Найти тему
Д.К.Данс

Куда катится волшебный мир? Не слишком лестный обзор фильма про Дамблдора

Что вы обычно думаете о «Гарри Поттере»? Не о самом волшебнике, а о серии фильмов в этой вселенной. Мне обычно приходят на ум зимние вечера с пледом и кружкой согревающего напитка в руках, та самая музыкальная тема и ощущение полного погружения в сказочный мир вперемешку с ностальгией, конечно же. В свое время миллениалам достался настоящий поп-феномен. Сначала книги, а затем и фильмы о Гарри Поттере стали своего рода культурным сопровождением для молодых развивающихся организмов, включая мой. Не будет преувеличением сказать, что эти фильмы вырастили целое поколение. Маму, папу и первых дворовых собутыльников они не заменили, это само собой, зато крепко вошли в культурный код и регулярно давали возможность чувствовать, что магия и волшебство есть и оно всегда где-то рядом. Сейчас, когда я уже взрослый дядя, я понимаю, что волшебство – это вовсе не заклинания и порталы. Волшебство – это когда складываются искренние отношения между людьми и в результате получаются дружба и любовь. Думаю, это и была основная идея всего «Гарри Поттера». А произведение, несущее данную мысль в качестве главной, не должно считаться плохим.

Ох уж эта заставка... Под музыку Джона Уильямса всегда вызывает табуны мурашек и сгущает атмосферу сказочности в вашей комнате
Ох уж эта заставка... Под музыку Джона Уильямса всегда вызывает табуны мурашек и сгущает атмосферу сказочности в вашей комнате

На наше счастье, франшизу не забросили. И вот недавно прошла премьера фильма «Фантастические твари: Тайны Дамблдора». Это третий фильм из новой серии о «фантастических тварях», которые являются приквелами к привычному всем «Гарри Поттеру». Разумеется, я его посмотрел, и мне есть что сказать по этому поводу.

Собственно, к чему было все это вступление про детство и воспоминания об оригинальной серии? А к тому, что без сравнений нам не обойтись. В конце концов мы обсуждаем произведение, целиком построенное на фундаменте, к которому в обществе уже сформировано определенное отношение. Каждый раз, когда мы садимся за просмотр нового фильма по вселенной «Гарри Поттера», мы закономерно вооружаемся завышенными ожиданиями. Зачастую эти ожидания оправдываются, но иногда они становятся причиной разочарований. «Тайны Дамблдора» – как раз второй случай.

Итак, давайте еще раз предадимся воспоминаниям и вернемся в 00-е. Что мы имели тогда? Каждый новый фильм в серии раскрывал перед нами что-то новое: новые тайны, новые аспекты магии, устройство мира, ярких персонажей и т.д. Можно даже перечислить самое существенное:

- «Философский камень» - знакомство со вселенной в целом, презентация героев и Хогвартса, подвешенная в воздухе тайна личности главного злодея;
- «Тайная комната» - более глубокое погружение в быт волшебников, приоткрыта завеса тайны над предысториями Хогвартса и Волан-де-Морта;
- «Узник Азкабана» - раскрывается связь мира магов с миром животных, а также история семьи титульного героя; и в этом же фильме появляется Маховик Времени – вундервафля, которая затем куда-то исчезает и больше не фигурирует в сюжете, несмотря на свою невероятную способность влиять на события (отсутствие объяснения, почему так вышло, можно считать косяком Джоан Роулинг);
- «Кубок огня» - демонстрация международного магического сообщества, а затем возрождение главного злодея, сулящее скорые перемены в мире, где живут герои;
- «Орден Феникса» - вместе со зрителями повзрослел и сюжет фильма, и теперь настало время рассказать про политическое устройство магического сообщества, а также впервые показать Министерство Магии; именно здесь детская сказка превратилась в мрачное фентези, не стесняющееся убивать любимых героев;
- «Принц-Полукровка» - ловкое сочетание комедии про пубертатный период с тяжелой драмой о неизбежности надвигающейся катастрофы; раскрывается главная тайна Волан-де-Морта, а к драматическим приемам, помимо смерти одного важного персонажа, добавляется предательство другого;
– «Дары Смерти» - финал долгого волшебного путешествия, разбитый на два полнометражных акта; повсюду мрак, тлен и безысходность, между которыми были аккуратно вплетены скупые детали биографии одного из самых интересных персонажей вселенной – Альбуса Дамблдора. Так мы узнали, что предшественником Волан-де-Морта в вопросах злодейства был некий Геллерт Грин-де-Вальд, побежденный Дамблдором за много лет до описываемых событий.

