Самая впечатляющая достопримечательность эстонского острова Сааремаа - гигантские средневековые сельские храмы-крепости, не имеющие аналогов в материковой Прибалтике ни по масштабу (ну, кроме храмов Риги и Таллина), ни по обилию сохранившихся реликвий.
Они были построены в основном на рубеже 13-14 веков, когда крестоносцы плотно укоренились на Эзеле, но воинственные островитяне ещё сохраняли некоторое самоуправление, то есть видимо эти храмы играли примерно ту же роль, что русские монастыри на чудских и мерянских окраинах - форпосты колонизации и миссионерские базы. Строили их мастера с острова Готланд - говорят, там подобное тоже есть, но ещё масштабнее, а характерное для эстонских островов неспешное время помогло им сохраниться в почти первоначальном виде.
Церковь Свято Марии в Пёйде находится почти что у дамбы на Муху, то есть относилась уже не к епископским, а к орденским владениям на Эзеле. И по ней это пожалуй видно - среди средневековых храмов Эзеля она самая какая-то абсолютная. Огромная и брутальная, как заводской цех:
Собственно, изначально тут был замок, разрушенный в 1576 году, точно не знаю, кем и почему (а вариантов в те годы хватало!) - от него остались фундаменты у стены. В 1343 году его взяли восставшие эстонцы, расправившись с немецким гарнизоном. Церковь же начиналась с замковой капеллы, расширенной до нынешнего гигантизма в конце 14 века. Но в общем-то от крепости в ней больше, чем от храма.
Внутри церковь сгорела в начале войны, причём не от залётного снаряда или подрыва отступавшими красноармейцами складов (которые были в ней устроены), а от удара молнии, который вполне мог бы случиться и без всяких войн. На башне изначально был шпиль, судя по её ширине, достойный шпиля таллинской церкви Олевисте, ну а сейчас, как видите, храм неспеша приводят в порядок.
Вот скажем витражи начала 2000-х годов:
Обычно церковь закрыта, но нам с Сашей несказанно повезло - сюда приехала небольшая группа по договорённости, причём даже вроде и не туристов, а прихожан, собиравшихся использовать храм по прямому назначению. Внутри встретился красивый молодой человек из Таллина с маленьким ребёнком, оказавшийся волонтёром - живёт тут летом, присматривает за церковью, участвует в её реставрациях, и когда нужно - открывает храм. Внутри - огромный, холодный, тёмный, замшелый зал:
Остатки убранства - ведь до пожара тут наверное были и свои средневековые фрески, и свои алтарь и кафедра 17-го века:
Непонятные кольца в полу у самодельного алтаря:
Стропила крыши, куда нас позвал смотритель:
И площадка на башне, где когда-то висел колокол, а ныне хранятся стройматериалы: