Найти в Дзене
Sto.Let.Nazad

Современная российская литература. Почему мы с такой неохотой её читаем?

Российская литература последних лет 30-ти не смогла дать молодым поколениям ни одного героя, который мог бы стать их большим кумиром. С одной стороны, мы настолько богаты, что вполне достаточно и персонажей из великих книг 19-20 вв. В этом смысле мы даже можем позволить себе некоторый упадок в отечественной литературе. Но ситуация осложняется тем, что кумиры у молодых людей есть. Но они, так сказать, без российской прописки. В 1990-ые годы мы попали под сильнейшее влияние западной культуры. На ней выросло уже несколько поколений – старшие и младшие братья, и уже их дети стали подростками. Ну кто не знает Гарри Поттера, и подавляющему большинству этот персонаж нравится. А про кинематограф и вовсе молчу. Вон возьмите хоть киновселенную Marvel. Или фильмы о каком-нибудь Бэтмене.

Да, у нас есть Данила Багров, и это совершенно уникальный супергерой, соответствующий своему времени. К сожалению, его мы не обсудили в ходе последнего круглого стола, который в этот раз был посвящён теме литературных вкусов современных молодых людей. И основным лейтмотивом состоявшейся дискуссии стало то, что молодые люди просто не знают современной (да и более ранней) отечественной литературы. Да им и не хочется.

Процитирую здесь выступившего на нашем круглом столе Алексея Варламова, ректора Литературного института имени Горького:

«Конечно, немножко грустно, что в книжных магазинах мало российских авторов. Я рад за зарубежных. Я за то, чтобы было много книг самых разных, и пусть люди выбирают и читают. Но то, что русские писатели в книжных магазинах «проигрывают» зарубежным авторам, мне как-то обидно. Хотя, в общем-то, ничего удивительного в этом нет. Я это могу сказать и по своим студентам, особенно по абитуриентам, которые к нам в институт поступают. И один из экзаменов - это творческое собеседование. И там мы задаём разные вопросы, насколько человек замотивирован идти к нам учиться и какой у него круг чтения. И как правило, спрашиваешь, кого вы знаете из современных авторов, большинство говорит «я современную литературу не люблю». Ну хорошо, вы не любите современную литературу, а кого именно вы не любите? И вот тут возникает пауза, потому что они не знают, кого они не любят. Очень многие люди, которые говорят, что в современной русской литературе нечего и некого читать, ну… для пробы они могли бы кого-то раскритиковать, кого-то изничтожить, кого-то порицать. Но такого нет.

Как правило, современную русскую литературу, к сожалению, плохо знают. И это, как мне кажется, наша общая вина, потому что мы мало занимаемся… ну, я не знаю, кто «мы», кто должен этим заниматься. Раньше этим занимался Союз писателей, но тогда и жажда была гораздо больше. Жажда к чтению. Мы сейчас живём в новых условиях и вспоминать здесь прошлое отчасти бессмысленно. Но заниматься каким-то продвижением книг, наверное, надо. Коль здесь есть Вячеслав Коновалов, то можно вспомнить наш литературный фестиваль Литература Тихоокеанской России («ЛиТР»), куда приезжают писатели с самых разных весей, областей и городов нашей страны. И мне кажется, такой путь, когда люди видят писателя, может быть, они его даже не читали, но они на него посмотрели, послушали, что он говорит, задали какие-то вопросы. Может быть, и проснётся интерес к тому, что автор пишет. И в книжных магазинах это происходит, где организуются встречи с читателями <…>

Гузель Яхина очень хороший автор, я её очень люблю и не только её роман «Зулейха открывает глаза», но и другие её романы в том числе. Но сегодня у нас здесь не прозвучали такие яркие авторы, как Евгений Водолазкин, как Алексей Иванов, как Андрей Геласимов. Если говорить о женской литературе, литературе о женщинах, то есть такая замечательная писательница армянского происхождения, но она русскоязычная, Наринэ Абгараян. Просто дивный автор, у неё, кстати, очень много поклонников. Если более молодые авторы, то в той же редакции Елены ШубинойВера Богданова. Появляются новые имена в литературе и, мне кажется, мы должны что-то делать, чтобы читатели их знали, чтобы какой-то интерес к современной литературе был.

Люди, которые вовлечены в литературную жизнь, в любом качестве. В качестве учителя литературы, журналиста, хозяина книжного магазина, литературного критика, литературного агента, кого угодно. Надо просто знакомит с яркими писателями. Тогда и герои найдутся.

<…> Это же может быть какой-то персонаж и из нашего прошлого. Вот у нас в Премии Дальний Восток, помню, был Андрей Геласимов, который написал роман «Роза ветров» про Невельского. Чем вам не герой? Такой замечательный, умный, патриотический роман без такой идеологической дубинки, которая раздражает молодёжь, а просто такая классная история.

Дальнему Востоку нужна государственная программа поддержки книгоиздания
Антон Ефимов | Заметки4 мая 2022

<…> Мария Степнова, её роман «Сад» вышел тиражом где-то 60 тысяч, это довольно большой тираж для современной русской прозы.

<…> наше представление о русской литературе, современной русской литературе, ну два, три, четыре десятка отличных книг, которые появились за последнее время назвать можно. При чём, это книги очень разные. С одной стороны, это будет Дмитрий Быков, с другой стороны Захар Прилепин. Люди, которые сегодня, может быть, руки друг другу не подадут, а уж сегодня тем более, но при этом они издаются в одном издательстве <…> ».

Книга "Нигилизм и готика. Альманах" (2022) уже в главных библиотеках
Антон Ефимов | Заметки2 мая 2022

Это если вкратце. Полная запись состоявшейся беседы вот (было очень интересно):

Участники:

1. Вячеслав Сергеевич Коновалов – куратор Премии Арсеньева, президент Фестиваля Литература Тихоокеанской России;

2. Алексей Николаевич Варламов – ректор Литературного института имени А.М. Горького;

3. Светлана Андреевна Костылева и 4. Анастасия Тамазовна Трендберг - основательницы книжного магазина "Ремарка" г. Хабаровск;

5. Сергей Геннадьевич Соловьев – директор Научной библиотеки ДВФУ;

6. Полина Вадимовна Архипова – читатель из города Владивосток

7. Владислав Сергеевич Бушуев – учитель русского языка и литературы школы №62 Владивостока