Как только бездымный порох доказал свои неоспоримые и недосягаемые преимущества перед дымным на испытательных полигонах и стрельбищах, все ведущие европейские державы стали стремительно, наперегонки, перевооружать свои армии новыми системами магазинных винтовок под патроны бездымного пороха.
Кроме резко уменьшенных размеров, пули нового поколения отличались от старых тем, что были, как правило, коническими и двухслойными, оболочечными. То есть свинцовое «тело» пули заключалось в стальную, медную, бронзовую, латунную, а иногда даже мельхиоровую «рубашку».
Всё это делалось для улучшения баллистических и поражающий свойств пули.
А незадолго до окончательного «воцарения» в стрелковом деле бездымного пороха, американец шотландского происхождения Джеймс Ли изобрел новый винтовочный магазин, названный срединным. Это была металлическая коробка на пять патронов с пружиной в дне, которая выталкивала их вверх. Такой магазин вставлялся снизу в специальную прорезь прямо в патроннике. При открытии затвора и выбрасывании стреляной гильзы, на освободившееся место из магазина под действием пружины, заходил верхний патрон. Все просто, удобно, без всяких горизонтальных перемещений патронов, при которых практически неизбежны перекосы и задержки. Как это и было в прикладных и подствольных магазинах «кольтов», «винчестеров» и им подобных.
Кроме того, при быстром опустошении «горизонтальных» (прикладных, подствольных, надствольных) магазинов у винтовки незаметно для стрелка смещался центр тяжести. А это заметно влияло на точность стрельбы.
Но самое главное – срединный магазин Ли снаряжался патронами гораздо быстрее и проще своих горизонтальных предшественников.
В результате именно срединный магазин стал основой конструкции всех магазинок новой, «бездымной» эры.
К 1889 году российское правительство «дозрело» и объявило конкурс на разработку модели новой основной винтовки русской армии, которая должна была заменить стоявшую тогда на вооружении однозарядную винтовку дымного пороха «Бердан №2».
В финал этого конкурса вышли известный бельгийский фабрикант и конструктор оружия Леон Наган и Сергей Иванович Мосин, начальник инструментальной мастерской на «Казенном Тульском оружейном имени императора Петра I заводе» – так официально именовалось тогда это предприятие.
Условия государственной комиссии были следующие: винтовка магазинная, под баллиститный (то есть бездымного пороха) патрон калибра 7,62 мм.
На первый взгляд какая-то странная, некруглая цифра. Но на самом деле очень даже круглая. Просто все официальные измерения в России тогда производились не в метрической, а в русской системе мер. И эти 7,62 мм в ней равнялись 0,3 дюйма, или 3 «линиям».
И вообще все калибры, «некруглые» в метрической системе мер вроде 5,61, или 5,45 сразу «округляются», если переводить их в доли дюйма (который, дюйм, тоже бывает разный – английский, немецкий или русский. Правда разница у них в долях миллиметра).
При первых же сравнительных испытаниях в марте 1890 года винтовка Мосина показала свое полное превосходство над винтовкой Нагана. Но тогдашний военный министр почему то отдал два принадлежащих ему, как главе государственной комиссии, голоса иностранцу. Это решило исход дело. Однако по правилам конкурса кроме испытания образцов надо было провести еще испытания опытных партий из 300 винтовок.
Эти испытания начались осенью того же года и продолжались всю зиму.
- Пожалуйста, помните, что у всех нас разные мнения, подумайте, прежде чем говорить или писать что-то жестокое по отношению к другим. В конце концов, мы всего лишь люди. Чтобы поделиться опытом или оставить комментарий, просто напишите ниже.