10).
Стихи 10–12. История рассказывается быстро и эффективно. Читатель может предположить, что даются только значимые детали. Два человека поссорились в стане (24:10). Причина их ссоры не раскрывается. Ничего не говорится и о характере их ссоры, хотя складывается впечатление, что это была драка. Во время их ссоры или драки один из мужчин хулил имя Господне и злословил (24:11). Слова «Господне» нет в еврейском тексте, оно добавлено переводчиками. Однако слово «имя» может означать только имя Господне, «Яхве».
Что означает слово «хулил»? Словарь даёт такие значения этого слова, как «порочить, резко осуждать, поносить». Согласно Тимоти Уиллису, еврейское слово, которое в этом отрывке переведено как «хулил» (накаб) не всегда имеет это отрицательное значение. Само по себе оно означает нечто вроде «упомянуть» или «произнести» (Чис. 1:17; 1 Пар. 16:41)», а «здесь приобретает уничижительное значение по ассоциации со словом “злословить”». Слово «злословил» — перевод еврейского слова калал, которое означает «отзываться пренебрежительно» или «относиться с презрением». Виновник, видимо, произнёс ругательство на Бога (см. Иов. 2:9).
Люди, слышавшие богохульство и проклятия, тотчас поняли, что богохульник поступил плохо. Третья из Десяти заповедей гласила: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7), и в Законе сказано: «Судей не злословь» (Исх. 22:28). (В Международном Библейском Обществе «Не оскорбляйте Бога»). Они понимали, что такой грех должен быть наказан, ибо знали финальную часть третьей заповеди: «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7). Однако нигде в Законе не говорилось, какое наказание полагалось за произнесение имени Бога напрасно. Поэтому они взяли богохульника и посадили его под стражу, пока не узнают от Господа, какое наказание он заслужил (24:12).
Очевидно, это был один из способов передачи Богом Закона Своему народу: Он ждал, когда появятся обстоятельства, не описанные в Законе. При возникновении такой ситуации обращались к Моисею с вопросом, что нужно сделать, а Моисей обращался к Богу. Тогда Бог отвечал на вопрос, и Его ответ с того момента становился частью Его закона. Случай становился прецедентом для решения похожих случаев в будущем. (О другом случае, когда нарушителя закона сажали под стражу до выяснения решения Господа, читайте в Чис. 15:32–36. В том отрывке рассказывается о человеке, который собирал дрова в субботу, день покоя).
Может показаться странным, что в так кратко изложенной истории приводится несколько, казалось бы, незначительных фактов о богохульнике. (1) Говорится, что он сын одной израильтянки и египтянина (24:10), но имя его не называется. (2) Имя же матери его Саломиф, и (3) она дочь Давриина, из племени Данова (24:11).
Зачем отмечены эти детали? Возможно, эта история служила предостережением в том, что может произойти, когда верная израильтянка выходит замуж за «египтянина», неизраильтянина. Дети от такого союза имеют все шансы вырасти в неуважении к божественному имени. Возможно, смысл послания в том, что, хотя неизраильтянам не возбранялось жить среди Божьего народа, израильтянам не следовало вступать с ними в брак, если они не желали принять Господа своим Богом.
Возможно, имеет значение то, что имя богохульника не сообщается, хотя имя его матери нам известно. В аналогичном случае в Чис. 15, когда нарушитель субботы был побит камнями, имя провинившегося тоже не раскрывается. Возможно, Господь не хотел сохранить их имена для потомков, чтобы эти преступники получили известность, пусть и позорную.
Наказание, назначенное за грех
«И сказал Господь Моисею, говоря: “Выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и всё общество побьёт его камнями; и сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесёт грех свой; и хулитель имени Господа должен умереть, камнями побьёт его всё общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти”» (Лев. 24:13–16).
Господь быстро ответил на вопрос народа о том, что нужно сделать с богохульником, передав Свой вердикт через Моисея, Своего представителя.
