Биография испанского мастера настолько насыщена событиями, что их хватило бы на несколько жизней.
«Фантазия, лишённая разума, рождает чудовищ; а в соединении с разумом она — мать искусства и источник его чудес», — утверждал один из самых гениальных и загадочных художников Испании Франсиско Гойя. Он был сыном владельца крохотной позолотной мастерской из небольшой испанской деревушки Фуэндетодос. Азы живописного мастерства юноша постигал у одного из художников Сарагосы. Вступительные экзамены в Королевскую академию живописи в Мадриде он дважды провалил и около 1766 года поступил учиться к придворному художнику, своему земляку Франсиско Байеу. Три года, проведённые в мастерской Байеу, оказали существенное влияние и на карьеру Гойи, и на его личную жизнь. Сестра Байеу стала супругой Гойи, а сам наставник всю жизнь помогал родственнику в получении престижных и высокооплачиваемых заказов. Однако брак, заключённый по расчёту, оказался несчастливым.
Вскоре мастерская Байеу стала тесной для таланта Гойи. Тогда живописец отправился в Италию. Чтобы добраться от Сарагосы до Рима, 23-летний Франсиско присоединился к группе матадоров и сам не раз участвовал в корриде.
Первый живописец короля
Получив вторую премию на конкурсе Пармской академии, Гойя вернулся в Сарагосу. В 1773-м он перебрался в Мадрид, где стал получать заказы на изготовление эскизов для Королевской обойной мануфактуры. За 7 лет художник создал свыше полусотни ярких и причудливых панно для ковров. Шаг за шагом Гойя продвигался вверх по карьерной лестнице. В 1780-м его избрали членом Академии Сан-Фернандо, той самой, куда в юности он безуспешно пытался поступить.
Героини полотен Франсиско — решительные и страстные женщины, неизвестные простолюдинки и надменные аристократки. К последним относилась герцогиня Каэтана Альба, которая стала возлюбленной художника.
«Дом глухого»
Но, как известно, счастье скоротечно. Работа над многочисленными портретами и картонами для шпалер не оставляла времени для выполнения собственных творческих задумок. Гойя стал мрачным и несдержанным: «Порой я так взволнован, что не могу сам себя переносить». К тому же художника мучили частые приступы головной боли, настолько сильные, что почти два года он не рисовал. Однако страшнее всего была потеря слуха. Для 50-летнего Франсиско, любителя шумных праздников и музыки, это стало страшным потрясением. Как только Гойя снова смог взять в руку кисть, он написал картины о народных гуляньях: «Карнавал», «Деревенская коррида». Тогда же в его работах появилась тема людских пороков: жестокости, фанатизма, самовлюблённости.
После женитьбы сына и смерти супруги постаревший Гойя перебрался в загородный особняк, который вскоре стали называть «Домом глухого». Стены живописец расписал жуткими фресками, словно вытащив из подсознания свои самые мрачные идеи.
Гойя прожил 82 года и до последних дней продолжал рисовать.