На рубеже XIX-XX веков в Москве появлялось все больше новых мест для развлечения публики. Рассказываем про некоторые из них, компактно разместившиеся в районе западной части Бульварного кольца.
Театр
В XIX веке большинство театров в Москве – Императорские. Для их посещения существует немало строгих правил: например, до 1875 года в театры был закрыт вход для «нижних чинов». В XX веке появляется все больше городских частных театров, театральная жизнь становится более демократичной.
В 1886 году актер Георг Парадиз арендует для своей труппы здание на Большой Никитской – дом княгини Шаховской-Глебовой-Стрешневой. Его перестраивает архитектор Константин Терский, оформляя фасад в русском стиле. По одной из версий, к работе был привлечен молодой Федор Шехтель, но подтверждающих это документов нет.
На краснокирпичном фасаде можно увидеть много элементов, характерных для русского стиля: ширинки, бочкообразные колонны, кокошники. Первоначально центральную часть здания завершала щипцовая крыша, а боковые части – бочкообразные объемы, но они не сохранились.
В 1892 году Георг Парадиз объявлен банкротом, и его труппу сменяет театр Якова Щукина. Здесь проходят спектакли Русской оперетты, а также гастроли зарубежных трупп и артистов, в числе которых была даже Сара Бернар. 1 мая 1899 года здесь специально для Чехова повторяли «Чайку», премьеру которой он пропустил. Здесь же Сергей Рахманинов впервые выступил как дирижер Русской частной оперы. После революции в здании на Большой Никитской открылся Театр революции, а с 1954-го это Московский театр им. Маяковского.
Консерватория
Музыка играла большую роль в досуге дворян. Постепенно это увлечение переросло в потребность и необходимость дать своим детям навыки игры на музыкальных инструментах. В середине XIX века в Москве возникает учебное заведение, дающее высшее музыкальное образование – консерватория. Но это не только место обучения, но и концертная площадка, доступная для горожан.
Первая консерватория открывается в доме баронессы Черкасовой на Воздвиженке, директором назначен Николай Рубинштейн. В 1871 году учебное заведение переезжает на новое место – в дом на Большой Никитской, вскоре его перестраивают под все возрастающие нужды консерватории. Работы были полностью закончены в 1901 году – у консерватории появились просторные классы и Большой зал для концертов.
Главные и боковые объемы здания образуют внутренний двор. Визуальный центр композиции – полукруглый выступ на фасаде, за которым находится овальный зал – в нем располагается музей.
Ресторан
Важную роль в досуге москвичей играли ресторана. Часто именно они становились центрами встреч и общения творческой публики. Одним из популярных мест стал ресторан «Прага» на углу Арбата и Поварской. В частности здесь устраивали ежегодные обеды для профессоров и выпускников консерватории – особенно пока она располагалась напротив, в доме Черкасовой на Воздвиженке.
В 1899 году владельцы ресторана меняются, и начинается его перестройка по проекту Кекушева. Реконструированный ресторан открылся в 1902 году и сразу впечатлил посетителей своим великолепием: 6 больших залов и 18 отдельных кабинетов, 4 бильярдных зала и открытая терраса, где проводились музыкальные вечера.
Кекушев создал многоярусную систему разных по размеру пространств, что позволяло одновременно принимать несколько сотен гостей, предоставляя каждой группе приватную зону.
После революции в здании одно время находилась столовая. Та самая, о которой Владимир Маяковский писал: «Здоровье – радость, высшее благо, / В столовой Моссельпрома – бывшая "Прага"».
В 1954 году здание в очередной раз перестраивается и открывается снова как престижный ресторан все с тем же названием «Прага».
Кинотеатр
Один из первых и старейший из сохранившихся московских кинотеатров – «Художественный». Он был открыт в 1909 году. По заказу владельца Альберта Брокша здание возвел архитектор Николай Благовещенский, но уже через три года оно было перестроено в неоклассическом духе по проекту Федора Шехтеля.
Центральный фасад украшен барельефами Селены и Гелиоса – античных богов луны и солнца соответственно. Они символически отмечают входные группы: над входом на своей колеснице изображен Гелиос как метафора начала, над выходом – Селена, символизирующая финал. В советское время эти барельефы, как и маскароны, были сбиты с фасада. Во время реставрации, завершенной в 2021 году, декор был восстановлен.
Изначально зал кинотеатра был рассчитан на 400 мест. В фойе был установлен светящийся фонтан, высажены пальмы в кадках, играл оркестр. Первые фильмы показали 11 ноября 1909 года. В их числе были драма «Жоржетта», мелодрамы «Ангелы примирения» и «Посмертное желание матери», а также несколько видовых и комических картин. Известно, что кинотеатр посетил Лев Толстой, и у него возник замысел киносценария («пьесы для экрана»).
В 1913 году кинотеатр перестроили и расширили. На месте бывшего зала появилось фойе, а зрительный зал на 950 человек разместился в двухэтажном пристроенном объеме. Приглашение к перестройке такого архитектора, как Федор Шехтель говорит о новом статусе кинотеатров: с этого момента кинопоказы в Москве начали воспринимать не как нечто легкомысленное, а как технологичное искусство нового века.
* * *
Узнать больше о том, как архитектура помогала развлекаться москвичам в начале XX века, можно на нашей экскурсии с посещением кинотеатра «Художественный».
Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.
Подписывайтесь на наши соцсети: ВКонтакте, Телеграм, YouTube, Одноклассники.