Найти в Дзене
Чаепитие в немытищах

О работе реставратора, текущее_2.

Вот осталось показать, как реставрировались одновременно несколько очень схожих икон Спасителя - оплечных, небольших по размеру, писанных как часть декора храмовой иконной сени. Делались они одновременно, в одной мастерской - знаменитой на всю Российскую империю , вот этой ; практически всё иконное убранство храма было изготовлено в этой мастерской, в документах сохранено свидетельство - писаны, мол, в лето начала войны с Японией, 1905 г.

Все иконы принадлежат  Борисоглебскому кафедральному собору во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
Все иконы принадлежат Борисоглебскому кафедральному собору во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы.

Я чинила сразу три иконы Христа - это ключевые стадии работ с ними. На поверхности - много грязей самого разного происхождения плюс поздние непрофессиональные записи, от которых икона страдает сильнее всего. Всё это долго и осторожно удаляется и утоньшается.

Иной лик, но антропология та же, характерная для самого начала двадцатого века.
Иной лик, но антропология та же, характерная для самого начала двадцатого века.

Чем сильнее вмешательство непрофессионалов, тем тяжелее потом работа реставратора. Художники, самоучки, дизайнеры, кто угодно берётся за _обновление_, как они говорят; иконы от этого болеют и умирают. Не-реставраторы способны нанести иконам такой ушерб, который не скомпенсируется никак, и срок жизни иконы резко сократится.

Вот смотрите, например, на третью икону Христа их этой маленькой серии: лик поверху частично, но плотно и грубо прописали: светлые тона первоначально живописи потемнели, и кто-то недрогнувшей рукой лик _освежил_. Вот эта "свежесть" сразу же, очень быстро стала выглядеть тёмно-коричневыми пятнами. Верхнюю часть лика я уже начала раскрывать, освобождать от этих страшных слоёв:

С авторской светлой нежной живописи грязи уходят легче и естественнее.
С авторской светлой нежной живописи грязи уходят легче и естественнее.
А это уже продолжение работы:  потихоньку освобождаются сияющие участки совершенно прекрасных красок стопятнадцатилетнего возраста.
А это уже продолжение работы: потихоньку освобождаются сияющие участки совершенно прекрасных красок стопятнадцатилетнего возраста.

И вот такие операции занимают всё рабочее время, семь дней в неделю, от рассвета до заката )

Почти всё наносное удалено.
Почти всё наносное удалено.

Эти стадии - стадии технической реставрации. А затем, по нанесении крошечных участков грунта и специальных мастик на утраченные и пострадавшие фрагменты иконы, можно приступать к живописной части реставрационных работ.