Найти в Дзене
Формула-1 по-русски

Цирк остался, клоун уехал. Грустная судьба Даниэля Риккардо

Оглавление

Австралийский весельчак побеждал в гонках и мечтал стать чемпионом. А запомнится лишь бесконечными шутками и большой суммой на банковском счете.

У Дэна Риккардо проблемы. С момента ухода из «Ред Булл» в 2019 году в поисках счастья, австралиец лишь набивает карманы благодаря крупным контрактам, уже успел сменить «Рено» на «Макларен», но и там дела пошли еще хуже — при минимальном наклевывающемся потенциале болида Даниэль вчистую проигрывает напарнику практически каждый уикенд уже второй сезон подряд. И света в конце тоннеля по-прежнему не видно. Его там вообще нет — забыли провести.

Но это еще полбеды. После очередного неудачного Гран-при Испании пресса крепко схватилась за Риккардо — начала донимать его и людей из «Макларена» вопросами про перспективы дальнейшего будущего. Сначала глава «Макларена» Зак Браун внезапно выдал, что «сотрудничество с Даниэлем Риккардо выходит для нас разочаровывающим». И хоть контекст интервью предполагал обоюдное разочарование сторон, опытный зритель эту цитату не упустил, поскольку в Формуле-1 все нужно читать между строк. Потом и сам Дэн напутал сроки собственного контракта (украл у себя 2023 год и начал рассуждать о том, что «мы скоро сядем за стол переговоров»), из-за чего СМИ уже даже определили потенциальных кандидатов на смену австралийцу. Затем Даниэль признал, что попросту ошибся и соглашение действует до конца 2023 года. Ну с кем не бывает! Значит разговоры об уходе можно сворачивать? Как бы не так! Тот же Зак Браун, также дежурно, с тем же уважением заявил, что в контракте австралийца есть пункт, позволяющий расстаться досрочно с выгодой для гонщика и команды.

После этого стало понятно, что судьба некогда одного из самых любимых гонщиков пелетона находится в подвешенном состоянии. Как же так получилось, что сбежав от «Ред Булла» в поисках свободы, Риккардо окончательно потерял себя?

Он явно должен был получить от Формулы-1 больше, чем 8 побед и 32 подиума.

Талант-весельчак в борьбе ни за что

Странные ощущения. С одной стороны кажется, что Даниэлю Риккардо просто не повезло с эпохой, которую переживал «Ред Булл». Вечно вторые, третьи, четвертые, но не первые. Причем без каких-либо шансов ими стать. С другой — именно эта эпоха Дэна как гонщика в наших глазах и сформировала! Поэтому посмотреть на потенциал австралийца в отрыве от того, что мы видели на протяжении всей его карьеры в составе «быков», просто невозможно. А теперь представим взрывоопасную смесь: ты гонщик Формулы-1, у тебя легкий, придурковатый характер, а самое главное — машина, которая из года в год ни за что не борется, но при этом парочку побед в год обязательно отхватывает.

Вам не кажется, что с такими вводными можно сойти с ума? Вот Даниэль Риккардо и сошел.

Шутки. То, без чего не обходится любое описание австралийца. Неискушенная публика Ф1 искренне заливалась над любым «перфомансом» Дэна, нарезки которых собирают миллионы просмотров на Ютубе. Причем тут нельзя с уверенностью сказать, что юмор нашего героя близок лишь увядающим мужикам 40+ в отдельно взятом городе Ташкенте. Молодежь тоже всегда уважала этого парня, ведь он не только хохмит — Риккардо добывал победы практически в каждом своем сезоне в составе «Ред Булл»! На радость публике австралиец не был лишен и спортивной мотивации, поэтому каждый год говорил о своей заветной мечте — стать чемпионом мира. В те годы «Мерседес» откровенно «придушил» аудиторию своим доминированием, поэтому такой кадр, как Даниэль, был на вес золота. Его искренне полюбили и поместили в одну группу к Феттелю, Росбергу, Хэмилтону — к тем, кто разыгрывал между собой главную шахматную партию все эти годы.

Да, болид не позволяет бороться за титул. Да, есть амбиции быть лучшим. Да, одерживаются выдающиеся победы. Еще и человек какой улыбчивый. Ну просто идиллия! Что же могло пойти не так?

Шутки заканчиваются

Это самое «не так» имеет вполне конкретное имя — Макс Ферстаппен. Молодой протеже Хельмута Марко выиграл первую же свою гонку в болиде Даниила Квята и дал понять, что следить за парочкой Дэна и Макса будет невероятно интересно. Сам Риккардо позже неоднократно отмечал, что очень четко считывал Ферстаппена как гонщика — Макс был безумно быстрым, но и настолько же безумно упрямым, агрессивным и отчасти глупым. Возможно, именно по этой причине Даниэль не видел в юном голландце глобальной угрозы (при полном признании вселенского таланта) — пока австралиец продолжал укреплять свою репутацию мастера рискованных, но идеально выполняемых обгонов, Ферстаппен частенько бил болид об стены и совершал глупейшие столкновения — от него периодически изнывали Кими Райкконен, Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель.

