Доброго дня, братья и сестры. Заголовок данной статьи взят из толкования св. Иоанна Златоуста на 2-е Послание Тимофею Апостола Павла. Слова очень точно передающие, как мы, миряне, должны себя подобающе вести по отношению ко священству, независимо от личного состояния священника и грехов священства.
Первая же часть высказывания св. Иоанна Златоуста звучит так: "кто почитает священника, тот будет почитать и Бога"
Страшные и обличительные слова, сказанные навеки! Иоанна Златоуста не зря именовали так: его слово острое как меч, слово правды, слово, входящее прямо в душу, сллво обличающее, слово, сказанное к любому поколению людей! Запомним эти слова святого Иоанна!
На самом деле, данная тема осуждения священства очень острая и проблемная. По моим личным и конечно субъективным наблюдениям, данная тема «давно прогнившего священства», особенно высших иерархов Церкви (Патриарха, митрополитов, епископов) волнует и смущает умы людей наравне с такими темами как: богатство в Церкви, вакцинация (на весну 2022 года несколько стихшую), совместных молений с католиками, цифровые фобии (инн, прочих цифровые вещи, паспорт как печати антихриста) и ряд еще некоторых раскольно-соблазнительных тем. В обществе увы, бытует мнение, что в Церкви благодати не осталось, что священство уже не то, что раньше, а спастись можно и вне Церковной ограды, без Таинств Христовых и иные, связанные с этим суждения. В общем, тема непростая и неоднозначная. Однако, если послушать Священное Писание, Отцов Церкви и авторитетных церковных писателей, то получим четкую и ясную картину, что нам, мирянам делать и как не соблазняться осуждением священства и чем вообще это чревато - оскорбление и осуждение иереев Божиих.
Сразу оговорюсь, меня, как мирянина, данная тема интересует, так как она очень актуальна и было желание в ней разобраться, чтоб обезопасить от такого рода осуждений и себя и остальных своих братьев по возможности. Хотя понимаю, как некоторые люди воспримут положения данной статьи. Все же, давайте разберемся, какое Божие повеление по этому вопросу. Нам важна точка зрения Господа. Все остальные точки зрения не так важны.
В основном, может быть на 98%, все укоры в сторону священства связаны с тем положением, что «они учат нас быть праведными, не грешить, а сами то… посмотрите». И дальше, начинается, как правило, тирада слов и оскорблений из «лексусов, вилл, яхт, айфонов» и прочих прелестей цивилизации, которые, впрочем, были всегда и в любой век человеческой истории.
По этому поводу хорошо говорит святитель Тихон Задонский: «неправедно живет, то ты смотри и делай то, чему учит, а жизни его не подражай. Так и Христос сказал о книжниках и фарисеях: На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте (Мф. 23:2–3)».
Прозорливо видел причину осуждения всех людей, особенно священства святитель Лука Крымский: «Что же побуждает людей осуждать друг друга, и кто более всех осуждает других? Их побуждает осуждать других желание увидеть, что и другие грешны не менее, а еще более, чем они сами. Выискивая грехи ближнего своего, осуждая его за грехи его, они стараются этим успокоить свою нечистую совесть, обличающую их во многих греховных деяниях». Истинны слова истинного и святого Пастыря, добавить к которым что-либо тяжело и бессмысленно.
Важно еще и помнить, что священство имеют самую сильную, саму страшную и сокрушительную власть - отпущения грехов. Даниил Сысоев, в своих беседах как-то высказался, что у священника больше власти чем у Президента, так как власть Президента распространяется только на эту жизнь, а власть священника отпускать или нет грехи распространяется на жизнь будущую, на вечность!
«Священство есть что-то страшное: власть его великая, достоинство и служение его из числа величайших даров Божиих; сам Павел страшился при взгляде на эту власть» – св. Иоанн Златоуст
А данную власть Апостолам и их преемникам, епископам и священникам, через Таинство рукоположения предоставил сам Господь наш Иисус Христос. «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Kому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» - Евангелие от Иоанна 20:22.
