Найти в Дзене
Кот Баюн

Сражение за остров Кипр

Восстание греческих полисов острова Кипр стало настоящим подарком для ионийских городов. Соединив силы ионийцев и киприотов можно было со временем добиться господства на море, нанеся поражение финикийскому флоту. Понимал это и царь Дарий I, поэтому на подавление кипрского мятежа немедленно был отправлен финикийский флот и персидская армия. Задачу персидских «миротворцев» облегчало наличие на Кипре финикийских городов, стремящихся к миру с Персией. Ионийцы, однако, тоже не собирались упускать свой шанс, и их флот также направился к Кипру.

Другие статьи из серии «Ионийское восстание»:

Греки Малой Азии накануне Ионийского восстания

Неудачное завоевание острова Наксос

Ионийские греки просят Спарту о помощи

Афины вступают в борьбу с Персией

Ионийские повстанцы атакуют

Остров Кипр изначально имел очень выгодное географическое положение, с одной стороны он располагается обособленно и защищен морем, с другой – недалеко от континента (чуть более семидесяти километров от Анатолии), что позволяло добраться до него на не слишком «продвинутых» плавательных средствах. Кроме того, на острове имелось некоторое количество плодородных земель, полезные ископаемые и благодатный климат, нет ничего удивительного в том, что древнейшее человеческое поселение на Кипре относится к эпохе неолита и датируется примерно 9-10 тысячелетием до н.э.. В этот период киприоты селились подальше от береговой линии, жили в маленьких цилиндрических домах с фундаментом из гальки, глинобитным полом и стенами. Жили максимально изолированно, торговля с внешними территориями не велась, да и на самом острове связи между поселениями не поддерживались. Около 6200 г. до н. э. признаки разумной жизни на острове неожиданно исчезают и отсутствуют в течение почти полутора тысяч лет. Ученые предполагают, что причиной этому стало изменение климата и резкое похолодание. Около 4500 г. до н. э. на Кипр прибывают новые поселенцы, и на острове начинается медно-каменный век, археологи обнаружили предметы из чистой меди: зубила, крючки и декоративных изделия. От этой эпохи также осталась характерная керамика и идолы-обереги из камня в форме человеческой фигурки с распростёртыми руками.

Народы моря тоже побывали на Кипре. Художник Джузеппе Рава (Giuseppe Rava)
Народы моря тоже побывали на Кипре. Художник Джузеппе Рава (Giuseppe Rava)

Новая массовая миграция из Анатолии около 2400 г. до н. э. становится началом Бронзового века на Кипре. Филийская культура характеризуется началом добычи руды, изготовлением различных изделий из бронзы и разведением крупнорогатого скота. В период позднего бронзового века Кипр преодолевает стремление к самоизоляции, на побережье появляются первые поселения, начинается развитие торговых связей с народами, проживающими на Ближнем Востоке, в восточном Средиземноморье и на островах Эгейского моря. С этого момента остров, лежащий на пересечении основных торговых путей между Европой, Азией и Африкой будет, из-за своего геополитического положения, всегда находиться в гуще событий. Около 1500 г. до н. э. Тутмос III наложил на Кипр дань, в XIII в. до н.э. остров некоторое время будет находиться под властью хеттов, около 1230 г. до н. э. переживет нашествие «народов моря», около 1190—1179 г. до н. э. на него выплеснется волна беженцев из Эгейского региона, ещё одно греческое вторжение произойдет в 1100-1050 гг. до н. э., одним словом, жили «весело». На рубеже XII- XI в. до н.э. цепь каких-то природных катаклизмов, вероятнее всего, землетрясений, разрушит города бронзового века. Основание новых городов и связанных с ними государств легендарная традиция приписывает героям Троянской войны. Некоторые учёные рассматривают эти мифы как память об очередной волне переселенцев из Греции.

Понятное дело, не обошлось и без ассирийцев
Понятное дело, не обошлось и без ассирийцев

Эллинизация Кипра привела к распространению на острове греческого языка и культуры Эллады, постепенно остров начинает укреплять связи с «греческим миром», чтобы со временем стать его частью, однако этот путь не был простым и прямым. Погребения в пифосах ханаанского стиля указывают на связи Кипра с Финикией еще в XI в. до н.э., а в начале X в. до н. э. финикийцы захватывают крупный прибрежный город Китион, который становится «вассалом» царя Сидона Элулая. В VIII в. до н. э. продолжается финикийская экспансия на Кипр, в это время на острове основан целый ряд колоний, крупнейшими из которых являются Саламин, Ларнака, Карт-Хадашт. В 750 г. до н.э. Кипр был захвачен ассирийцами, его города-государства были обложены данью, которая выплачивалась ассирийскому наместнику. Ассирийцев на Кипре сменяют египтяне, остров был захвачен войсками фараона Амасиса (Яхмоса II) и находилось под египетским владычеством с 570 по 525 г. до н.э., после чего перешел под власть Персидской империи. Нельзя сказать, что персы были суровы с киприотами, они не вмешивались во внутренние дела Кипра, даже если полисы воевали друг с другом и оставили за ними право чеканить свои собственные монеты. Но что-то, видимо, было «не-так» и греческие полисы Кипра с готовностью откликнулись на призыв ионийцев к восстанию.