Ну и не будем забывать, что «Ред Булл» в те годы ни за что не боролся, так что положение Риккардо было более чем комфортным. Шутки, шутки, шутки! Они никуда не ушли, и если честно, просмотр совместных «приколов» Даниэля и Макса сейчас лично у меня вызывает дрожь. Безумная зубастая лыба Риккардо и Макс, который НА КАЖДОМ видео будто выдавливает из себя смех, лишь бы соответствовать статусу напарника самого веселого гонщика Формулы-1. Бррр. Пилотам «Ред Булла» придумывали кучу всяческих челленджей, квизов, совместных видео — на минутку даже сложилось ощущение, что они друзья. Два талантливых пилота в топ-коллективе (с натяжкой) не только ожесточенно соперничают на трассе, но еще и в жизни в приятных отношениях! Ну приятно же смотреть.

А потом случился Гран-при Азербайджана-2018. Торжество спорта, торжество командной политики, торжество самоанализа Даниэля Риккардо.

-4

Клоуна больше нет

Не будем ударяться в энциклопедическую составляющую той гонки — зрители и так отлично помнят аварию и предшествующую ей ожесточенную борьбу Дэна с Максом на протяжении десятков кругов. Наблюдать подобную схватку было воистину потрясающе. Гораздо важнее, что по словам самого Риккардо, именно реакция руководителей «Ред Булл», а также попытка разделить вину в этой аварии и стали одним из ключевых моментов, из-за которых австралиец твердо и четко решил покинуть команду:

«Не могу точно сказать, сколько пазлов потребовалось, чтобы сложить все воедино, но думаю, что авария в Баку точно стала одним из них. Мы оба, как бы так помягче сказать, всего наговорили, но с моей точки зрения я не был так уж неправ. Хотя и до этого между нами часто бывали контакты, для открытого конфликта потребовалось слишком много времени.

Я думаю, что то, как команда решала ту ситуацию, мне не слишком нравилось. Так что да, некоторое беспокойство у меня было. Но не только это чувство испортило сделку, если вы понимаете, о чем я».

Последующее в период летнего перерыва объявление о переходе в «Рено» с 2019 года многих повергло в шок. И для определения хронологии этих событий авария в Баку является очень важным моментом, но не ключевым. Мир купился на одну зрелищную, но по сути рядовую аварию, и даже в последующих комментариях Дэна не разглядел важнейший психологический момент.

«Между нами часто бывали контакты, но для открытого конфликта потребовалось слишком много времени».

Переводим на человеческий: «С момента прихода Макса Ферстаппена в команду я чувствовал нарастающий приоритет в сторону Макса, не совсем справедливый с человеческой точки зрения. Я полностью принимаю, что Ферстаппен может быть даже талантливее, чем я, но происходит слишком много моментов, в которых тот получает полную благосклонность руководства, даже будучи в корне неправым. А я, уже все давно доказавший по части скорости и таланта, чувствую себя брошенным». Простите за подобную мысль, которую я «додумал» за гонщика, но все факты тех событий говорят о том, что Дэн переживал что-то подобное.

Ну и теперь самое интересное.

Если принять тот факт, что гонщик Даниэль Риккардо действительно медленно, годами накапливал негатив и душевную боль по поводу своего ускользающего статуса в «Ред Булл», то получается, что никаким клоуном он никогда не был. В Формуле-1 многие любят отмачивать так называемые «приколы», но не каждый топ-пилот при этом параллельно испытывает настоящие муки, связанные с личными амбициями и желанием стать лучшим.

Он постоянно ржал, выглядел самым беззаботным человеком на Земле, уважал своего напарника и команду. При этом сильно переживал, был самым озабоченным человеком на Земле, ненавидел своего напарника и команду. Сублимация в бесконечный юмор и попытки быть смешным для всех привели к тому, что он уже больше не мог все это выносить. Даже несмотря на приличную зарплату, статус топ-пилота и всемирное обожание публики, потенциальный уход в явно худшую, чем РБ, команду, был для него освобождением. Австралиец пытался быть веселым для инстаграмов, ютубов, медиа, но внутри нарастало неспокойствие. И ни одна живая душа этого не замечала.

А что до Баку-2018 — та авария стала ключевой, потому что после нее Риккардо перестал шутить. Даже такой мощный процесс, как сублимация в вечный позитив и юморок, дал окончательный и бесповоротный сбой. Сущность клоуна покинула душу Даниэля Риккардо, прихватив с собой еще и его гоночную сущность. После такого не выкарабкиваются.

Того Дэна, которым восхищались миллионы, в одну секунду не стало. На смену ему пришел другой, но всем уже было все равно.

