Найти в Дзене

Дар Христу и Богородице: Тетраевангелие святого Стефана Великого

Склонность к красоте, к созданию ценных вещей, чтобы предложить Богу самое лучшее — черта православных христиан, которые живут на румынской земле. Глядя на древние рукописи, можно увидеть что те, кто их писал — обычно монахи — не просто педантично переписывали сам текст, но стремились как можно больше украсить исписанные страницы. Фронтисписы, инициалы глав или миниатюры украшали культовые книги, превращая их в настоящие произведения искусства.

17 июня 1473 года, по повелению святого воеводы Стефана Великого, иеромонах Никодим из монастыря Путна завершил каллиграфию Тетраевангелия — произведения большой художественной ценности, которое правитель затем подарил Юморскому монастырю. Этот шедевр румынского церковного наследия покроют серебром и золотом лишь через несколько лет, в ноябре 1487 года. Переплет украшают рельефные иконы в технике чеканки. На первой обложке изображена сцена сошествия Спасителя во ад.

-2

На второй обложке — сцена Успения Пресвятой Богородицы.

-3

Тетраевангелие содержит 278 пергаментных страниц, которые написаны на славянском языке, за исключением первой и последней страниц, которые полностью белые. Текст, распределен на две колонки по 26 строк в каждой, написан черными и местами золотыми чернилами. На некоторых страницах небольшие цветочные фронтисписы, окрашенные в красный, синий и золотой цвета. Сами названия написаны золотыми заглавными буквами, а инициалы глав богато украшены плетеными орнаментами и нежными цветами, также нарисованными золотом и многоцветными чернилами.

-4
-5

Святые Евангелия расположены в порядке, который установлен Новым Заветом — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна — причем каждому Евангелию предшествует миниатюрное изображение лица автора, пишущего или слушающего таинственный голос Святого Духа.

-6

На странице 266 нарисован портрет святого Стефана Великого, который считается наиболее верным изображением воеводы.

-7

Правитель изображен в позе жертвователя, преклонившего колени у ног Богородицы и Ее Сына, которые сидят на резном деревянном троне, и предлагает Им начертанное во славу Божию Тетраевангелие. 

-8
-9

Фон золотой в регистре Богородицы с Младенцем и оливково-зеленый в регистре Стефана. Напротив воеводы пергамент белого цвета, который не был расписан или же поврежден. Композицию обрамляет частично испорченная прямоугольная рама, украшенная красными и черными цветочными стилизациями. В книге так же написан текст на славянском языке:

"Верный и Христолюбивый господин, Ио Стефан Воевода, владыка Молдаво-Влахской земли, написал сие Тетра-Евангелие рукою иеромонаха Никодима и отдал в монастырь Юмор, в память о его душе и его родителях и детях. Отец Геронтий был тогда игуменом, и закончено 17 июня, в году 6981 (= 1473)".

Рукопись редкой художественной красоты, Тетраевангелие с великой святостью сохранилось аббатом Геронтием и его последователями до наших дней, как одна из самых драгоценных святынь. С 1957 года книга находилась в музее монастыря Путна, где была написана. В 1971 году реликвию передали на хранение Музею румынской истории, а на ее месте в Путна выставлена искусная копия, которую сделали в Художественном музее в 1973 году.