#русско японская война #цусима #броненосец #российский императорский флот
В большей части источников "Император Николай I" обозначен как эскадренный броненосец, что в целом верно, но никак не объясняет весьма странное расположение орудий главного калибра. Впрочем странным оно будет пожалуй для тех, кто мало что знает, или не знает вовсе о "таранном психозе" охватившем флоты мира во второй половине девятнадцатого века, после сражения у острова Лисса в Адриатическом море. В том сражении 20 июля 1866 года флот Италии атаковал флот Австрии и проиграл. Отличительной особенностью этого сражения стали таранные удары, поскольку артиллерия того времени броню кораблей того же времени почти не пробивала. Многие страны сделали выводы, ну и началось то, что получило название "таранный психоз".
Во главе повального прикручивания к боевым кораблям таранов и создания особой таранной тактики встала Британия. Она породила специальные таранные броненосцы, которые кинулись копировать и строить на свой лад во всех флотах мира, Российская Империя исключением не стала. В кораблестроительной двадцатилетней программе предусматривалось строительство двух таранных броненосцев типа "Император Александр II", проект которых отражает влияние британских таранных броненосцев типа "Виктория".
Особенность выдающая таранный броненосец это смещение надстроек в корму, собственно мощный таран и концентрация орудий главного калибра для стрельбы в нос, что должно было обеспечить прикрытие для выхода на таранный удар. В кормовом секторе располагалось одно орудие главного калибра, артиллерия среднего калибра располагалась в цитадели. В отличии от первого корабля серии "Императора Александра II", на "Императоре Николае I" вместо барбетной носовой установки главного калибра использовали башенную, что привело к перегрузке в 50 тонн. Строить "Император Николай I" начали в марте 1886 года, на год позже британской "Виктории". На воду его спустили 20 мая 1889 года.
Конечно "Император Николай I" не был точным повторением британской концепции таранного броненосца, но вот концентрацию главного калибра для стрельбы в нос он имел четкую, пытаясь как то справиться с нарастающим перегрузом, в ходе строительства его лишили кормовой установки главного калибра, что не особо помогло. К броненосцам этой программы предъявляли весьма высокие требования, они должны были не только успешно противостоять противникам в Балтийском море, но и иметь возможность дойти до моря Средиземного, а если будет надо то и до Владивостока, то есть до Дальнего Востока. В целом проект "Императора Николая I" стал улучшением "Императора Александра II" и в случае соблюдения всех в него заложенных параметров для своего времени был бы весьма не плох. Но в том то и дело, что с точным соблюдением параметров вышла большая проблема, особенно с ходовыми механизмами. На испытаниях, как не старались, а проектных 15 узлов достичь не удалось, скандал был знатный, но в казну корабль приняли даже с его 14,5 узлами полного хода. До конца девятнадцатого века корабль активно участвовал в походах и дипломатических миссиях, пересек Атлантику, добрался до Дальнего Востока. В 1898 году броненосец ставят на капитальный ремонт, который заканчивают в 1900 году. На пробах после ремонта "Император Николай I" дал полный ход в 16,85 узла, чем крайне порадовал, став единственным на тот момент кораблем флота российского, которому капитальный ремонт позволил превзойти характеристики, с которыми он в состав флота вступал.
Но наступивший новый век не сулил "Императору Николаю I" спокойной почтенной старости в составе родного флота, на горизонте явно просматривалась перспектива неминуемого столкновения России и Японии. Империи Российской, чтобы отбить желание Японии поквитаться за отнятую у нее в войне с Китаем добычу требовался сильный флот на Дальнем Востоке и часть его уже находилась на новой базе в Порт-Артуре. Вторая часть к началу 1904 года была еще в достройке, к 1905 году планировалось, что все эти корабли окажутся в Порт-Артуре и тогда Япония воевать передумает. Но Япония решила объединения сил не ждать и напала на Порт-Артур в начале 1904 года, первый удар как раз пришелся по Порт-Артурской эскадре стоявшей на внешнем рейде. Столь неудачное начало войны, побудило флотское руководство к проведению мобилизации всех крупных кораблей, что было на Балтийском флоте, в добавок к уже ушедшим кораблям новой постройки, так появилась Третья Тихоокеанская эскадра. Попал в список подлежащих переоснащению и "Император Николай I", его назначили возглавлять первый эшелон эскадры, правда все переделки свелись к срезанию юта и установке на его месте 152 миллиметрового орудия и шести 47 миллиметровых орудий. Также были установлены дальномеры и новые оптические прицелы. Старший собрат должен был возглавить второй эшелон и тоже был отправлен на модернизацию, но она оказалась столь глубокой, что на войну он не поспел, по итогу отправился в путь только первый эшелон. Из-за не готовности в срок второго эшелона флагманом Третьей Тихоокеанской эскадры стал герой повествования. В источниках отряд возглавляемый "Императором Николаем I" именуют и как Третья Тихоокеанская эскадра, так и просто отдельный отряд, последнее справедливей, но пусть будет эскадрой. Командовал Третьей Тихоокеанской контр-адмирал Небогатов. Стоит отметить, что в эскадре Небогатова были именно те корабли, от которых командующий второй эскадрой адмирал Рожественский отказывался категорически, считая их бесполезной обузой, но верховное командование считало иначе. Окрашенный полностью в черный цвет "Император Николай I" вышел во главе эскадры 3 февраля 1905 года, кто бы тогда знал, что корабль идет к самой мрачной странице не только своей жизни, но и истории всего российского флота.
После соединения со Второй Тихоокеанской эскадре 26 апреля 1905 года, Третью эскадру преобразовали в третий броненосный отряд. А дальше была Цусима и разгром Второй Тихоокеанской эскадры, "Император Николай I" сильно японцев не интересовал, а потому они допустили ошибку сблизившись с ним и позволив комендорам броненосца добиться нескольких попаданий. От огня "Императора Николая I" 14 мая 1905 года, по заверениям источников, пострадали броненосец "Фудзи" и броненосные крейсера "Асама" и "Идзумо". А 15 мая в 10 утра контр-адмирал Небогатов приказал сдаться, спустить андреевский и поднять японский флаг. Вместе с "Императором Николаем I" в плен сдались два броненосца береговой обороны и эскадренный броненосец "Орел". Позор и драма русского флота в Цусимском сражении тема отдельная, а потому продолжим про героя статьи.
Учитывая незначительные повреждения японцы провели на нем быстрый ремонт, перекрасили и под именем "Ики" включили в состав флота. После окончания войны он использовался как учебный артиллерийский корабль, а в 1910 прошел последнюю модернизацию с заменой орудий главного калибра. Он застал начало Первой мировой, но участия в войне не принял, лишь изредка привлекаясь для дозорной службы. В октябре 1915, уже порядком изношенный "Ики" стал мишенью для линейных крейсеров "Конго" и "Хиэй", мишенью он отработал до 1918 года, когда его исключили из списков флота. Останки броненосца был разобраны на метал в 1922 году.