«… Все жители Кипра добровольно присоединились к ионянам, кроме амафунтцев. Ведь и киприоты отпали от мидян, и вот каким образом. Был у них Онесил, младший брат царя саламинцев Горга, сын Херсия, внук Сирома и правнук Евельфонта. Этот-то человек часто и раньше уговаривал Горга отложиться от царя, а теперь, услышав о восстании ионян, все сильнее настаивал. Когда Онесилу все-таки не удалось убедить Горга, то он со своими сторонниками выждал однажды, пока Горг покинул город саламинцев, и закрыл за ним городские ворота. Так-то Горг, лишенный власти в городе, был вынужден бежать к мидянам. Онесил же стал теперь царем Саламина и старался побудить всех киприотов присоединиться к восстанию. Всех остальных жителей острова ему удалось убедить. Только амафунтцы не желали подчиниться, и поэтому он осадил их город ...» Геродот.

Города-государства Кипра на карте, V в. до н.э.
Города-государства Кипра на карте, V в. до н.э.

Столь разная реакция городов-государств Кипра в ответ на воззвание ионийских повстанцев, приведшая к открытому противостоянию, была обусловлена, прежде всего, его непростой политической историей, влиянием разнородных культур на население и сложным этническим составом. Уже в VIII в. до н. э. Кипр был разделен на десять соперничающих полисов, об этом сообщают записи в табличках ассирийского царя Асархаддона относящиеся к 673/2 г. до н. э.. К началу V в. до н.э. количество городов увеличилось до тринадцати, причем девять из них считались греческими (Пафос, Саламин, Солы, Курион, Китры, Ледра, Тамасос, Кирения, Марион), два - греко-финикийскими (Китион, Лапетос) и два - греко-этеокиприотскими, то есть сохраняющими значительный процент догреческого населения Кипра (Идалион, Амафунта). Между «греческими» и «финикийскими» полисами издавна шла непрекращающаяся борьба, временами переходящая в военные столкновения.

Вполне предсказуемо кипрские «греки» поддерживали своих ионийских родичей, с которыми были объединены многочисленными торговыми связями, а «финикийцы», как и их материковые родичи, предпочитали «дружить» с Персидской империей, опять же в силу взаимной выгоды. Наиболее ожесточенным было соперничество сильнейшего греческого города Кипра – Саламина (некогда основанного финикийцами) и соседнего с ним финикийского Китиона (основанного в XIIIв. до н.э. микенскими греками). Однако когда пришло время выбирать «с кем быть» Китион, как и остальные «финикийские» города предпочел, до времени, не спорить с большинством и присоединился к восстанию. Открыто на стороне Персии выступил этеокиприотский Амафунт, где наряду с сохранением языка и обычаев автохтонных (по сравнению с греками) жителей Кипра, было очень сильно финикийское влияние.

Амафунт (Аматус) - один из древнейших городов Кипра, находится на южном побережье Кипра, в пяти километрах к востоку от Лимассола. Город был возведен на прибрежной скале, что было очень удобно для обороны, фактически, он был сильно укреплен самой природой. Удобная естественная гавань в непосредственной близости от полиса позволила в VIII веке до н. э. обустроить защищенный от штормов порт (сейчас он ушел под воду). Амафунт экспортировал зерно со своих полей, активно занимался добычей меди и производством различных изделий из бронзы, славился огромными стадами овец. Город имел развитые торговые связи с Грецией и странами Леванта (Сирия, Финикия, Египет, Иудея, Ливия, Карфаген). Население Амафунта в основном состояло из автохтонных жителей Кипра и, несмотря на эллинизацию, сохраняло обычаи предков. В отличие от остальных полисов Кипра (кроме Идалиона) в качестве разговорного здесь использовался язык, сложившийся еще до появления греческих мигрантов. Однако греческая культура проникла и сюда, язык Эллады стал языком местной знати, а правители, согласно рассказу Геродота, уже носили греческие имена. Амафунт долго развивался под финикийским влиянием и даже имел финикийское название Картихадасти (Новый город), его жители в начале V в. до н.э. еще не считали себя греками и не видели никакого смысла рисковать, вступая в противоборство с Персидской империей.