И в другом месте в Евангелие, Господь, как властьимущий, предоставляет свою власть Апостолам: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» - Евангелие от Матфея 10:1.
Такую же власть имеют и наши священники Русской Православной Церкви и других поместных Церквей Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, так как рукоположены от Апостолов и это преемство не нарушалось, несмотря на клевету и доводы разных противников Церкви и священства (вроде Германа Стерлигова). Если честно, то уму не постижимо какая власть в руках духовенства. А тут какое-то осуждение священства…
Приведу один пример из своей жизни. В начале своего пути воцерковления (он продолжается и будет продолжаться всю жизнь) я пришел со списком грехов и желанием исправиться и не грешить. У священника я спрашивал себе епетимью за ряд тяжких грехов, сам себе испрашивал наказания, честно говорю люди. Я готов был понести тяготы духовные, чтобы я знал, что нельзя грешить, думал, что это меня облагоразумит и оградит от дальнейших проступков в своей жизни. Батюшка, после отпуска грехов, обнял меня и сказал: «отпускаются тебе грехи, чадо, иди и не греши больше» (действительно, прямо по-Евангельски произошло). Тогда я впервые понял и почувствовал, какая власть у обычного, но необычного священника! Истинно, власть огромная и страшная и мы об этом НЕЗАДУМЫВАЕМСЯ!
Что еще нам говорит Писание об осуждении священноначалия и о чем предупреждает???
Еще в Ветхом Завете еврейскому народу были даны повеления о священстве, о том, кто как и когда должен служить Богу. Заметим, что иерархия – Богом установленный порядок, а всякого рода анархии, брожения и шатания в этом плане рано или поздно уничтожат то или иное общество. Порядок нужен везде!
«Учреждение иерархии не дело человеческое, а Божие» – Игнатий Богоносец.
Поучительны слова премудрого сына Сирахова: «Всею душою твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его» (Сир.7:31) и «Бойся Господа и почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе» (Сир.7:33).
Новый Завет еще больше останавливает нас от осуждения ближних и священства особенно!
"Не судите, не будете судимы" (Лк. 6, 37). Не судить никого и ни о ком! Тем паче Божиих слуг. Кто бы что не говорил, но священник, в силу долга, ближе к Богу (не говорю только о духовности). Есть одна интересная мысль старца Михаила (Питкевич): «Священника не суди – бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком таинстве он участник. Одной его слезы покаяния, упавшей на Престол, довольно, чтобы смыть все его грехи».
Действительно, священник, по простому говоря, имеет большие заслуги за свое служение Богу и конечно, священник может получить прощение, условно говоря, «легче» нас мирян, в силу своего особого положения при должном покаянии, само собой, но мера этого покаяния ведома только Богу.
Обличает нас, осуждающих, и апостол Христов Павел: "Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судить другого, осуждаешь себя, потому что судя другого, делаешь то же" (Римл. 2, 1).
Как мы выше уже вспоминал слова Евангелия: «итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят и не делают» - Мф.23:3.
В данном случае, неизвинительны уже мы, ведь Господь прямо говорит, что наше спасение зависит от наших дел, веры, чистого сердца, а не от дел других людей, в том числе священства. И зачем нам отвлекать душу свою на анализ чужих грехов. Нужно работать над искоренением своих! Для нас должно быть четко ясно, что мне, мирянину, нужно сделать, чтобы приблизиться к Богу и войти в Его Прекрасное Небесное Царствие!
В данном случае, Господь и нам предоставляет увещевание, не увлекаться гнусными делами, хоть бы они и источались священство, но твердо говорит нам слушать духовенство, если говорят они строго по Евангелию и учению Церкви и не делать того, что противно Господу! И не осуждать! Никого!
