Цикл: ПРО творческие портреты
Сегодня объектом нашего творческого интереса станет театральный режиссер Юрий Бутусов, наш современник и мастер потрясений. Юрий Николаевич отличается удивительной парадоксальностью мышления и яркостью его воплощения. Его режиссерские работы находят своих поклонников не только на территории национального искусства, но и за её пределами. Спектакли Бутусова позволяют говорить о нем, как о выдающемся театральном деятеле нашего времени.
Свой профессиональный путь Ю.Н. Бутусов начал на режиссерском факультете в Театральном Институте Санкт-Петербурга (СПбГАТИ), где он закончил курс И.Б. Малочевской. Уже в процессе обучения начало формироваться творческое лицо режиссера. Его первые спектакли в стенах института – «Женитьба» (1995), «Записки из подполья» (1996) и «В ожидании Годо» (1996) были восприняты театральным сообществом как новое слово в сценическом искусстве.
«Мне кажется, что я достаточно стеснительный человек. Я плохо нахожу контакт с внешним миром. Может быть, это было неким преодолением, нахождением себя в жизни. Нужно было куда-то выйти, сделать усилие над собой» - Юрий Бутусов. (Эпизоды, Культура)
Сразу после окончания института Юрий Николаевич начал работать в театре имени Ленсовета, где в то время им были поставлены спектакли «Войцек» (1996), «Калигула» (1998), «Клоп» (2000) и «Вор» (2002), а также был перенесен на эту сцену спектакль «В ожидании Годо» (1997), роли в котором исполняли К. Хабенский, М. Пореченков, М. Трухин и А. Зибров. Эти артисты на тот период были главными исполнителями в постановках режиссера.
Уже тогда Бутусов начал получать приглашения поставить спектакли как от своих соотечественников («Сторож» - театр на Литейном (1997), «Смерть Тарелкина» - антреприза (2001), «Воскресенье.Супер» - Табакерка (2004), «Человек=Человек» - Александринский театр (2008)), так и от зарубежных театров. Так произведения Юрия Николаевича получали жизнь на сценических площадках Норвегии, Дании, Болгарии и Южной Кореи.
Если хотя бы бегло взглянуть на названия, получившие жизнь режиссерской волей Бутусова, то можно выделить, пожалуй, нескольких наиболее важных авторов для него. Это Шекспир, Чехов и Брехт. Именно их произведения активно исследуются Юрием Николаевичем и получают оригинальную интерпретацию. При этом некоторый материал осмысляется режиссером, кажется, постоянно. Не говоря уже о том, что Бутусов продолжает работу над спектаклями в течении всей их жизни.
«Мы «Гамлета» репетируем до сих пор. Спектакль идёт уже четвертый год – он до сих пор переворачивает всё с ног на голову» - Михаил Трухин. ("Эпизоды", т/к Культура)
Конечно, различные интерпретации классических произведений осуществляются на сценах многих зарубежных театров, но и на глазах российской публики Юрий Николаевич продолжает свои исследования художественного материала. Так пьеса «Гамлет» Шекспира была не единожды проработана Бутусовым. В 2005 году им был поставлен спектакль в МХТ им. Чехова, где в главных ролях были задействованы артисты его команды –М. Трухин, К. Хабенский, М. Пореченков. В 2017 году это же название получило воплощение на сцене театра им. Ленсовета, где роль Гамлета досталась Лауре Пицхелауре.
Аналогичная история переосмысления пьесы произошла с «Королем Лиром» того же Шекспира: в 2006 году получил жизнь спектакль в театре «Сатирикон», а в 2021 году – спектакль в театре им. Вахтангова.
