#наши сериалы #чтосмотреть #kion #start #стс #тнт #сериальный рынок #российские сериалы
Диана Агаларови
@agalashka_o_kino
Нередко в СМИ, блогах на «Яндекс.Дзен» или в социальных сетях можно наткнуться на статьи, восхваляющие современные российские сериалы. Авторы этих публикаций утверждают, что от новых сериалов невозможно оторваться, и они ничуть не уступают иностранным проектам. Но могут ли российские сериалы завладеть вниманием зрителя так, как это делает западный контент, выясняет Диана Агаларови.
В топе сериалов крупнейшего русскоязычного интернет-сервиса «КиноПоиск» по количеству оценок на первом месте находится иностранный сериал — «Игра престолов» (2011-2019) — 656 358 голосов. А самый оцениваемый среди российских сериалов — «Бригада» (2002) — 362 936 голосов, и при этом он входит в топ-десять по оценкам. Однако, в этот топ не попал российский сериал последних десяти лет. Лишь только на девятнадцатом месте появляется новинка 2021 года «Топи», которую можно посмотреть на сервисе по самой недорогой подписке. Возможно, это объясняет относительно высокое количество проголосовавших за него. Но «Топи», в отличие от сериала «Бригада» и тем более «Игра престолов», не приблизился к статусу культового. Как только сериал завершился, про него забыли, и лишь только по рекомендациям от «КиноПоиск» зритель, не смотревший «Топи» может о нем узнать.
Возникает вопрос: а есть ли современный российский сериал, речь о котором не затихает, фанаты строят свои теории вокруг него и ждут с нетерпением новых серий? Сейчас таких сериалов нет. На вершине находятся телевизионные развлекательные сериалы с бесконечным количеством сезонов: семейные от СТС («Воронины», «Ивановы-Ивановы»), комедийные от ТНТ («САШАТАНЯ», «Реальные пацаны»). Но, конечно, российский рынок сериалов не стоит на месте. Видеосервисы выпускают каждый год новые проекты. И на телевидении теперь тоже можно посмотреть что-то кроме сериалов про тяжелую женскую долю. Информационный кинопортал «Кино-театр.ру» опубликовал статью в начале осеннего сезона о грядущих ожидаемых российских новинках, число которых — сорок. При этом двадцать одна из них были сняты по заказу телевизионных компаний, и еще шесть были выкуплены у стриминговых сервисов для показа на телевидении. И это только ожидаемые премьеры. И, возможно, с такими темпами роста когда-нибудь у нас появится свой культовый сериал с мировой известностью. Но если с количеством сериалов в стране все в порядке, то почему российский зритель до сих пор отдает свое предпочтение западным сериалам. В чем же кроется причина такого выбора?
Традиционный взгляд на проблему
В перестроечное время латиноамериканские мыльные оперы стали набирать популярность после того, как впервые в России в 1988 году показали сериал «Рабыня Изаура». В то время зарубежные фильмы и сериалы показывались очень ограниченно. И не у всех граждан была возможность выехать за границу. Поэтому любой иностранный сериал для них был окном в мир. Зритель мог познать культуру других народов, проникнуться бытом и традициями. Просмотр иностранных мыльных опер выполнял функцию клуба путешественников. А также переживание за героев теленовелл отвлекало от политической обстановки в стране, так как каждый вечер почти все зрители, смотря сериал, переживали за героев, а не за тем что происходит вокруг них. Тогда для российского зрителя в закрытом информационном пространстве сложилась особая традиция смотреть зарубежные сериалы.
К тому же в то время сериальная индустрия в стране была плохо развита. В советское время киностудии снимали многосерийные художественные телефильмы — и часто это происходило по государственному заказу — «Семнадцать мгновений весны», «Следствие ведут знатоки», «Место встречи изменить нельзя». И традиции, смотреть сериалы каждый день, в советское время не было до первого показа теленовеллы «Рабыня Изаура». Только на этом этапе возник спрос на просмотр недорогих латиноамериканских мыльных опер и не только в дневное время, но и в прайм-тайм.