Святые отцы и благочестивые священники нам так же говорят о недопущении осуждения священства и спекулирования на эту тему. Например cвященномученик Киприан, епископ Карфагенский так говорит: «Если Господь говорит в Своем Евангелии: кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:22), то как могут избежать суда Бога те, которые возводят клеветы не только на братьев, но и на священников, удостоенных этого сана по благодати Божьей».
Священник больше мирянина, хотя бы потому что он слуга Его, он почти каждый день стоит пред Престолом Божиим и возносит молитвы за нас, через него участвуют в Страшных Христовых Таинствах весь народ, священник -сотрудник и соратник Апостолов!
Опять же cвятитель Иоанн Златоуст нас направляет на путь истины: «Если нам не позволено судить о жизни друг друга, то тем более о жизни отцов». Святые всегда категоричны в таких вопросах. Нельзя осуждать и точка! Божие повеление! Не хотите соблюдать.. Впрочем, как хотите… Потом будем об этом на суде жалеть..
Еще одно высказывание святого звучит для нас, современных людей несколько более страшно, чем для людей прошлых веков. блаженный Феодорит Кирский: «Не надобно, проступки священных лиц делать общеизвестными, чтобы народ, получив отсюда повод к пререканиям против них, не стал грешить без страха».
Суть какую можно вывести, применительно к нашему времени: ныне с помощью смартфонов, компьютеров, осуждая священство (да и производя или передавая явный любой другой грех) можно соблазнить, отвлечь от Бога гораздо большее количество людей, что прямо пропорционально скажется на нашем осуждении. Истинно, нам, современным христианам нужно быть более внимательными к своим речам, постам, комментариям, так как средства передачи информации имеют очень большое либо созидательное, либо разрушительное, так как доступность их увеличилась и охватывает почти все население. Это же и относится к любой другой ситуации межличностного общения или общественной жизни.
преподобный Ефрем Сирин
«Как не терпят вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый чистый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам, так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший его и был недостоин». Преподобный Ефрем нас одергивает, так как бОльшая часть наших претензий сводится лишь к тому, что «вот видите как грешны священники, а ведь им нельзя то-то и то-то так как они священники». Однако, видите, наше спасение -дело нашего ума и сердца, а священник свидетель пред Богом и посредник в Таинствах. Очень обличительно для нас, думающих иначе святым!
Преподобный Макарий Оптинский еще глубже высказывается на тему осуждения священства: «По заповеди церковной и апостольскому завещанию вы должны уважать священников, яко служителей алтаря и таинств Божиих; ибо без них невозможно спастися, и, по силе своей, сколько можете, уделяйте им на их нужды, ибо служащии олтарю со олтарем делятся (1Кор.9:13); но при исповеди благодарность вашу можете дать или оставить. Судить же их в их погрешностях совсем не ваше дело; овца пастыря не судит, каков бы он ни был. Судить священника значит судить Самого Христа; как можно сего берегитесь!» Преподобный Макарий предупреждает, что без священства невозможно спастись (действительно так, кто Литургию будет служить, крестить, отпевать, молебны служить), чтобы эти Таинства имели силу Божию (только через законно рукоположенное священство канонической Церкви)??? Помимо всего, преп. Макарий учит нас жертвовать священнику. Поверьте, эта жертва имеет огромную силу, которую мы, пока живущие, представить себе не можем! К тому же, верно подмечает духоносный оптинский святой, что непотребно осуждать священника, ведь он образ Христа. А судить Христа… Страшные даже слова для христианина, а не то, чтобы даже представить себе этот процесс. Были конечно такие люди, кто осудил Христа, но как они правильно сказали : «кровь Его на нас и на детях наших». Так оно и было…
Опровергает преп. Макарий распространенное ныне и смущающее народ заблуждение, что, может не нужны нам священники, спасемся и так, лишь бы человек был хороший. Будем мы примерными христианами и мы в раю. Однако, это очень коварное и опасное заблуждение (граничащее с представлением старообрядцев-беспоповцев). Эта крайность так же духовно опасна. И святые это подтверждают. Послушаем прямо по этому поводу слова преподобного Серафима Вырицкого: «Личные человеческие немощи не могут отнять благодати рукоположения. Во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Все Таинства невидимо совершает Сам Христос. Какой бы ни был батюшка грешный, даже если ему уготовано в огне геенском гореть, только через него мы можем получить разрешение от наших собственных грехов». Вдумаемся в эти слова и не будем противиться устроению священства в Доме Божием!