Ионийское восстание, основные походы и сражения
Ионийское восстание, основные походы и сражения

Лежащий на перекрестке морских путей Кипр был ключом ко всем военно-морским операциям в Средиземноморье. Его вступление в союз с ионийцами усиливало их флот, так как островные полисы обладали множеством, как военных, так и торговых судов. Кроме того, превратив его в свою военно-морскую базу, ионийские повстанцы могли блокировать вход финикийским кораблям (читай - персидскому флоту) в Эгейское море. И это, не считая перехода в руки восставших богатых медных рудников, развитого сельского хозяйства, передового, для своего времени, производства и неплохой армии этого крупнейшего из островов Средиземного моря. Защита Амафунта и подавление мятежа Онесила стали первоочередной задачей для полководцев Персидской империи. Летом 497 г. до н.э. финикийский флот переправил на остров персидскую армию под командованием Артибия, которая двинулась по суше к Саламину.

«… Когда саламинец Онесил осаждал амафунтцев, ему сообщили о приближении к Кипру на кораблях большого персидского войска во главе с персом Артибием. Услышав же об этом, Онесил послал вестников в ионийские города с просьбой о помощи. А ионяне, недолго раздумывая, тотчас прибыли с большим войском. Так вот, ионяне явились на Кипр, а персы, переправившись из Киликии, пришли к Саламину по суше. А финикияне на кораблях обогнули мыс, называемый «Ключами Кипра» Геродот. В данном случае хорошо сработала разведка киприотов, скорее всего, о приготовлениях персов узнали связанные с Киликией торговцы, совмещавшие свое ремесло со шпионажем. Онесил смог заранее обратиться за помощью к городам Ионии, причем, зная общегреческие «заморочки», к каждому индивидуально. Койнон ионийцев смог достаточно быстро договориться со своими членами о сборе объединенного флота повстанцев и послать его на помощь Кипру. Но перехватить финикийцев во время перевозки персидских войск от Киликии к северному Кипру ионийцы не смогли или просто не успели.

-9

Перед боем ионийцы и киприоты успели провести краткое совещание, на котором решили, что ионийцы возьмут на себя защиту города на море, а местные жители займутся персидской армией. Задолго до этого командиром объединенной сухопутной армии Кипра был избран Онесил. «… Когда персы вступили на саламинскую равнину, цари киприотов поставили в боевом порядке воинов прочих кипрских городов против воинов других племен [персидского войска], а цвет воинов Саламина и Сол — против персов. … после этого начались сухопутная и морская битвы …» Геродот. Начиналось все совсем неплохо для восставших. Объединенный флот ионийских городов атаковал финикийские корабли, осаждавшие Саламин с моря. «… На кораблях в этот день храбро сражались и одержали победу над финикиянами ионяне, а среди них особенно отличились самосцы ...» Геродот.

-10

«… На суше же, как только оба войска сошлись, то бросились врукопашную…».Геродот живописует мужество Онесила, лично вступившего в противоборство с вражеским полководцем. «… против Артибия, военачальника персов, добровольно встал Онесил.… Лишь только Артибий на коне устремился на Онесила, Онесил по условию со своим оруженосцем нанес удар самому Артибию. А когда конь ударил копытами в щит Онесила, кариец, поразив коня серпом, отсек ему ноги.Так-то пал здесь Артибий, персидский военачальник, вместе со своим конем ...» Геродот. Правда это или дань литературной традиции того времени традиции неизвестно. В сражениях того времени поединки военачальников случались, но, судя по результатам битвы, даже в те далекие времена командиру лучше было заниматься своими непосредственными обязанностями и руководить сражением, а не махать мечом.

-11

Пока Онесил тешил собственное Эго и изображал гомеровского героя, сыграло свою роль отсутствие общих целей у союзного войска, состоящего из дружин разных полисов, зачастую враждебных друг другу. Многие из этих городов примкнули к восставшим, только потому, что боялись оказаться на месте Амафунта и теперь их лидеры лихорадочно соображали, как бы половчее сдаться персам. Стоило одному из них решиться на бегство, как войско тут же рассыпалось. Вслед за курийцами бежали подданные самого Онесила, которого кто-то в суете отступления по-тихому прирезал (не исключено, что свои). «… Между тем, когда остальные киприоты [храбро] сражались, Стесенор, тиран Курия, с довольно большим отрядом изменнически покинул поле битвы (как говорят, эти курийцы были аргосскими поселенцами). После измены курийцев за ними тотчас же последовали и боевые колесницы саламинцев. Тогда персы одолели киприотов. Много киприотов погибло во время бегства и, между прочими, Онесил, сын Херсия, виновник восстания киприотов, а также царь солийцев Аристокипр …» Геродот.

