Читайте детям книги, пожалуйста!
Как горько понимать, что многие современные дошкольники лишены этой величайшей радости - знакомства с книгой. Взрослые бегут, торопятся, живут своей насыщенной "взрослой" жизнью, устают. Как говорила героиня одного известного мультфильма "У меня еле-еле сил хватает телевизор смотреть".
А ребенок живет. Живет, так и не открыв дверь в мир сказки. Он смотрит Тик-Ток, с упоением рассказывает о Хагги Вагги, коллекционирует скрепышей. И с каждым днем взрослеет, стареет сердцем.
Бедный маленький взрослый. Заложник быта.
Его душа не замирала от страха и сочувствия:
«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!».
Он не хохотал заливисто и звонко:
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
Не хмурил брови, слушая о жадности и подлости:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
В нем нет уверенности, выпестованной многими и многими сказками: добро обязательно победит зло.
И веры в чудо тоже нет.
Он мог бы взлететь, воспарить над бытом, ведь книга разжигает воображение и окрыляет. Мог завести сотни и сотни друзей: книги обязательно станут живыми друзьями для тех, кто любит читать. Мог, как ныряльщик в море, собирать жемчужины человеческой мысли среди книжный страниц.
Подумайте об этом, когда в очередной раз щелкните пультом от телевизора. Он мог, но не будет. И этот выбор за дошкольника, который не умеет читать, в конечном итоге сделали именно вы.
А теперь несколько зарисовок из жизни.
В букваре Наталии Нищевой есть чудесное задание. Мальчик Боря приходит в библиотеку. Он очень хочет познакомиться с героями, в чьих именах тоже есть буква "Б".
- Ну, ребята, поможем Боре? Посоветуйте, книги о каких героях ему нужно прочесть.
Я улыбаюсь. Вот сейчас мои шестилетки нахмурят брови, подумают и обязательно вспомнят: Буратино, кот Базилио, Карабас-Барабас, Бармалей, Баба-Яга, Колобок, на худой конец.
Ева тянет руку и предлагает несмело:
- А "Битва экстрасенсов" не подойдет?
И пока я думаю над ответом, Егор добавляет:
- О! И бокс тоже можно.
А вот еще одна ситуация, в которой было бы смешно, если бы не было так грустно.
Показываю ребятам картинку. Большой рисунок плюшевого медведя. Кто первым вспомнит стихотворение об этой игрушке?
Готовлюсь слушать классику:
"Уронили мишку на пол...",
"Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки..."
Увы. Подсказываю первые строки. Молчание.
- Неужели не слышали?
- Ммм...
Мнутся.
- Хорошо. Читайте тогда тот стишок, который знаете. Вы же вспомнили, я вижу.
- А точно можно?
- Читай.
Андрей набирает воздуха:
- Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Я все еще надеюсь. А вдруг там малоизвестное классическое "Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб, Мишка оступился и об землю хлоп!"?
Но нет, дети хихикали не зря. Занавес.