Стихи 13, 14. В наказание богохульника должно было побить камнями до смерти! Сначала виновного нужно было вывести из стана, чтобы не осквернить оный (смертью богохульника и нечистым трупом). Ведь «стан» был местом, где среди Своего народа обитал Бог (см. Чис. 5:2, 3).
Затем люди, слышавшие, как хулитель злословил, должны были положить руки свои на голову его. Этот жест мог просто свидетельствовать о вине хулителя, публично признавая его преступником. Некоторые авторы, однако, приписывают дополнительное значение этому символическому акту. Например, Кейл и Делитщ пишут: «Возлагая… свои руки на голову хулителя, слышавшие, то есть свидетели, должны были сбросить с себя богохульство, которое они слышали, и вернуть его на голову хулителя, чтобы он искупил свою вину». Эрхард Герстенбергер придерживается другой точки зрения: «Такой тесный контакт с осуждённым должен был напомнить свидетелям об их собственной ответственности за правдивость своих показаний против него». Далее он говорит, что если эти люди говорили неправду, то «это проклятие обернётся также и против лжесвидетелей».
Наконец, всё общество должно было собраться и побить его камнями. Этим актом суда они истребляли зло из своей среды (см. Втор. 17:7).
Стихи 15, 16. Объявив, как нужно было наказать грешника в рассматриваемой ситуации, Господь далее даёт общие правила, которые будут применяться с того момента в случаях, подобных тому, с которым Он только что разобрался.
Общее правило, определённое в стихе 15, гласило: «Кто будет злословить Бога своего, тот понесёт грех свой» (то есть будет предан смерти). Аналогичным образом звучит общее правило в стихе 16: «Хулитель имени Господа должен быть предан смерти». Это распространялось на пришельца и на туземца, то есть израильтянина.
Наказания, налагаемые в случае других правонарушений
«Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти. Кто убьёт скотину, должен заплатить за неё, скотину за скотину. Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал: перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать. Кто убьёт скотину, должен заплатить за неё; а кто убьёт человека, того должно предать смерти. Один суд должен быть у вас как для пришельца, так и для туземца; ибо Я Господь, Бог ваш» (Лев. 24:17–22).
Так как предусмотренным наказанием за богохульство была смерть, то Господь посчитал нужным прояснить, когда смертная казнь была уместной, а когда нет.
Стихи 17–21. Сначала в данном отрывке излагается общее правило: всякий, кто убьёт какого-либо человека, виновен в преступлении, за которое предусматривается смертная казнь, и будет предан смерти (24:17). В других местах Закона ясно указывается, что смертная казнь была предусмотрена за предумышленное убийство и не осуществлялась в тех случаях, когда человек лишал жизни другого человека случайно, без злого умысла (см., например, Исх. 21:12–21).
Затем, заботясь о том, чтобы этот закон наверняка был понят и применялся правильно, Господь устанавливает два ограничения в применении смертной казни. Во-первых, смертная казнь не распространяется на человека, убившего скотину. Если убил, то должен возместить хозяину стоимость скотины; но его не должны были предавать смерти (24:18). Во-вторых, человек не подвергался смертной казни, если сделал повреждение на теле другого человека. Если он совершал такое, то должен был быть наказан (или уплатить денежное возмещение) в той степени, в какой он нанёс повреждение другому человеку (24:19). Око за око — это просто способ сказать, что наказание (или убытки) должно соответствовать преступлению (24:20).
Стихи 17–21 написаны в форме хиазма:
А1: Кто убьёт какого-либо человека, тот предан будет смерти (24:17).
Б1: Кто убьёт скотину, того не должно предавать смерти, но он должен заплатить за неё, возместив убытки (24:18).
В: Того, кто сделает повреждение на теле другого человека, не следует предавать смерти, но нужно наказать соизмеримо с увечьем, которое он нанёс (24:19, 20).
Б2: Кто убьёт скотину, должен заплатить за неё (24:21).
А2: Кто убьёт человека, того должно предать смерти (24:21).
В этой конструкции подчёркивается центральный пункт и дополнительные положения. Предумышленное убийство считалось тягчайшим преступлением, за которое предусматривалась смертная казнь; нанесение увечья кому-либо также было преступлением, заслуживающим наказания.