Именно эту часть биографии Дамблдора выбрали в качестве основы для следующей серии фильмов по вселенной Wizarding World. А название позаимствовали из книги «Фантастические твари и где они обитают», которая, на самом деле, никакой не роман, а просто написанный Джоан Роулинг справочник о фантастических животных, без какого-либо сюжета. То есть, если вы придете к мысли, что серия новых фильмов – это экранизация книги-фансервиса, то будете недалеки от истины.

Знакомьтесь, первый в истории сувенир, по которому сняли фильм (да не один)
Знакомьтесь, первый в истории сувенир, по которому сняли фильм (да не один)

Когда только появлялись первые новости о начале съемок, авторы заявляли, что планируется пять фильмов. Уже тогда начали возникать вопросы, а не слишком ли это много? И насколько интересно будет за всем этим наблюдать? Ведь они уже сталкивались с проблемой излишне растянутого хронометража, когда те же «Дары Смерти» распилили на два полноценных фильма. До этого момента сценаристы каждый раз стояли перед необходимостью адаптировать «пузатый» литературный первоисточник так, чтобы уместить все самое интересное в рамки одного фильма. В результате получались очень динамичные и интересные киноистории, от которых невозможно оторваться даже если смотришь в десятый раз. Это была одна из основных причин крайней популярности фильмов о «Гарри Поттере». Но «Дары Смерти» нарушили эту традицию и «Часть 1» стала, наверное, скучнейшим фильмом из всех, которые когда-либо подбирались к отметке 1 млрд мировых кассовых сборов. Заметьте, это было два фильма по одной большой книге. С классным сюжетом.

А тут нам предлагают пять фильмов по… справочнику! Который без сюжета вообще! Как это прикажете понимать? Надежду давал тот факт, что сценарий должна была написать сама Джоан Роулинг, то есть за аутентичность сюжетной составляющей беспокоиться не стоило, вопрос лишь был в ее способности придумать историю, которая сможет насытить пять фильмов.

Промо-кадр первой части "Фантастических тварей"
Промо-кадр первой части "Фантастических тварей"

Казалось, что надежда оправдалась, когда в 2016 году вышла первая часть «тварей». «Фантастические твари и где они обитают» получились замечательным фильмом. Нам представили новых героев, показали магический мир в антураже Америки 20-х годов, познакомили с разной прикольной волшебной фауной и, что самое главное, вновь окунули в знакомую по самым первым фильмам атмосферу, когда каждая новая сцена для зрителя воспринимается, как большое открытие. Все с нетерпением ждали вторую часть.

Эдди Редмейн в роли Ньюта Скамандера оказался настоящей находкой. Чудаковатый, но очень способный магозоолог украсил собой всю вселенную
Эдди Редмейн в роли Ньюта Скамандера оказался настоящей находкой. Чудаковатый, но очень способный магозоолог украсил собой всю вселенную

«Преступления Грин-де-Вальда» отметились очень бодрым началом, казалось, что сказка продолжает держать марку, но в итоге фильм как-то буднично скатился в унылую самопародию. Из него пропала динамика, сюжет стал пресным и излишне растянутым, а от прежнего великолепия остались только прикольная живность, несравненно красивая магия и безупречный актерский состав. То есть с чисто визуальной точки зрения это был по-прежнему околошедевральный фильм, вот только смотреть его было скучно. Еще скучнее было его пересматривать, а это, в общем-то, приговор. Любой предыдущий фильм по вселенной можно было включить на середине и залипнуть в нем до самого конца. А вот «Преступления Грин-де-Вальда» в лучшем случае хочется оставить в качестве фона, а в худшем – просто выключить. Это не значит, что фильм плох – удивительным образом магия «Гарри Поттера» продолжает действовать, и даже к такому кино не получается относиться с негативом, просто по отношению к нему испытываешь гораздо меньше эмоций. И это был очень тревожный звоночек.

