Найти тему

Почему христианство — бунтарская религия

Как соотносятся христианская религия и социальная жизнь? На базе этого вопроса вырастает множество споров. Начиная с большевиков, которые обвиняли христианство в обслуживании интересов эксплуататорского класса и укреплении социальной несправедливости, до современных рассуждений о том, чем должна и не должна заниматься Церковь и священнослужители (например, что Церковь должна строить больницы вместо храмов).

Один из аспектов этой большой темы — отношение христианства к политическому протесту, да и к протесту вообще.

Егора Летова однажды спросили: «Вот вы себя считаете христианином, хотя и не принадлежащим ни к одной традиционной конфессии. Как сочетается у вас христианское мироощущение, основанное на терпимости и принятии мира таким, каков он есть, с бунтом, протестом и желанием изменить естественный ход вещей?». На что Летов ответил: «Почему вы решили, что христианство — это смирение? Христианство — одна из самых бунтарских религий».

И вопрошающий, и Летов были в чём-то оба правы, и оба неправы. Христианство — это, и правда, про терпимость и смирение. Но это не про принятие мира таким, каков он есть, и в христианстве действительно есть место протесту, причём более глубокого уровня, нежели протест политический, культурный и социальный.

Смирение и терпимость в христианстве — это тяжёлое волевое усилие. Это не то, что тебя обижают, а ты боишься или не можешь постоять за себя. Смирение — это когда ты можешь и готов стоять за себя любыми методами, но ты этого сознательно, усилием воли не делаешь. А терпимость — это когда ты за всеми недостатками других людей пытаешься разглядеть их изначально светлую, хотя, возможно, и сильно травмированную сущность. Это как золотоискатели, которые в грязи и песке ищут маленькие кусочки золота. Они могли бы, бросив взгляд на грязь, сказать: фу, грязь. И идти дальше в поисках чистых золотых слитков. Но они копаются в грязи и именно оттуда выковыривают по крупицам драгоценный металл.

Короче, христианство предлагает человеку сознательно двигаться к цели любви ко всему сущему, даже если это сущее на первый взгляд неприятно и неправо, да к тому же ещё и угрожает тебе.

А протест в христианстве — это протест не столько против зла, существующего в мире, сколько против зла, которое существует в нас самих, рождается в человеческом сердце и уже оттуда приходит в мир. Причём тут христиане к себе гораздо строже, чем люди, живущие по общим правилам морали. Например, для нерелигиозного человека нет ничего плохого, скажем, в мастурбации или употреблении мата, для некоторых нет ничего плохого и в «свободных отношениях», когда по согласованию с супругом человек ему изменяет. Христианин протестует против этого. Он протестует против собственной слабости, которая его толкает на гедонизм, то бишь на стремление к получению максимального наслаждения и удовольствия. Протестует он во имя любви. Ведь если человек стремится к получению максимального удовольствия для себя, других он «любит» только в том случае, если они этому не мешают, а лучше — способствуют. А это не есть любовь в христианском понимании.

Но протест политический для христианина не представляет интереса, потому что политический протест направлен на устроение лучшего общества, в котором будет приятнее жить. А христианину не нужно, чтобы было приятнее. Ему нужно, чтобы было больше любви, а этого никто в политической повестке не предлагает.

Кстати, в Евангелии есть фраза, которая очень ёмко выражает отношение христианства к политическому протесту. Иисуса Христа спросили: позволительно ли давать подать кесарю? (Кесарь — это римский правитель Иудеи, чья власть для евреев была унизительной. В то же время призыв не платить ему налог мог расцениваться как призыв к мятежу, за что человека можно отдать под суд). Так вот, Христос ответил, что нужно давать кесарю кесарево, а Богу — Божье. «Кесарево» — это деньги с изображением кесаря. То есть по сути Христос призвал к политическому конформизму, как бы это сейчас назвали. Но ключевой момент — в мотиве такого конформизма. Платить налоги неправильному правителю нужно не из трусости перед ним, а потому, что для христианина не имеют ценности ни кесарево, ни кесарь, то есть ни деньги, ни политический строй. Платить налог — значит максимально абстрагироваться от политики и сосредоточить внимание на внутреннем протесте против зла в самом себе.

-2

#протест #христианство #религия #политика #бунт #терпимость