Эмоции на грани парадокса

После объявления об уходе в «Рено» австралийцу оставалось отмучиться в «Ред Булле» еще половину сезона. И именно этот период был ключевым для определения Риккардо как гонщика. Из 9 гонок второй половины сезона у Дэна случилось 4 схода на ровном месте + периодические проблемы в квалификациях. Сложилось ощущение, что шокированные переходом Даниэля в «Рено» Хорнер и Марко забрали у него всех механиков и оставили обслуживать болид одному пьяному сторожу. Который за одну ночь из картофельных очисток сделал то, на чем Риккардо предстояло ездить всю вторую половину сезона.

Полная катастрофа, но именно сокрушительные проблемы с машиной (особенно на фоне блестящих результатов Макса Ферстаппена) и выдали в Риккардо то, что хотелось от него уже наконец получить. А именно — неприкрытую спортивную злость без всяких дурацких улыбок. Сходу держу в голове два эпизода, осевших в памяти. Оба локальные, но безупречно иллюстрирующие то, о чем говорится в этом абзаце.

  • Квалификация Гран-при Японии-2018. Очередная проблема с ведром «Ред Булл» привела к тому, что Даниэль не смог выйти в третий сегмент квалификации и остался на гордом 15 месте. Наберите на ютубе «Daniel Riccardo Screams In Anger», ознакомьтесь (или освежите в памяти). Я такого проявления эмоций, пробивающихся ЧЕРЕЗ ШЛЕМ, не видел никогда в жизни. В этом коротком матерном крике Риккардо, кажется, аккумулировал вообще все, что с ним происходило в последние несколько лет. Ради таких эмоций можно простить даже самые идиотские шутки.
-6
  • Гран-при Мексики-2018. В квалификации Дэн крадет поул у Ферстаппена и заливается фирменной улыбкой, Но теперь уже абсолютно легально, учитывая все предшествующие страдания. В гонке его ждет очередной сход, после которого «самый веселый гонщик в пелетоне» выдает следующее:

«Слово «разочарование» уже не подходит, чтобы описать мои чувства. Все выглядит безнадежно. Честно, уже не вижу смысла приезжать на гонки в воскресенье. Не знаю, когда мой уик-энд в последний раз проходил гладко. Не живу суевериями и тому подобной ерундой, но мой болид проклят! Я не знаю, как это объяснить. Все с самого начала пошло плохо. Все проблемы всегда происходят в воскресенье. У меня нет объяснений. С меня хватит. Не вижу смысла ехать следующие две гонки. Машина… Пусть Гасли ее водит»

Ситуаций, когда гонщику на протяжении длительного времени катастрофически не везет, всегда предостаточно. Но ТАКОГО отчаяния сходу больше и не вспомнить.

-7

Периоды в «Рено» и «Макларене» априори не могли подарить нам подобных ситуаций, в виду беспомощности болида, но даже в редкие моменты триумфа становилось ясно: Риккардо нужен публике исключительно как клоун, а не гонщик с амбициями. Любые положительные и СВЕТЛЫЕ эмоции были наглухо омрачены тем, что весь гоночный мир обсуждал традиционное питье из потного ботинка на подиуме. Тут даже и добавить нечего. Полное опустошение.

Больше всего хочется, чтобы прямо сейчас, по мановению волшебной палочки у австралийца резко поперло в «Макларене». Масштаб душевных терзаний этого шутника подталкивает к мысли, что триумфа вне «Ред Булла» он все-таки полностью заслуживает. Но знаете, в чем парадокс? Даже если успех придет, мы даже порадоваться не успеем — Дэн опять все опошлит своими глупыми приколами, которые в паддоке, кстати, уже освоил каждый второй пилот. То есть, даже здесь Риккардо уже не единственный.

История гонщика Даниэля Риккардо говорит лишь об одном — Формула-1 настолько беспощадна, что даже если ты поступил в согласии со своей совестью и чисто по-человечески все делаешь правильно, ИМЕННО ПОЭТОМУ у тебя как раз ничего никогда и не получится. Он сумел завоевать авторитет при четырёхкратном чемпионе мира Себастьяне Феттеле в напарниках. Оставил совершенно уверенное впечатление в битве с Максом Ферстаппеном. Завоевал несколько блестящих по красоте побед, и… Запомнится лишь выпиванием шампанского из ботинка, порчей воздуха на пресс-конференции, а также огромной суммой на банковском счете, которая исчисляйся хоть миллиардами, но все равно — не титул чемпиона Ф1.

Именно поэтому тема ухода Даниэля из «Ред Булл» навсегда останется неоднозачной. Наверное, это просто превратности гоночной судьбы. «Делай, что должен — и НИЧЕГО не будет». Кроме десятков миллионов долларов, само собой. Таков девиз австралийского весельчака Даниэля Риккардо.