Найти тему

ОХ, УЖ ЭТО АЙКИДО... Часть 3

Оглавление

В первых двух частях были рассмотрены две темы: Айкидо, которое мы потеряли, и Айкидо, которое мы обрели. В частности, моё "оригинальное" мнение о том, почему айкидо, которое на момент своего зарождения мало кто посмел бы обвинить в "беззубости" и бесполезности, сейчас всё больше приобретает репутацию, по большей мере, боевого фитнеса. В данной же части я постараюсь (в меру своего разумения) ответить на вопрос:

И что нам с этим делать?

-2

Итак, как точно подметил в комментариях к прошлой части Владимир Никофоров, та философия айкидо, которая всем сейчас так хорошо известна — философия гармонии, добра, миролюбия и (простигосподи) духовности — это не что иное как "ответ" социальному заказу той эпохи 60-х–70-х годов; эпохи, когда айкидо начало активно распространяться по миру и завоёвывать его; эпохи популярной (и, не побоюсь этого слова, наиболее значимой тогда "социальной повесткой") идеологии хиппи, с которой очень хорошо коррелировали проповеди старого Уэсибы, под старость лет окончательно "просветлевшего" под эгидой учения секты Оомотокё. Вот лишь некоторые из его цитат, прочтите и сопоставьте с той самой идеологией, философией и ценностями хиппи движения.

Не думаю, что мы имели дело с каким-то заговором "по захвату мира". Всё, естественно, в рамках бизнес стратегий. Причём, думаю, что так совпало, что многие из наставников 3-го и 4-го поколения учеников Уэсибы сами искренне в это всё верили, находясь под впечатлением его проповедей. Ну, а как иначе, молодые же были...

Мне вспоминается 2003 или 2004 год, когда я и Олег Курицын ехали на его машине из Ярославля в Москву сажать Томиту сэнсэя на самолёт. Времени было много и, естественно, без разговоров не обошлось. Я как раз только-только познакомился с сэнсэем, и мне было интересно побольше узнать у человека, который непосредственно учился и жил рядом с Самим... и тогда речь зашла о книге Саотомэ Мицуги "Принципы айкидо", под впечатлением от прочтения которой я тогда находился. Сэнсэй постоянно твердил об айки приницпах, и я спросил, не те ли это принципы, которые описывает Саотме. Ну, и пересказал ему про гармонию, Вселенную и т.д. Сэнсэй послушал и сказал, что с Саотоме он, конечно же хорошо лично знаком, и он рад за него, если тот сам верит в те сказки, которые рассказывает.

Вообще, Томита рассказывал много забавных вещей о том, как он жил в Иваме. Если интересно — спрашивайте в комментах ;-) — будет о чём поразмыслить...

Как бы то ни было, но я считаю, что основные "проблемы" у айкидо (которые ему пытаются приписать всяческие "знатоки" и, справедливости ради, далеко не всегда безосновательно) связаны именно с его идеологией. И далеко не факт, что Уэсибы (лично я предпочитаю судить по действиям, а не словам).

Именно позиционирование айкидо как чуть ли не самого духовного боевого искусства — искусства мира, ненасилия, гармонии и доброты, делает значительную часть его адептов "боевыми импотентами" или, если угодно, особым видом боевых пингвинов. (Надеюсь, что прежде чем представители айкидо выльют на меня ушат праведного гнева, они вспомнят, что автор сам без малого 30 лет занимается и преподаёт айкидо, и вспомнят, что есть такое слово — ирония).

Конечно же, я говорю не обо всём айкидо, и я в курсе, что айкидо очень неоднородно и порой совершенно друг на друга не похоже. Как говорит один мой знакомый: "есть и годное айкидо" ))))))))) Но, тем не менее... Я думаю, что, к сожалению, большая часть адептов, которые являются обладателями этого самого "годного айкидо" (к числу которых автор с надеждой причисляет и себя), стали таковыми не благодаря, а скорее вопреки.

Итак, что же нам с этим делать?

Опять-таки, вопреки личному опыту, я не считаю, что для того, чтобы стать хорошим мастером айкидо, нужно сначала стать мастером каратэ или вообще практиковать что-либо ещё (хотя это и не повредит, хотя бы ради расширения кругозора и опыта, не говоря уж о банальной эрудиции и всесторонней развитости). Но вот одно нужно сделать точно: прекратить пудрить себе мозги всеми этими токсичными сказками о любви и мировой гармонии, о том, что айкидо — искусство мира и прочее бла-бла-бла, которыми так изобилуют большинство источников об айкидо.

Искусство любви — это кама сутра, а айкидо — всё же боевое искусство, и относиться к нему следует именно как к оному. Что это значит? Прежде всего, выбросить из головы маркетинговое представление о том, что Уэсиба создал отдельное и уникальное боевое искусство. Айкидо Уэсибы — это ни что иное, как ответвление от Дайто-рю айкидзюдзюцу. Конечно, может быть, кому-то и хочется верить, что это не так, и следовать в канве официальных сказок, но с точки зрения научного подхода и классификации, одной лишь травоядной философии недостаточно, чтобы считать себя отдельным видом. Считаете иначе — аргументируйте. И очень надеюсь, что ваши аргументы будут чем-то более весомым, чем просто личным мнением.