Но наиболее интересным примером продолжительной работы над творческой проблемой, по-моему, является история Макбета. Первым спектаклем Юрия Бутусова на Московской сцене был «Макбетт» в театре «Сатирикон» по пьесе Э. Ионеско, поставленный в 2002 году. Позднее, в 2012 году, режиссер вернулся к этому материалу и создал постановку «Макбет.Кино» уже по произведению Шекспира в театре им. Ленсовета. Этим спектаклем Юрий Николаевич в том числе отдавал дань своей предшествующей работе в «Сатириконе», а в музыкальном оформлении была использована общая мелодия:
Собственно, именно с пьесы Ионеско началось сотрудничество режиссера Бутусова и труппы «Сатирикона». В общей сложности в репертуар театра за всё время совметсной работы вошли 6 постановок: «Макбетт» (2002), «Ричард III» (2004), «Король Лир» (2006), «Чайка» (2011), «Отелло» (2013) и «Р» (2022). На мой взгляд, артисты этой труппы наиболее точно понимают художественный язык Бутусова и передают его зрителям посредством своих творческих индивидуальностей.
«Я считаю его лучшим режиссером этого поколения. Он по-настоящему живой, ищущий, очень добросовестный. Он следит за своими спектаклями и продолжает над ними работать долго после премьеры, и это очень хорошо. Он обладает замечательным чувством ритма, прекрасным чувством правды. Он, один из немногих режиссеров, который может работать на большой сцене» - Константин Райкин ("Эпизоды", т/к Культура)
Если более подробно всмотреться в состав исполнителей, участвующих в спектаклях Бутусова, то можно сказать, что внутри «Сатирикона» существует свой маленький "театрик" режиссера с избранной труппой. Артистами Юрия Николаевича, в этом смысле, являются: Константин Райкин, Агриппина Стеклова, Марина Дровосекова, Марьяна Спивак, Артем Осипов, Антон Кузнецов и другие. Также в постановках Бутусова в «Сатириконе» принимает участие приглашенный артист - Тимофей Трибунцев, - который вместе с этим задействован в спектаклях режиссера и в других театрах.
«Он мощнейший «интуит», он – шаман, маг, чародей. Я не знаю, что он делает, как он воздействует на людей… Но при всём этом он очень мощный профессионал. … Он причинил мне столько боли и дал мне столько счастья в жизни, как ни один человек, наверное, профессионально – точно!» – Агриппина Стеклова о Юрии Бутусове. (Передача «Линия жизни» с Агриппиной Стекловой, т/к «Культура»)
Таким образом, вот уже многие годы постановки Юрия Бутусова живут на Московской сцене в театре «Сатирикон». Однако, помимо этого режиссер представляет свои спектакли и на других сценах столицы. В театре им. Пушкина идут два замечательных его произведения: «Добрый человек из Сезуана» (2013) и «Барабаны в ночи» (2016), в РАМТе показывают «Сына» (2020), а репертуар театра им. Вахтангова в настоящий включает в себя постановки «Бег» (2015), «Пер Гюнт» (2019) и «Король Лир» (2021) в режиссуре Бутусова.
Именно последний театр является сейчас неким «прибежищем» Юрия Николаевича, который занимает там пост главного режиссера (без полномочий художественного руководителя, что важно). Здесь же в 2010 году им был поставлен спектакль «Мера за меру» Шекспира, но сегодня его уже нельзя увидеть на сцене.
Ещё одним театром, открывшим свои двери для молодого режиссера в далеком 2005 году, стал МХТ им. Чехова. В этих стенах были созданы постановки: «Гамлет» (2005), «Иванов» (2009) и «Человек из рыбы» (2018), последнее название было представлено публике не так давно и живёт до сих пор.