После разгрома мятежа жизнь потихоньку налаживалась: Персы восстановили в Саламине власть Горга, судя по всему, им не пришлось прилагать для этого много усилий. «… Амафунтцы обезглавили тело Онесила за то, что он осаждал их город, голову же привезли в Амафунт и повесили там над городскими воротами. В пустом черепе поселился пчелиный рой и наполнил его медовыми сотами ...» Геродот. Несмотря на победу в морском бою, ионийцам пришлось покинуть Кипр. «… Когда же ионяне, которые сражались в морской битве на Кипре, узнали, что дело Онесила проиграно и что все остальные города киприотов, кроме Саламина, в осаде (а Саламин отдан прежнему царю Горгу), ионяне тотчас, узнав об этом, отплыли в Ионию ...» Геродот. Большинство полисов Кипра сдались «на милость победителя» сразу же после поражения под Саламином, но особо упорные города, примкнувшие к восставшим «по идейным соображениям» персидская армия осаждала довольно долго. «… Из всех же городов на Кипре дольше всего сопротивлялись осажденные Солы. Только на пятом месяце осады персам путем подкопа стены кругом удалось взять город ...» Геродот.Солы пали в начале 496 г. до н.э., когда персидские воины подкопали, а затем обрушили стены в нескольких местах и таким образом проникли в город, всего же персы потратили на нормализацию ситуации на Кипре около года.

-13

Во время осады мятежных полисов персидская армия широко использовала воинов «финикийских» городов Кипра, стремящихся реабилитироваться перед Империей, так Идалион помогали захватить жители соседнего Китиона. На развалинах этого города археологами была найдена бронзовая дощечка с текстом, написанным силлабическим кипрским письмом. Врачу Онасилу, сыну Онасикипроса, и его братьям за бесплатное лечение раненых во время осады, была обещана награда. Раскопки в Солах открыли ученым слой разрушений и пожаров, которые наступили в результате осады и штурма города. Археологические раскопки в Пафосе, проведенные в 1950—1953 г. н.э., открыли ученым картину штурма этого греческого полиса. Город был защищен мощной крепостной стеной, сложенной из глиняных кирпичей и облицованной камнем, по периметру стены шел ров. Для того чтобы преодолеть ров и подвести к верхней, более слабой, части стены таран, персы при помощи рабочих, согнанных из окрестностей города, начали возводить осадную насыпь, которая постепенно приближалась к стенам города. Ее остатки обнаружены о время раскопок, часть насыпи была сооружена из памятников, каменных статуй и элементов архитектурного орнамента, которые персы, вероятно, брали с пригородного кладбища и из близлежащего храма.

-14

Также в насыпи обнаружены многочисленные грубо изготовленные четырехгранные наконечниками метательных копий. Защитники города, пользуясь преимуществом высоты, осыпали ими рабочих, возводивших насыпь и персидских воинов, подводивших к крепостному периметру стенобитные машины. Осаждающие не оставались в долгу, около остатков стен, особенно в районе крепостной башни, с которой горожанам удобнее всего было обстреливать насыпь, обнаружены сотни трехгранных наконечников стрел восточного типа, это следы усилий персидских лучников, прикрывавших строительство насыпи. Боевые действия не ограничивались одним участком, почти вдоль всей стены были найдены грубо обработанные каменные «ядра» весом от трех до двадцати килограммов. Защитники крепости скидывали эти немудреные, но весьма эффективные снаряды на головы штурмующих город персов. Обнаружены, также четыре подземных хода, которые обороняющиеся прорыли под стенами города и персидской насыпью, для того чтобы соединив их подземной галереей опрокинуть персидские осадные башни, прикрывавшие работы на насыпи. Штурм укрепленных городов (как и их оборона) во времена античности был тяжелой, монотонной и весьма опасной работой!

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

«ИСТОРИЯ ГРЕЦИИ» С.Я. Лурье

"История Древней Греции" Николас Хэммонд

Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"

«История» Геродот

«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев

-15

Другие статьи из серии «Ионийское восстание»:

Греки Малой Азии накануне Ионийского восстания

Неудачное завоевание острова Наксос

Ионийские греки просят Спарту о помощи

Афины вступают в борьбу с Персией

Ионийские повстанцы атакуют

-16