Дайто-рю айкидзюдзюцу (изначально Дайто -рю дзюдзюцу) — это одна из школ, одно из направлений японского ДЗЮДЗЮЦУ (джиу-джитсу), созданное мастером Такеда Сокаку на рубеже 19-20 веков. Слово айки, которое стало использоваться лишь с 20-х годов 20-го века, обозначает здесь не пресловутую любовь и гармонию энергии ки, а вполне определённый технический принцип, часть техники школы, использованием которого являлось отличительной особенностью (если угодно — краеугольным камнем, визитной карточкой) данного направления дзюдзюцу.

Приведу небольшую цитату:

Айки — главный элемент Дайто Рю, Сокаку не объяснял и не обучал ему. Каждый его ученик, который впоследствии продолжил «своё» Дайто Рю, понял Айки по своему, а большинство его вообще не поняло.
В среде экспертов будо в Японии распространено мнение, что Сагава Юкиёши — единственный из его учеников, кто действительно понял Айки Такеда Сокаку и развил его ещё больше. Существует мнение, что если Сокаку пришёл к Айки через медитативное обучение эзотерическому буддизму, то Сагава — через методику специальных упражнений, которые отличаются от обычного понимания физических упражнений. Занятие Дайто Рю обычно даёт стимуляцию в определённых местах тела, которые обычно не стимулируются, и растягивает мышцы, которые должны быть растянуты, но обычно не растягиваются.
Сагава говорил: «Айки — это одна из физических техник. Айки — это преодоление силы противника внутренним движением. Это не поток мыслей и не духовность, а техника, которую можно освоить, понимая принципы и обучение на протяжении десятилетий. Дайто Рю не является силовой техникой, подобной дзюдо, поэтому даже если физическая сила с возрастом понижается, сила Айки вообще не затухает».
Айки — это метод, который убирает силу противника, и вы также можете понять по конституции тела противника отсутствие у него айки, а также его слабое физическое состояние. Также Сокаку сдержал обещание Манджиро и не учил людей навыкам эзотерического буддизма. Даже своему любимому ученику, Сагава Юкиёши, Сокаку секреты эти также не передал.
Сагава Юкиёши
Сагава Юкиёши

"Философия" (если это вообще можно назвать философией) же айкидо склонна трактовать АЙКИ на основе омонимичности, "притянутое за уши" к этому одним из мастеров (пусть и не последним) Дайто-рю с явным диагнозом "Оомотокё головного мозга" и избытком пассионарности.

Я не настаиваю, но предлагаю задуматься, почему, к примеру, к представителям Дайто-рю, которые (так уж исторически сложилось) не претендуют на духовность и гармонию, "вопросов" о боевой применимости их искусства на порядок меньше? Понятно, что всегда найдутся люди уровня "боевых ботаников" с "ММА головного мозга", которые будут кривиться не только от Дайто-рю, но и от дзюдо с дзюдзюцу. Но таких всё же будет на порядок меньше, да и что с них взять...

Всё, что нужно для того, чтобы ваше айкидо стало более эффективным, это включить голову, вернуться к основам и помнить, что:

  1. Айкидо — это одно из направлений дзюдзюцу.
  2. Техники айкидо — это техники дзюдзюцу.
  3. Техники любого боевого искусства — это, прежде всего, техники боя, и только потом уже всего остального. По другому тут никак не работает. Боевое искусство может использоваться как фитнес, но фитнес, как боевое искусство — никогда. Не нужно заниматься подменой понятий (в том числе и смысла техник).

В принципе, этих трёх пунктов вполне достаточно для того, чтобы начать. А дальше будет лучше...

Что делать, если вы занимаетесь "айкидэнсом" и начинаете догадываться, что это не совсем то, чего вы изначально хотели от занятий айкидо?

Просто прекратите тратить время и силы на данные занятия. Считается, что Эйнштейн сказал, что нельзя решить проблему с тем же сознанием, что её породило. Или, говоря иначе: Самая большая глупость — это делать тоже самое и надеяться на другой результат (считается, что Эйнштейн этого не говорил). Все эти разговоры про пользу айкидо, про гармонию и прочее просветление — это одновременно и правда, и не правда. Но понять это можно только по результатам правильной практики, когда и если ЭТО в вас вырастит само ( и то, гарантий тут нет). Как говорил Мочизуки Минору: «Если техника ложная, то даже 100 лет тренировок не сделают тебя мастером».

Ну, и напоследок хочу привести два видео:

видео 1

видео 2

Мастера со второго видео представлять не надо, а вот, что касается первого... Я бы вообще не назвал ЭТО айкидо.

p.s. Да, вот ещё что... Думаю, стоит ли написать о, скажем так, "технических" причинах и особенностях современной практики айкидо в разрезе мнения "почему ваше айкидо не работает и не эффективно". Не столько для критиков, сколько для самих практиков айкидо, у кого есть подобные проблемы.

#айкидо #айкидзюцу #айкидзюдзюцу #дайто-рю #боевые искусства #восточные единоборства #уэсиба #хиппи #единоборства #проблемы айкидо