На равнинах Буковины находится одна из великолепных средневековых обителей и памятников духовности — Монастырь Юмор. В этом случае забавное название — не о смехе и веселии, а о красоте. Древняя церковь Юмора очаровывает прежде всего фресками, которые украшают ее внешние и внутренние стены.
Но у Юмор Монастыря, в отличие от других обителей, есть кое-что особенное — неповторимый красный цвет, который, как и фиолетовый, доминирует на фреске. Художественное чудо, за которое он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь похож на старую летопись, страницы которой не написаны, а нарисованы. На древних стенах продуманно изложена целая история, чтобы можно было проникнуть — сцена за сценой, картина за картиной — в мудрость Священных Писаний. Изящество художников, которые изобразили кистью то, что другие с любовью написали пером, видно на каждом лике святого, в каждом эпизоде. Краски остаются такими же яркими, хотя над древней росписью промелькнуло почти пять столетий.
Средневековые фрески предназначались для просвещения преимущественно неграмотного населения. Поскольку читать могли только священнослужители и некоторые аристократы, картины служили для объяснения Священного Писания и передачи исторических фактов.
Этими прекрасными фресками в византийском стиле, полными оттенков красного, украсил монастырь в 1535 году Фома из Сучавы, носивший титул "церковный живописец и придворный Его Величества Петра, воеводы Молдовы", с командой из трех художников. Он был одним из немногих, кто силой кисти превращал стены в святые реликвии. Живописца называли "Немой", потому что он рисовал с большим аскетизмом — молча и не вкушая никакой пищи. Это отразилось и в его живописи. За талантом мастера, за посланием, которое передает каждая иконографическая сцена, стоит присутствие благодати. Когда у человека чистая душа, Христос обитает в нем, и все, что выходит из его рук, тронуто божественностью.
Красный цвет — лейтмотив и бренд обители — расставляет акценты: кирпично-красный, кроваво-красный, блеклый красный, ярко-красный, венецианский красный, рубиново-красный. "Красный Юмор". Такого цвета еще никто не добивался, и никто не знал, в чем загадка этого имперского пурпурного сияния.
Секрет сохранения красного цвета в Юмор заключается в том, что этот цвет извлекли из камня. Художник Фома говорил, что цвета, полученные из камня, могут "пережить вечность".
Южная сторона храма — настоящее сокровище, где картины чудом сохранились почти в идеальном состоянии. На северной стороне, в результате непогоды и холодных ветров, большинство фресок, к сожалению, почти исчезло.
Мир снаружи удесятеряется внутри. Маленькие пространства и картины необыкновенной красоты в храме, посвященном Успению Богородицы и Святому Георгию, создают впечатление теплого и благотворного чувства защиты и безмятежности.
Здесь апостол Павел показывает папирус со словами Святого Духа, за ним рука Божия держит души праведных. В одной части храма изображены святые-воины — сильные, храбрые, хорошо вооруженные.
На другой стене внимание привлекают сцены из жизни Богородицы.
Иконостас из тисового позолоченного и полированного дерева, словно кружево, обрамляет две иконы XV века, четыре — XVI века и иконы XVIII века.
Он датируется 1590 годом и является одной из самых ценных реликвий монастыря.
В храме хранилось Тетраевангелие необыкновенной красоты, которое подарил монастырю святой Стефан Великий.
Монастырь и сегодня охраняют духи великих молдавских воевод Александра Доброго, Стефана Великого, Петра Рареша и Василе Лупу. Все четверо любили Юмор, наделяли и защищали. Здесь сохранились портреты двух из них. Петра Рареша изобразили на картине в притворе вместе с женой Еленой и сыном Илиасом, когда он передает церковь в дар нашему Спасителю Иисусу Христу.
В 1785 году, через 10 лет после перехода региона под власть Австро-Венгрии, обитель закрыли и какое-то время использовали как склад, затем как школу для детей. На протяжении большей части коммунистического периода это была приходская церковь. Начиная с 1970-х годов в монастырском храме начались работы по реставрации командой специалистов под эгидой ЮНЕСКО. Так что впоследствии монастырь имел статус музея, открытого для посещения. 1 июля 1991 года эта жемчужина средневекового искусства вернулась к монашеской жизни и продолжает миссию, предсказанную художником Фомой — благодаря красоте росписи Юмор "пересекает вечность".