Найти тему
Мысли о книгах

Дмитрий Кедрин «Зодчие»

Дмитрий Кедрин «Зодчие»

Почти 180 лет назад Кюхельбекер написал: «Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию…». Эти слова можно брать эпиграфом к тексту почти о любом русском поэте. Но даже в этом трагичном сообществе особое место занимает Дмитрий Кедрин. Мало публиковавшийся, живший всегда не в ногу, загадочно погибший от рук неизвестных. Его биография могла бы стать основой для остросюжетного фильма — и это при том, что приключений он не искал.

В 1938 году появляется стихотворение «Зодчие», в котором Кедрин излагает старинную легенду о судьбе строителей храма Покрова (называемого нами чаще храмом Василия Блаженного). История не сохранила достоверные сведения о его строителях. Называются имена Барма и Постник. Но не известно даже, два это человека или один, что с ними (с ним) было до строительства храма и после того.

Дмитрий Кедрин даёт свою версию событий, своего рода трактовку взаимоотношений власти и художника в России. После постройки храма Покрова царь приказывает ослепить строителей, чтобы они не смогли построить лучшей церкви. Возможно, это гипербола. Но очень убедительная. И очень русская. 

Во времена, когда русскость была далеко не в моде,  поэт писал очень русские стихи. Чеканные строки, написанные прекрасным русским языком, прочно врезаются в память. «Зодчие» — одно из тех произведений, которые я знаю наизусть. Прекрасно его читает Дмитрий Назаров. Стихотворение не очень большое, но очень емкое. Прочтите (или послушайте), не пожалеете.

…И стояла их церковь 

Такая,

Что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси

Гусляры.