Вот мы оказались на Дворцовом бульваре прямо напротив огромного комплекса Дворца Правосудия. Кстати, не смотря на то, что в средние века это был все-таки замок, он всегда назывался именно дворцом, Пале (Palais).
Это тема такая же огромная как сам этот комплекс, ходишь вокруг и никак не понимаешь, где начало и конец, что за куча зданий и как королевский дворец превратился во дворец Правосудия и почему Консьержери отдельно, она же вроде часть дворца. Только какого, королевского первого или другого? Давно хотелось разобраться.
Об этом дворце непросто рассказывать, т.к это многочастный комплекс, включающий в себя и сохранившиеся средневековые части и множество более поздних построек и перестроек, особенно если учесть несколько крупных пожаров и события Революции и Парижской коммуны. И еще одна сложность заключается в том, что правители Галлии жили на этом месте с римских времен, т.е. около 2000 лет назад. Известно, что один из римских наместников, Юлиан, провозглашенный своими солдатами императором и известный по-русски как Юлиан Отступник в IV в н. э. любил проводить на Сите зиму, ему нравился местный климат и то, что здесь можно выращивать виноград и инжир. И остатки римского дворца нашли при раскопках XIX в., но закопали обратно.
Дворец служил французским королям, как принято считать, начиная с X века и до правления первых Валуа. На сегодняшний день известно, что при Меровингах здесь был монетный двор, а во времена Каролингов здесь жили графы Парижские, в частности, Гуго Капет, основатель новой династии Капетингов, которые и прожили во дворце около 4 столетий. Здесь в разное время располагалась счетная палата, королевские архивы, Людовик Святой расширил и перестроил дворец, возвел Сен-Шапель (это середина XIII в), от Филиппа Красивого осталось несколько внутренних помещений. Карл V в сер. XIV века сделал своей резиденцией Лувр и отдал дворец для нужд правосудия и административных.
Это, наверное, самая известная иллюминированная рукопись "Великолепный часослов герцога Беррийского" н. XV в. Есть предположение, что дворец писался практически с натуры, потому что резиденция брата короля герцога Беррийского, заказчика этой работы, находилась практически напротив, на левом берегу в Нельском отеле.
На этой миниатюре хорошо видны главные элементы дворцового комплекса с западной стороны. Справа налево: Сен-Шапель, башня (донжон) Монтгомери, два нефа (присмотритесь, 2 одинаковых треугольных возвышения над крышей левее донжона) Большого (парадного) зала, башни того, что сегодня известно как Консьержери и с левого края - Зал на воде, предполагают, что использовался для торжественных церемоний. С этого изображения осталось только 2 объекта, зато всемирно известных- Сен-Шапель и Консьержери.
Вот это реконструкция дворца руки его главного реставратора XIX в. Эжена Виоле ле Дюка, здесь видны королевские сады, на месте которых позднее возникла площадь Дофина. (и обратите внимание на дерево во дворе)
Вот как ле Дюк описывает дворец (он начинает с восточной части, с того двора, где дерево): «Большое крыльцо вело на второй этаж галереи Ангеррана, еще одно справа позволяло попасть на террасу, соединенную с парадным залом, окна которого выходили во двор <...>. Над крышами построек возвышался донжон Монтгомери, а рядом стояла часовня Сен-Шапель, хранившая королевские сокровища- все вместе это создавало гармоничный ансамбль, хотя и лишенный симметрии» (что, как мне кажется, как раз является достоинством, и Ангерран-это Ангерран де Мариньи, главный строитель дворца при короле Филиппе Красивом).
Еще на территории находилась вторая часовня, Архангела Михаила и Счетная палата такой же готической архитектуры, что и Сен-Шапель, а донжон Монтгомери потому, что здесь был заключен тот самый шотландец, что попал копьем в глаз королю Генриху II на турнире. Но в башню его посадили не за это, было понятно, что это несчастный случай, а спустя несколько лет за измену. Не верьте тому, кто будет говорить, что он содержался в одной из башен городских стен, часто это слышу.
Иностранцы, приезжавшие в Париж, неизменно восхищались красотой королевского дворца и особое впечатление на них производил Майский двор, в котором каждый год многочисленная корпорация базошей высаживала Майское дерево. Базоши - это корпорация судебных чиновников и студентов-юристов, которая именовалась королевством и имела вполне королевскую структуру, т.е. в ней были свои нотариусы, казначеи, священники, глава корпорации звался королем почти до конца XVI века, когда Генрих III запретил это безобразие и велел заменить должность на канцлера.
Так вот весной базоши, одетые в лучшие костюмы со своим королем во главе, отправлялись верхом в лес Бонди или в Венсенский. Там они выкапывали три больших дерева, два продавали на расходы кампании, а третье везли на Сите. На картине, если присмотреться, видно, что дерево украшено гербом корпорации с тремя золотыми чернильницами и ангелами на лазурном фоне.
Сохранились внутренние помещения времен Филиппа Красивого т.е. конца XIII- н XIV вв.: зал Стражей, зал Вооруженных, кухня. Вот зал Вооруженных, здесь написано зал Людовика Святого, но это ранняя неверная атрибуция. Этот зал предназначался для приема пищи служителей дворца.
А прямо над ним располагался, как считалось, самый большой в Европе парадный зал, вот этот самый, двухнефный, он так и назывался, Большой зал, его украшали деревянные скульптуры французских королей. Но о нем в другой раз и так очень много букв.
Если вам интересно, подписывайтесь на мой канал о Париже на яндекс-дзен и на Телеграм, там дополнительные истории, например о том какой шоколад продавали в Париже или о том, где жил Бодлер
А еще можно читать, например, про IV округ Парижа
или вот