Тщательно культивируемый Киевом образ военной непобедимости сталкивается с суровыми боевыми реалиями, пишет в американском журнале «Национальный интерес» (его издает и редактирует Дмитрий Саймс, хорошо знакомый моим читателям по пропагандистским телепрограммам Соловьева, Скабеевой и многим другим) репортер этого журнала Марк Эпископос.
По мере того как российские войска наращивают свое преимущество на востоке Украины, западная кампания максимального давления на Кремль сталкивается с самым жестким испытанием.
Северодонецк, последний украинский оплот в Луганской области, расположенный прямо через реку от соседнего Лисичанска, подвергается российским авиаударам и артиллерийскому обстрелу. «На окраинах города идут бои. Массированные артиллерийские обстрелы не прекращаются ни днем, ни ночью, - сообщил агентству Ассошейтед Пресс мэр Северодонецка Александр Стрюк. — Город систематически разрушается — 90 процентов зданий в городе повреждены».
С начала мая российские войска наступали на город с трех направлений, пытаясь заманить в ловушку украинские силы, дислоцированные на Северодонецко-Лисичанском выступе. Официальные лица пророссийской самопровозглашенной Луганской Народной Республики (ЛНР) сообщили российскому новостному агентству РИА в пятницу, что Северодонецк в настоящее время полностью окружен. «На данный момент в городе Северодонецке, в самом городе [а не на окраине] пути отступления украинских войск отрезаны, потому что там есть три моста, по которым они могли уйти. Один мост разрушен, второй не выдержит никакой техники, потому что он в плачевном состоянии, а [третий] Пролетарский мост контролируется нашими силами. Любой, кто попытается покинуть населенный пункт, будет уничтожен», — заявил военный представитель ЛНР Андрей Марочко. «Мы отсекаем все пути, по которым они могли убежать, и контролируем, наблюдаем, абсолютно всю территорию… если они хотят вернуться к своим близким, им нужно принять правильное решение», — добавил Марочко.
Осада Северодонецка происходит вслед за неуклонным продвижением России на Донбассе в течение последнего месяца. Российские силы контролируют почти весь Донбасс и несколько прилегающих территорий, фактически лишая Украину не только ее промышленного центра, но и некоторых из ее крупнейших регионов по производству пшеницы. Сообщается, что российские военные оккупируют большую часть юго-востока Запорожской области, и только административный город Запорожье и прилегающие сельскохозяйственные угодья остаются в руках Украины. На юго-западе российские войска прочно контролируют Херсонскую область.
Сообщения об отказе украинских войск воевать и массовой капитуляции, которые ранее ограничивались российским государственным телевидением, попали и в западные СМИ. В видео, загруженном в Telegram 24 мая, военнослужащие 3-го батальона 115-й бригады, базирующейся в Северодонецке, заявили, что больше не будут воевать из-за отсутствия боевой техники и надлежащего руководства. «Нас отправляют на верную смерть, — сказал один из добровольцев, как сообщает The Washington Post. — Мы не одни такие, нас много».
Правительство президента Владимира Зеленского в значительной степени держит в секрете количество украинских потерь, пытаясь поднять моральный дух, вместо этого обращая внимание международного сообщества на потери, понесенные Россией в ходе вторжения. На этой неделе Министерство обороны России заявило, что Киев списывает украинских солдат, погибших в бою, как «дезертиров» — бухгалтерский трюк, используемый для того, чтобы официальные данные о потерях оставались низкими. «По украинскому телевидению мы видим, что потерь нет… нет правды», — сказал The Washington Post украинский офицер Сергей Лапко.
Но тщательно культивируемый Киевом образ военной непобедимости наталкивается на суровые боевые реалии.
Российские войска вторжения, опираясь на ряд логистических, численных и качественных преимуществ, осуществляют свою стратегию окружения очагов украинских войск, отрезая крупные удерживаемые Украиной города от снабжения и подкреплений. По словам высокопоставленных украинских чиновников, российские войска превосходят по численности своих украинских коллег в семь раз на восточном театре военных действий. «Российская сторона успела собрать свои резервы раньше нас. Мы отстаем, что крайне осложняет ситуацию на фронте», — признал советник Президента Украины Алексей Арестович.
По мере того, как реальность на местах, похоже, постепенно отдаляется от перспективы решающей победы Украины, некоторые видные голоса призывают западных лидеров пересмотреть свою политику максимального давления на Москву.
Бывший госсекретарь США Генри Киссинджер предупредил в Давосе, что западная кампания, направленная на «нанесение сокрушительного поражения» Москве, создает фатальные риски для европейской и глобальной стабильности. «Переговоры должны начаться в ближайшие два месяца, прежде чем они создадут потрясения и напряженность, которые будет нелегко преодолеть. В идеале разделительная линия должна быть возвратом к прежнему статус-кво», — сказал он, предложив Украине хотя бы молчаливо признать контроль России над Крымом и статус пророссийских сепаратистских ДНР и ЛНР.
Высказывания Киссинджера вызвали резкий отпор со стороны Киева, который категорически отвергает любое перспективное мирное урегулирование, предполагающее территориальные уступки. «Г-н Киссинджер вынырнул из глубокого прошлого и говорит, что кусок Украины нужно отдать России, чтобы не было отчуждения России от Европы. Похоже, что на календаре г-на Киссинджера не 2022 год, а 1938 год, и он думал, что выступает перед публикой не в Давосе, а в тогдашнем Мюнхене», - сказал Зеленский в своем ночном обращении. Рассуждения Киссинджера принесли ему место на скандальном украинском националистическом веб-сайте и в неправительственной организации, которая ведет список «врагов Украины». «Миротворец» обвинил высокопоставленного государственного деятеля в распространении «русско-фашистской пропаганды» и в том, что он выступает в качестве «соучастника преступлений российских властей против Украины и ее граждан».
Но администрация Байдена, которая вложила 53 миллиарда долларов в помощь для обеспечения победы Украины, и западные правительства, похоже, намерены придерживаться именно этого курса. «Мы должны убедиться, что [Владимир] Путин проиграет на Украине и что Украина одержит верх… чтобы российская агрессия никогда больше не позволила угрожать миру в Европе», — заявила министр иностранных дел Великобритании Лизз Трасс в четверг. Война на Украине в значительной степени по-прежнему рассматривается западными политиками как хилиастическая борьба между добром и злом — глобальный крестовый поход против «диктатуры и самодержавия», в который вовлечен весь Свободный мир. «Поэтому мы должны мобилизовать все наши ресурсы для скорейшего прекращения войны. Лучший и, пожалуй, единственный способ сохранить нашу цивилизацию — как можно скорее победить Путина. В этом суть», — сказал финансист Джордж Сорос на Всемирном экономическом форуме в Давосе.
© Перевод с английского Александра Жабского.