Закон «око за око» известен как lex talionis — латинский термин, означающий «закон возмездия». Мы также находим его в Исх. 21:23–25 и Втор. 19:21. В популярной культуре сегодня это выражение стало синонимом погони за личной местью. Оно понимается так, что тот, кто был обижен другим, имеет право и даже обязан поступить с обидчиком так же, как тот поступил с ним. Пострадавший может сказать: «Ты ударил меня по лицу, поэтому я ударю тебя по лицу»; «Ты испортил моё имущество, поэтому и я испорчу твоё имущество»; «Ты убил мою дочь, поэтому и я убью твою дочь». Иногда пострадавшая сторона решает нанести больший вред обидчику, нежели тот нанёс ему: «Ты сломал мне руку, поэтому я сломаю тебе руку, ногу и шею!» Такое отношение порождает вражду, которая длится десятилетиями.
Учит ли этот отрывок тому, что принцип «око за око» оправдывает такое отношение? Санкционировал ли закон Моисея личную месть? Нет.
В Ветхом Завете, как и в Новом, Библия учит, что мщение принадлежит Богу (Рим. 12:19; Втор. 32:35; Пс. 93:1). Израильтянам не разрешалось мстить (Лев. 19:18); они обязаны были делать добро своим врагам (Исх. 23:4, 5; Прит. 25:21, 22 [Рим. 12:20]; Иов. 31:29–31).
Формула «око за око» была дана как главный принцип для определения того, как преступник должен быть наказан или как он должен заплатить за своё преступление. Предполагалось, что наказание должно соответствовать преступлению; плата, отданная обидчиком жертве, должна быть равноценна нанесённому ущербу. Личная месть, или воздаяние, в данном отрывке не рассматривалась, да закон Моисея и не допускал её.
Стихи 22. Это постановление заканчивается повторением того принципа, что законы, которые израильтяне (туземцы) должны были соблюдать, распространялись также и на неизраильтян (пришельцев). Ни та, ни другая группа не могла утверждать, что находится у Бога на особом положении, которое позволяет им убивать или наносить увечья другим безнаказанно. Один суд был как для израильтян, так и для живших среди них пришельцев. Еврейское слово, переведённое как «суд» (мишпат), — юридический термин, буквально означающий «вынесение приговора» или «решение суда». Господь особо выделяет Свои слова, снова повторив: «Я Господь, Бог ваш». Отчасти это означает: «Лучше бы вам обратить внимание на то, что Я сказал!»
Приведение в исполнение наказания за богохульство
«И сказал Моисей сынам Израилевым, и вывели злословившего вон из стана, и побили его камнями, и сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею» (Лев. 24:23).
История о хулителе уже была рассказана в двух абзацах. В одном говорилось о его грехе и взятии под стражу (24:10–12). В другом был объявлен вердикт, вынесенный Судьёй: хулитель был признан виновным и должен был быть предан смерти (24:13–16). В последнем эпизоде этой судебной драмы Господь описывает, как смертный приговор был приведён в исполнение.
Стих 23. Моисей передал народу слова Бога, и они привели в исполнение приговор, который вынес Бог. Они вывели злословившего вон из стана и побили его камнями. В конце Писание отдаёт им должное за то, что они исполнили Божьи повеления: «сделали сыны Израилевы, как повелел Господь Моисею». Нужно было похвалить народ Божий, когда они делились своими благословениями с другими, как Он хотел; и их также надо было похвалить за то, что они осуществили наказание, которого Он потребовал.
Глава заканчивается подобающим образом: напоминанием о важности осознания и признания Божьей святости. Если человек не мог выразить неуважение Богу и остаться безнаказанным, то ему не следовало и демонстрировать неуважение к любому из этих священных законов и ритуалов, которые Бог повелел Израилю соблюдать.
#богохульство #история израиля #тора #ветхий завет #иудаизм #библия #читаем библию вместе #левит #толкование библии #изучение библии