Промо второй части "Фантастических тварей"
Промо второй части "Фантастических тварей"

И вот настало время третьей части в пенталогии – вышли «Фантастические твари: Тайны Дамблдора». По ней должно было стать ясно, произвели ли авторы работу над ошибками, или они продолжают идти по заранее намеченному плану. Выводы не слишком утешительные.

Уже по названию можно судить, что главным действующим лицом в новой серии является все-таки не Ньют Скамандер, а Альбус Дамблдор. Именно ради него эти приквелы были затеяны, и в этом нет ничего удивительного. Этот персонаж является один из наиболее уважаемых в мировой поп-культуре, и его фигура вызывает неподдельный интерес у многих ценителей жанра фентези. Его красивый уход в «Принце-Полукровке» в свое время обсуждался среди широкой общественности, и для многих это был тот самый Спойлер-Который-Нельзя-Называть. Поэтому огромное количество людей заинтересовано посмотреть на Дамблдора в расцвете лет, особенно в исполнении такого прекрасного актера, как Джуд Лоу. Вот только, боюсь, продюсеры решили, что этого зрителю будет достаточно.

Джонни Депп внушает, согласитесь. Вернее, внушал. Раньше
Джонни Депп внушает, согласитесь. Вернее, внушал. Раньше

Джуд Лоу действительно прекрасен. В роли Дамблдора он смотрится очень органично, так что эту позицию будем считать закрытой. Теперь что касается остального каста. Не хотелось бы глубоко затрагивать тему идиотского отстранения Джонни Деппа от роли Грин-де-Вальда, так что затрону лишь результат замены. Роль отошла Мадсу Миккельсену, который очень хорошо умеет проявлять себя в злодейском амплуа – достаточно вспомнить его Ле Шиффра из «Казино Рояль», так что замена вроде бы достойная. Но это только на бумаге. На деле Грин-де-Вальд в исполнении Миккельсена оказался довольно тусклым. Мне кажется, что актеру было очень некомфортно играть эту роль, так как Джонни Депп уже успел вложить в нее лошадиную дозу своей неповторимой харизмы, а тут вдруг на его место пригласили актера совсем другого типажа. Поэтому игра Миккельсена выглядит несколько скованной и… дежурной. Словно его задачей было ничего не испортить. Но Миккельсен слишком хороший актер, чтобы что-то испортить. Гораздо хуже с образом Грин-де-Вальда обошелся блеклый сценарий.

А вот Грин-де-Вальд, воплощенный Мадсем Миккельсенем. Слишком интеллигентен для мировой угрозы, на мой взгляд
А вот Грин-де-Вальд, воплощенный Мадсем Миккельсенем. Слишком интеллигентен для мировой угрозы, на мой взгляд

Вроде бы этот персонаж должен выглядеть внушительно и грозно, он беспощадно идет к своей цели весь фильм, и только в самом конце его коварный план разрушается добрыми людьми. Но проблема в том, что Грин-де-Вальд не выглядит внушительно и грозно. Да, он целеустремленно идет напролом и до самого конца никто не может ему помешать, но это не вызывает никакого благоговения перед ним. Напротив, когда наблюдаешь за этим злодеем, кажется, что своих успехов он достигает не с помощью коварства и исключительных магических навыков, а благодаря тому, что вокруг одни клинические идиоты.

И вот что получается дальше. Вроде бы фильм честно пытается расширять лор, представляет зрителю некий магический аналог ООН, но при этом даже не пытается раскрыть суть этой организации. Вдобавок, как следует из предыдущего абзаца, выступление Грин-де-Вальда выставляет все глобальное магическое сообщество в далеко не лучшем свете. Такой вот здесь «замечательный» сценарий. Имея в своем распоряжении два с половиной часа хронометража, он оказался неспособен хоть сколько-нибудь объемно показать международное магическое сообщество. И это притом, что крайне скудный на события сюжет фильма крутится вокруг выборов нового лидера этого сообщества. О разнице магических культур сценарий тоже ничего не рассказывает, ограничиваясь ряженой массовкой с элементами разных национальных колоритов, а также новыми декорациями Берлина и Бутана.

