Сегодня в рубрике «Студент читающий» мы поговорим о творчестве Дмитрия Данилова, писателя и драматурга. Однажды мой студент и его друзья, увлеченные театром, собралась дома с целью почитать по ролям пьесу Данилова «Человек из Подольска». В середине первого акта в домофон позвонила перепуганная соседка снизу:
— Я сейчас полицию вызову! Что у вас там происходит?
— Пьесу читаем, — невозмутимо ответствовал студент.
Кто знаком с содержанием «Человека из Подольска», тот легко поймет соседку. И причину громкого хохота студентов, потому что среди персонажей пьесы - как раз несколько полицейских, и действие тоже происходит в отделении полиции.
— Расскажи о своем знакомстве с творчеством Данилова, как ты вообще о нем узнал?
— Странный вопрос, это один из самых известных современных российских авторов. Первое, с чем познакомился — пьеса «Человек из Подольска», она была у всех на слуху в 2019 году. Прочитал пьесу, потом посмотрел спектакль (в Томск приезжал Каменск-Уральский театр драмы).
Начал читать другие его тексты, например, странное безжанровое произведение «Горизонтальное положение» — год из жизни писателя-фрилансера, описанный в основном назывными предложениями. Очень странный эксперимент. Бытовые, рутинные вещи там с ужасной подробностью расписываются.
«Приобретение в торговом центре “Сибирь” некоторого набора продуктов, укладывание некоторого набора продуктов в два полиэтиленовых пакета.
Дохождение до остановки, ожидание автобуса 7».
— Как думаешь, в чем секрет популярности Данилова?
— Это не секрет, все на поверхности. Он пишет просто, без выпендрежа, по-свойски, о том, что всем знакомо. Но ощущения, которые испытывают, к примеру, герои пьесы «Сережа очень тупой» — будто попадаешь в какую-то систему, а там происходит непонятно что. И ты такой: «Че, реально?» На эмоциональном уровне — история про это.
Если глубже копать, это история про столкновение человека и системы, которая пытается заставить человека следовать ее правилам. Человек не хочет следовать правилам, но у него нет ресурса сопротивляться, система все равно больше и сильнее. По крайней мере, у Данилова это так. Считается, что его драматургия близка к театру абсурда — да, наверное, близка.
— Знаю, что ты читал его роман-антиутопию «Саша, привет!». Расскажи, что за произведение? Кстати, недавно стало известно, что роман вошел в короткий список премии "Большая книга".
— Я не представлял, как Данилов может написать антиутопию. Оказалось, может, и еще как! В «Саша, привет!» действие происходит в прекрасной России будущего, где ввели казнь за определенные преступления. Главный герой — преподаватель литературы, который вступил в связь со своей 20-летней студенткой. Возраст согласия подняли до 21 года, и ему грозит казнь.
Всех осужденных запирают в пансионате, они живут, как в трехзвездочном отеле, могут заказать доставку еды, сидят за компьютерами, смотрят телевизор, гуляют по парку. И каждый день проходят по коридору непременно по красной линии. В случайно выбранный день по этой линии начинает бить роботизированный пулемет, который висит на стене, и его зовут Саша.
Пулемет — это как постоянно висящий Дамоклов меч, в какой момент в кого прилетит, никто не знает. Как я понял, идея романа в том, что обычная жизнь – это каждый день ходить под пулеметом.
— Я читала в рецензиях, что Данилов писал роман во время всеобщей самоизоляции, и вывел аналогию пандемии. Ты вроде дома сидишь, у тебя все хорошо, но вышел на улицу — и словил фатальный вирус. Или не словил. Или не фатальный — ничего не гарантировано. То есть писатель сублимировал общий страх перед опасностью.
— Это слишком узкая трактовка. Никто не гарантирован, что не будет сердечного приступа или что кирпич на голову не упадет. Это в целом про условность жизни. Главный герой попал в тюрьму на 30 лет, и в один из дней пулемет в него выстрелит. Или не выстрелит. То есть риск такой же, как и за пределами пансионата. Но отношение его к жизни и его близких к нему совершенно поломалось.
Эта книга об особенности жизни вне свободы. Героя лишили только свободы, и его жизнь мигом превратилась в существование. Он начинает злоупотреблять алкоголем, он застывает между жизнью и смертью, как и остальные узники.
Одна из особенностей пансионата — в нем много людей, они встречаются в парке, но не разговаривают. Это не запрещено, но они обречены и им не о чем говорить. Разговоры с близкими по телефону тоже бессмысленны, для них узник — живой мертвец.
Получается, что казнь осуществилась в тот момент, когда его приговорили. Он пытается вести блог из тюрьмы, продолжать преподавать, но ничего не получается, потому что он не живет, а существует.
— Почему советуешь читать эту книгу?
— Простая фабула, просто и легко следить за сюжетом, много смыслов, но они не навязчивые, как в любом хорошем произведении. Прекрасный авторский стиль, хотя и немного нудный. Данилов любит исследовать окружающую рутину. Интересен взгляд на осознание собственной смертности. Послевкусие сложное, но мне такие книги нравятся.
А вы читали Дмитрия Данилова? Знакомы с человеком из Подольска?
#студент читающий #книги круглый год #дмитрий данилов #саша привет