Дмитрий Кедрин «Зодчие»
Почти 180 лет назад Кюхельбекер написал: «Горька судьба поэтов всех племен; Тяжеле всех судьба казнит Россию…». Эти слова можно брать эпиграфом к тексту почти о любом русском поэте. Но даже в этом трагичном сообществе особое место занимает Дмитрий Кедрин. Мало публиковавшийся, живший всегда не в ногу, загадочно погибший от рук неизвестных. Его биография могла бы стать основой для остросюжетного фильма — и это при том, что приключений он не искал.
В 1938 году появляется стихотворение «Зодчие», в котором Кедрин излагает старинную легенду о судьбе строителей храма Покрова (называемого нами чаще храмом Василия Блаженного). История не сохранила достоверные сведения о его строителях. Называются имена Барма и Постник. Но не известно даже, два это человека или один, что с ними (с ним) было до строительства храма и после того.
Дмитрий Кедрин даёт свою версию событий, своего рода трактовку взаимоотношений власти и художника в России. После постройки храма Покрова царь приказывает ослепить строителей, чтобы они не смогли построить лучшей церкви. Возможно, это гипербола. Но очень убедительная. И очень русская.
Во времена, когда русскость была далеко не в моде, поэт писал очень русские стихи. Чеканные строки, написанные прекрасным русским языком, прочно врезаются в память. «Зодчие» — одно из тех произведений, которые я знаю наизусть. Прекрасно его читает Дмитрий Назаров. Стихотворение не очень большое, но очень емкое. Прочтите (или послушайте), не пожалеете.
…И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры.