Найти в Дзене
Дошкольный логопед

Читайте детям: стихи и сказки, рассказы и басни... Читайте каждый день! Пожалуйста!

Читайте детям книги, пожалуйста!

Как горько понимать, что многие современные дошкольники лишены этой величайшей радости - знакомства с книгой. Взрослые бегут, торопятся, живут своей насыщенной "взрослой" жизнью, устают. Как говорила героиня одного известного мультфильма "У меня еле-еле сил хватает телевизор смотреть".

А ребенок живет. Живет, так и не открыв дверь в мир сказки. Он смотрит Тик-Ток, с упоением рассказывает о Хагги Вагги, коллекционирует скрепышей. И с каждым днем взрослеет, стареет сердцем.

Бедный маленький взрослый. Заложник быта.

Английский писатель Сэмюэль Смайлс говорил: "Очень часто книга, производящая глубокое впечатление на юный ум, составляет эпоху в жизни человека".
Английский писатель Сэмюэль Смайлс говорил: "Очень часто книга, производящая глубокое впечатление на юный ум, составляет эпоху в жизни человека".

Его душа не замирала от страха и сочувствия:

«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!».

Он не хохотал заливисто и звонко:

Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»

Не хмурил брови, слушая о жадности и подлости:

«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».

В нем нет уверенности, выпестованной многими и многими сказками: добро обязательно победит зло.

И веры в чудо тоже нет.

Он мог бы взлететь, воспарить над бытом, ведь книга разжигает воображение и окрыляет. Мог завести сотни и сотни друзей: книги обязательно станут живыми друзьями для тех, кто любит читать. Мог, как ныряльщик в море, собирать жемчужины человеческой мысли среди книжный страниц.

Подумайте об этом, когда в очередной раз щелкните пультом от телевизора. Он мог, но не будет. И этот выбор за дошкольника, который не умеет читать, в конечном итоге сделали именно вы.

Символичная иллюстрация. В школу первоклашек провожают герои книг)
Символичная иллюстрация. В школу первоклашек провожают герои книг)

А теперь несколько зарисовок из жизни.

В букваре Наталии Нищевой есть чудесное задание. Мальчик Боря приходит в библиотеку. Он очень хочет познакомиться с героями, в чьих именах тоже есть буква "Б".

- Ну, ребята, поможем Боре? Посоветуйте, книги о каких героях ему нужно прочесть.

Я улыбаюсь. Вот сейчас мои шестилетки нахмурят брови, подумают и обязательно вспомнят: Буратино, кот Базилио, Карабас-Барабас, Бармалей, Баба-Яга, Колобок, на худой конец.

Ева тянет руку и предлагает несмело:

- А "Битва экстрасенсов" не подойдет?

И пока я думаю над ответом, Егор добавляет:

- О! И бокс тоже можно.

А вот еще одна ситуация, в которой было бы смешно, если бы не было так грустно.

Показываю ребятам картинку. Большой рисунок плюшевого медведя. Кто первым вспомнит стихотворение об этой игрушке?

Готовлюсь слушать классику:

"Уронили мишку на пол...",

"Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки..."

Увы. Подсказываю первые строки. Молчание.

- Неужели не слышали?

- Ммм...

Мнутся.

- Хорошо. Читайте тогда тот стишок, который знаете. Вы же вспомнили, я вижу.

- А точно можно?

- Читай.

Андрей набирает воздуха:

- Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.

Я все еще надеюсь. А вдруг там малоизвестное классическое "Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб, Мишка оступился и об землю хлоп!"?

Но нет, дети хихикали не зря. Занавес.

Не могла не привести высказывание, близкое мне как логопеду. "Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить" (Вольтер).
Не могла не привести высказывание, близкое мне как логопеду. "Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить" (Вольтер).