Но в 1990-е годы экономика Советского Союза, а затем и России пережила глубокий спад, сопровождавшийся всплеском инфляции. И тогда возник бум российских сериалов про блюстителей закона и бандитов — «На углу, у Патриарших», «Улицы разбитых фонарей», «Агент национальной безопасности», «Досье детектива Дубровского». Успех этих детективных сериалов был обусловлен подкупающей достоверностью происходящего в них. И у зрителя, как гражданина своей страны, создавалось впечатление защищенности.
Второй поворотной точкой в российской сериальной индустрии стал финансовый кризис 2008-2010 годов, когда из-за резкого скачка курса доллара стало невыгодно закупать зарубежные сериалы. И тогда заказчики телеканалов поняли, что нужно развивать собственное производство, так появилась многосерийная отечественная мыльная опера «Татьянин день». И наконец-то индустрия начала развиваться.
Но сейчас, когда производство российских сериалов налажено, и если есть постоянный спрос зрителя на контент, то в ответ обязательно появляется многообразие выбора. Еще несколько лет назад отечественный стриминговый сервис не мог похвастаться разнообразием оригинального контента, как у Netflix или Amazon Prime Video, но сейчас это уже не проблема. Для сравнения: иностранный стриминговый сервис Netflix выпустил десять новинок за 2021 год, а популярные в России видеосервисы: Start — семь и KION — шесть, что по не так уж и мало. При этом сервисы выпускают свои оригинальные сериалы, а не адаптации популярных иностранных. А российские онлайн-платформы по индивидуальным предпочтениям подписчика или даже по профессионально составленным рекомендациям от кинокритиков и киноведов, как на «КиноПоиск» и ivi, предлагают подборки новых эксклюзивных проектов, среди которых есть и отечественные. И теперь счастливчикам с подпиской «Яндекс.Плюс» не нужно тратить свободное время на бесконечные муки выбора, что посмотреть вечером после работы — достаточно открыть приложение стриминга на телевизоре и запустить просмотр предлагаемого контента.
Жанровый спектр русских сериалов на онлайн-платформах также стал намного разнообразнее, чем на телевидении. От детективов с вымышленными героями, создатели сериалов перешли к историям, основанных на реальных событиях. А тема расследования преступлений реальных маньяков стала очень популярной в течение последних двух лет. Сначала в 2020 году вышел сериал «Хороший человек» Константина Богомолова на Start, герой которого был списан с «ангарского маньяка». А в 2021 году вслед за Start свои проекты со схожей тематикой выпустили KION — «Хрустальный» Душана Глигорова и Okko — «Чикатило» Сарика Андреасяна. Но на этом стриминги не остановились и зашли на ранее не охваченную российским продакшеном сериалов территорию — сериалы про зомби. И теперь очередной сезон американского хоррора про зомби-апокалипсис «Ходячие мертвецы» может посоревноваться за внимание зрителя с отечественной фантастической драмой «Эпидемия», уже покорившей тот же самый Netflix и получившей похвалу от самого Стивена Кинга.
Есть сомнения
Но если разнообразие отечественных сериалов отвечает запросам зрителя, отрабатывает актуальные темы, что тогда настораживает нашего зрителя в них? Ведь даже зарубежный продакшн уже обратил внимание на российские сериалы и их создателей. Ллетом этого года стало известно, что компания AR Content продюсера Александра Роднянского и платформа Apple TV plus объявили о сотрудничестве. А это значит, что, по мнению одного из крупных американскх стриминговых видеосервисов, отечественный продакшн может быть конкурентоспособным на западном рынке сериалов. И к тому же «Эпидемия» — не единственный сериал, который был закуплен Netflix («Мажор», «Метод», «Лучше, чем люди»). Но, несмотря на это, наш зритель удивляется, как отечественные сериалы попадают в мировой прокат и имеют там успех. Да, конечно, в случае с сериалом «Эпидемия» сыграла всемирная обстановка пандемии. Люди, желающие получить хоть какое-то представление о возможном исходе событий, прониклись историей группы людей из России. Герои сериала оказались в обстоятельствах, схожими с нашей действительностью. Но наш зритель удивляется, почему зарубежные стриминги готовы закупать отечественные сериалы. Ведь он судит новые отечественные сериалы строже, чем иностранный контент. Он сравнивает их сразу с успешными многолетними зарубежными проектами. И такое глубокое недоверие сложилось изначально. Помня о телевизионных сериалах про бандитов из 90-х или домохозяек из 2000-х, российский зритель не ожидает увидеть высококачественный контент.