Так же важно не уйти в другой перегиб. Еще Апостол Павел предупреждал о том, чтобы не увлечься противным Писанию учению какого-либо священника, епископа, патриарха, что налагает на мирян, хоть мало-малький опыт духовной жизни и знание хотя бы основ Библии и учения Отцов Церкви: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема – Послание Галатам 1:8.
Безусловно, хорошо когда есть добрый, ведущий во всем пастырь, который ведет тебя по всем духовным ухабам жизни, однако, человек сам должен вести рассудительную духовную жизнь, чтоб не попасть под слепое послушание уводящих в ересь, секту или раскол пастырей.
Согласно Священному Писанию и Преданию, можно сделать однозначный вывод, что наше лично спасение не зависит от духовного состояния пастырей Церкви, Таинства через них благодатные. Осуждением их мы только усилим гнев Божий к себе и это важно знать и понимать и избегать! Но конечно, очень хочется простому сердцу припасть к пастырю и быть уверенным, что он идет ко Христу а ты за ним идешь и придешь к Богу. Хочется быть уверенным, что ты не тот, о ком Спаситель говорил: «Оставьте их, они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» Мф 15:14.
Очень не хочется быть тем слепым, потому что вслед за лжеучителем упадешь и погибнешь ты все равно. Повторюсь, именно поэтому нужна молитва, духовная трезвость, рассуждение, ясный ум и постоянное изучение Священного Писания и Священного Предания, изучения духополезной литературы. Это даже должна быть не работа, это должен быть образ или если современно сккзать -стиль жизни!
В этой статье я, прежде всего, наставляю и увещеваю себя, для своей духовной пользы поднял целый пласт информации по очень важной теме для всех нас, мирян. Лично я, крайне не хочу допустить в действиях и мыслях осуждения священства, буду молиться и бороться с этими гнусными помыслами. Понятно, в духовной борьбе не без падений, но нужно вставать и сражаться снова, чтобы искоренить в себе эти пороки. Советую, братья и сестры, нам отказаться от осуждения нашего священства. Наши пастыри -наш духовный фронт Призываю вас, братья и сестры, идти скорее в Истинную Церковь, в Русскую Православную Церковь! Пока еще есть время, да живем жизнью церковной, благодатной, получая от пастырей Таинства. «Иереев всех почитай, к добрым же прибегай» - св. Нил Синайский.
Доброго пастыря легко отличить по его делам. Но почитать всех! Без этого никак на нашем нелегком христианском пути. Надеюсь статья будет полезна для каждого читающего. Призываю всех верных чад поминать Патриарха и духовенство за здравие, дома и на Литургии в храме. Церковь - единая семья, ищущая спасение и священники это кормчие на этом корабле. Если мы не будем поддерживать кормчего- то весь корабль будет плохо плыть в свою тихую гавань. А цель наша и гавань наша- Блаженнейшее Царствие Господа нашего Иисуса Христа. Давайте вместе плыть в атмосфере молитвы, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимовыручки! Давайте послушаем Господа и Его Святых! Они свое слово грозно и увещевательно сказали. Имеющий уши... Дальше сами знаете, думаю. Ссылка на другие высказывания святых о недопустимости осуждения священства.
И в заключении песня в нашу тему:
Храни вас, Господь, братья и сестры!