Вот осталось показать, как реставрировались одновременно несколько очень схожих икон Спасителя - оплечных, небольших по размеру, писанных как часть декора храмовой иконной сени. Делались они одновременно, в одной мастерской - знаменитой на всю Российскую империю , вот этой ; практически всё иконное убранство храма было изготовлено в этой мастерской, в документах сохранено свидетельство - писаны, мол, в лето начала войны с Японией, 1905 г.
Я чинила сразу три иконы Христа - это ключевые стадии работ с ними. На поверхности - много грязей самого разного происхождения плюс поздние непрофессиональные записи, от которых икона страдает сильнее всего. Всё это долго и осторожно удаляется и утоньшается.
Чем сильнее вмешательство непрофессионалов, тем тяжелее потом работа реставратора. Художники, самоучки, дизайнеры, кто угодно берётся за _обновление_, как они говорят; иконы от этого болеют и умирают. Не-реставраторы способны нанести иконам такой ушерб, который не скомпенсируется никак, и срок жизни иконы резко сократится.
Вот смотрите, например, на третью икону Христа их этой маленькой серии: лик поверху частично, но плотно и грубо прописали: светлые тона первоначально живописи потемнели, и кто-то недрогнувшей рукой лик _освежил_. Вот эта "свежесть" сразу же, очень быстро стала выглядеть тёмно-коричневыми пятнами. Верхнюю часть лика я уже начала раскрывать, освобождать от этих страшных слоёв:
И вот такие операции занимают всё рабочее время, семь дней в неделю, от рассвета до заката )
Эти стадии - стадии технической реставрации. А затем, по нанесении крошечных участков грунта и специальных мастик на утраченные и пострадавшие фрагменты иконы, можно приступать к живописной части реставрационных работ.