Новый взгляд
Тогда все дело в самой истории и ее персонажах? В сериалах зритель всегда ищет какой-то отклик, либо в нем должна быть ситуация, которая перекликается с его жизненными обстоятельствами, либо герои могут напоминать ему себя или знакомых. Взять два успешных мини-сериала 2020 года — «Нежность» Анны Меликян и «Псих» Федора Бондарчука. Казалось бы, две вполне актуальных истории. Одна — про одинокую женщину в поисках мужчины мечты, вторая — про психотерапевта в кризисе среднего возраста, от которого год назад ушла жена. Благодаря интересному сюжету, известным актерам, выбранным локациям, словно в с обложки глянцевого журнала, сериал смотрится на одном дыхании. И вот, ты досматриваешь все серии, но понимаешь, что ты не чувствуешь ни связи с героями, ни с их миром — они никак не пересекаются с реальностью. Главная героиня сериала «Нежность», Елена Ивановна, слишком успешная бизнес-вумен, которая проживает в одном из самых элитных районов Москвы, ездит на работу с шофером на дорогом автомобиле. Такая же ситуация и со столичным психотерапевтом в сериале Бондарчука. Его герой постоянно употребляет наркотики и алкоголь в рабочее время в его дорогом приватном кабинете, что не позволяет ему находится в адекватном состоянии во время приема пациентов и это не профессионально. Эти не приземленные истории пускают только пыль в глаза. Выдуманные герои живут где-то там далеко и не соответствуют своему зрителю. Ведь одно дело — смотреть завораживающую сказку про экзотическую условную Бразилию, а другое — далеко не первую — про пластиковую Москву в пределах Садового кольца.
В 2010 году Филип Розенталь снял документальный фильм «Экспорт Рэймонда» в котором он рассказывает, как участвовал в адаптации своего сериала в России. Речь в фильме идет об успешном сериале СТС «Воронины». Американский шоураннер столкнулся с недопониманием со стороны российского продакшна. Создатели хотели сделать из сериала приукрашенную историю, смотря которую, зрительницы бы тянулись к красоте и отвлекались от повседневного быта. И такое в истории отечественного кинематографа уже было при соцреализме: жизнь показывается такой, какая она должна быть, а не есть. И это одна из ключевых проблем — наше кино и телевидение в особенности изгнало реальность из сериалов. И, видимо, эту пластиковую гламурную реальность в иностранных сериалах наш зритель готов принять, считывать ее как сказку. Но, как только он сталкивается с узнаваемой российской реальностью, он больше не может в это играть. Функция окна в мир уже отработана нашими сериалами, и смотреть их зрителям уже неинтересно.
Однако, если проанализировать отечественный кинематограф, можно задаться вопросом, а умеет ли вообще наш продакшн работать с реальностью, и готов ли зритель принять ее теперь. Ведь история кино показывает, что наш кинематограф старался уйти от действительности, то заостряя внимание на положительных чертах в дореволюционном кино, то на отрицательных в перестроечное время.
Но сейчас среди отечественных сериалов стали появляться такие, которые пытаются дегламуризовать эту воссозданную ирреальность — «Ольга», «Звоните ДиКаприо!», «Толя робот».
Выход есть
А что может сделать сериалом более реалистичным — персонажи и их истории. Как показывает опыт американских сериалов, можно брать образы реальных людей, и тогда зрители смогут себя соотносить с героями, сопереживать им. Действия успешных американских сериалов часто происходят в маленьких провинциальных городах, персонажи в них реалистичные и тесно связаны друг с другом («Отчаянные домохозяйки», «Джинни и Джорджия»). Для России таким успешным телесериалом стали «Реальные пацаны» про компанию друзей из Перми, он идет с 2010 года. Но аналогов сериала из провинции не появлялось долго. Однако в 2019 году на телеканале ТНТ вышел сериал «Жуки» про айтишников, укрывшихся от армии в российской глубинке. Проект стал успешным и получил продолжение. А самым ярким примером такого сериала стали «Вампиры средней полосы», вышедший в 2021 году на онлайн-кинотеатре Start. Заочно российские зрители восприняли его с насмешкой: где вампиры, а где мы. Действие сериала происходит в Смоленске. Главные персонажи, по словам одного из них: студент, пенсионер, училка, врач, следователь — полный социальный набор! А по совместительству они вампиры. Детектив устроен так, что все фантастические допущения не так важны. А главный инструмент, связи со зрителем — это ностальгия по 90-м годам, контакт через реальность. В сериале звучат российские музыкальные хиты того времени, под которые герои лихо разъезжают по городу. А продуманные легенды каждого из персонажей, тесно связаны с историей нашей страны.
Сериал вошел в программу крупнейшего европейского фестиваля Series Mania. И у него есть шанс получить мировую известность и стать культовым. На российском сервисе Premier сериал имеет рейтинг 9,7 и среднюю оценку 8,3 балла на «Кинопоиске» (на основе 155 тысяч отзывов) — это очень высокий показатель.
Или взять свежий проект «Пищеблок» от компании «Среда», который вышел на «КиноПоиск HD». Давно забытая эпоха пионеров успешно возродилась в сериале, снятым по роману Алексея Иванова. Сериал смог привлечь аудиторию пионерского поколения. И одновременно с этим нужно учитывать, что наше время — это время ностальгии по 80-м и 90-м годам. И даже люди, которые не прожили это время, ностальгируют по нему, и сериал это использует. Также сериалу посвящен отдельный подкаст от «КиноПоиск» с обсуждением каждой серии.
Но есть сериалы и с меньшим проявлением реальности, но также имеющие успех у российского зрителя. Упомянутый выше комедийный телесериал от СТС «Ивановы-Ивановы» про две семьи, в которых перепутали в роддоме младенцев с одинаковой фамилией, во время показа в прайм-тайм несколько раз занимал первое место по аудитории от десяти до сорока пяти лет, опередив все остальные передачи, выходившие в этом же слоте на других российских телеканалах. При этом идея сериала была продавать по лицензии в Польше, где получила ремейк Kowalscy kontra Kowalscy («Ковальски против Ковальски»). Проект с универсальным для любого региона языком, комедийным, — еще одно решение для отечественных сериалов.
Что будем делать дальше?
Итак, отечественный сериалы стараются обращать на себя внимание зрителя, работая с культурной привязкой, выпуская все больше реалистичных историй, используя универсальный язык и затрагивая актуальные модные темы.
И, да, если у нас нет фанатской базы отечественных сериалов, ее могут наращивать сами производители привлекая внимание к новинкам. Так в прошлом году в кинотеатре «Октябрь» прошел показ восьми серий нашего мини-сериала «Хэппи-энд» про мир вэб-кама, после которого состоялась встреча с артистами в формате Q&A. Помимо активной рекламы в сети и на ТВ от онлайн-сервиса more.tv, создатели разогрели зрительскую аудиторию, дав ей дополнительную информацию по самому сериалу из первых уст. И огласили грядущие новинки со съемочной командой сериала. При этом платформы начинают зарабатывать репутацию — производителя качественного контента и тем самым заслуживают доверие зрителя к своим сериалам.
А также, чтобы у нашего зрителя не возникал вопрос при выборе, что посмотреть, сериальному продакшну необходимо создавать контент с героями, которых каждый мог бы отождествлять с собой. Реальные персонажи, ностальгические мотивы — этого не хватает российскому зрителю.