Отряд Дамблдора, ver. 0.1
Отряд Дамблдора, ver. 0.1

Декорации, кстати, изумительные. Среди них аккуратно затесался и наш любимый Хогвартс. И его присутствие в географии фильма натолкнуло мена на не слишком приятную мысль. Дело в том, что именно в «Тайнах Дамблдора» была впервые пересечена та граница, за которой ощущение волшебства превращается в банальный фансервис. Лично я на просмотре этого фильма ощутил себя так, словно мне, как зрителю, пытаются продать живую картинку со спецэффектами. Даже хорошо, что санкции избавили меня от необходимости платить за билет в кино.

Впрочем, если уж и платить за пустоту, то пусть она хотя бы имеет такую же оболочку, как «Тайны Дамбдора». В техническом плане данное кино выглядит безупречно, то же можно сказать и о художественной стороне: костюмы, парики, реквизит – все безумно красиво. Так что в статике «Тайны Дамблдора» - это визуальное пиршество. А вот про постановку экшен-сцен такого сказать нельзя. Особенно это касается сюжетно важных магических дуэлей, каковых я насчитал две. Фантазии постановщикам хватило только на одну, и то ее сложно назвать впечатляющей. Вторая же получилась настолько унылой, под нее можно устраивать соревнования на самый продолжительный зевок. И что самое удивительное, эта дуэль должна была стать кульминацией всего фильма. Ну а с другой стороны, какой фильм, такая и кульминация, чему тут удивляться?

Национальный колорит в "Тайнах Дамбдора" играет чисто декоративную функцию
Национальный колорит в "Тайнах Дамбдора" играет чисто декоративную функцию

Ну и напоследок еще коснемся тех самых тайн Дамблдора, о которых так гордо вещает оглавление фильма. Фильм обещал углубиться в историю семьи этого персонажа, и он это сделал, тут все честно. Вот только тайны самого Альбуса Дамблдора, которые в этом фильме оказались раскрыты, не оказали на сюжет почти никакого серьезного влияния. Единственное, что это самое влияние оказало – это вскрывшаяся правда о происхождении Криденса, и даже этот момент был использован весьма топорно. В результате возникает вопрос, а почему для фильма был выбран подзаголовок, который не отражает его сути, а лишь передает содержание нескольких второстепенных диалогов? Маркетинг, не иначе. Впрочем, тут я уже откровенно придираюсь, поскольку название нам не объясняет, о тайнах какого именно Дамблдора идет речь. Так что данный вопрос можно подвесить в воздухе.

Думаю, на основании вышеперечисленного можно сделать вывод, что качество нового фильма во вселенной Wizarding World получилось гораздо ниже привычной планки, и это действительно так. Он оказался даже хуже предыдущего фильма, что говорит о стабильном падении, которое начинает откровенно беспокоить. И в связи с этим у меня возникло несколько мыслей, которые я хотел бы указать в качестве заключения.

Все-таки лучший магический замес был в "Ордене Феникса". Эпично, драматично и невероятно красиво
Все-таки лучший магический замес был в "Ордене Феникса". Эпично, драматично и невероятно красиво

Я уже вспоминал чуть выше про магическую дуэль, качество постановки которой намекает на творческую импотенцию тех людей, кто за нее отвечал. А еще я бы хотел вспомнить о магической дуэли в «Ордене Феникса» между Волан-де-Мортом и Дамблдором, которая в самом деле выглядела, как битва двух самых могущественных волшебников своего времени, и которую я считаю до сих пор непревзойденной. Так вот режиссером «Ордена Феникса» был как раз Дэвид Йейтс – на тот момент это был первый фильм в поттериане, который он поставил. С тех пор он ставил все фильмы во вселенной, включая и последний на данный момент – «Тайны Дамблдора». Вряд ли я смогу сейчас найти информацию о том, сам он ставил эту дурацкую дуэль в последнем фильме, или просто назначил на это дело некомпетентных людей, чью работу не проконтролировал; да это и не важно. Но, как мне кажется, налицо признаки усталости. Пора бы этому уже не слишком молодому (58 лет) человеку отдохнуть немного от магии и всего, что с ней связано, но он подписан на режиссуру оставшихся двух фильмов. Так что за их качество мне откровенно тревожно. Как и за качество сценариев Джоан Роулинг, которые могли бы неплохо смотреться в формате полуторачасового кино, но на два с половиной часа буйства фантазии ей явно не хватает.

Итог. Если любите мир «Гарри Поттера», то можете смело смотреть, но имейте в виду, что «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» – это красивое, но слабое кино. Пересматривать его вы вряд ли захотите.