В этих театрах вокруг режиссера так же собирается команда единомышленников, претворяющая его задумки в жизнь. Вот некоторые из них: Александра Урсуляк (им. Пушкина), Евгения Крегжде (им. Вахтангова), Александр Матросов (им. Пушкина), Анастасия Лебедева и Вера Воронкова (им. Пушкина), Артур Иванов и Виктор Добронравов (им. Вахтангова)…
«Для него совершенно необходимо личное актерское включение. Так как Юрий Николаевич проповедует исключительно живое, за что я его очень люблю, то для него соавторство с актером очень важно» – Александра Урсуляк («Для Бутусова важно соавторство с актером», Театрал, С. Полякова)
Но, конечно, самым главным местом для Ю. Бутусова на театральной карте страны до недавнего времени являлся театр имени Ленсовета в Санкт-Петербурге. Здесь не только начиналось его творческое становление, но и получила мощнейшее развитие его художественная природа. С 2011 по 2018 год он был главным режиссером, а затем и художественным руководителем этого театра. За данное время на этой сцене Юрием Николаевичем было поставлено 11 названий, многие из которых стали значительными событиями нашей театральной жизни: «Макбет. Кино» (2012), «Все мы прекрасные люди» (2013), LIEBE.Schiller (2014) (спектакль выпускников РАТИ-ГИТИС), «Три сестры» (2014), «Кабаре Брехт» (2014), «Город. Женитьба. Гоголь» (2015), «Сон об осени» (2016), «Мама» (2016), «Комната Шекспира» (2016), «Дядя Ваня» (2017), «Гамлет» (2017).
Здесь главными актёрами-соратниками режиссера выступали - Ольга Муравицкая, Анна Ковальчук, Сергей Перегудов, Сергей Волков и другие.
«Я убеждена, что хороший режиссёр открывает в артисте то, чего он в себе не знает. Не могу сформулировать, что именно Юрий Николаевич открыл во мне, но какие-то кладовые, где что-то накопилось, о чём я не подозревала, он, конечно, открыл. После работы с ним невозможно приходить на репетиции к другим режиссёрам, которые тебе говорят: выйди оттуда, встань туда. А Бутусов даёт какую-то необыкновенную свободу артистам. Он настолько доверяет природе каждого из нас, что ты себя чувствуешь во много раз талантливее, чем у других режиссёров, тебе кажется, что ты можешь всё! Это окрыляет. Хочу работать только с Бутусовым!» (Анна Ковальчук, "Время Культуры. Петербург", № 1 (3) 2014)
Примой спектаклей Бутусова можно назвать удивительную Лауру Пицхелаури. Созданный этим творческим дуэтом Режиссер – Актриса финал спектакля «Макбет.Кино» надолго определил судьбу их художественного сотрудничества.
Как и большинство спектаклей Юрия Бутусова, эта постановка определяется через внутреннюю боль персонажей. Финальный танец Лауры Пицхелаури в роли Леди Макбет является кульминацией её душевного излома. Световое решение, музыкальное сопровождение, пластика движений и живая реакция актрисы создают в этой сцене невероятное напряжение, и на этой же ноте, говорящей о том, что Леди Макбет никогда не сотрёт кровь со своих рук, завершается спектакль.
Ещё более пронзительный финал можно было видеть в спектакле «Король Лир» театра «Сатирикон», когда душа самого Лира мечется между погибшими дочерями. Предлагаю посмотреть этот отрывок на видео:
Такой конец спектакля просто не может оставить зрителей равнодушными. Ведь ты проживаешь историю с первой точки, когда все герои в добром здравии, отец-Лир выясняет, кто же из дочерей его больше «любит», а дочери, эти три сестры, оказываются не поняты Отцом. И что в конце?.. Музыкальное оформление до боли пронзительно дополняет режиссерское решение этой сцены.
Вообще музыка в спектаклях Бутусова играет одну из главных ролей. С её помощью Юрий Николаевич создаёт тот самый контраст сцен, который необходим для того, чтобы зритель начал воспринимать произведение искусства сразу через душу, отключая голову.
«Театр — это и есть музыка, только там еще немножечко разговаривают. Хотя, впрочем, и это тоже музыка» – Юрий Бутусов. (ПТЖ, «О музыке в спектакле»)
Режиссерские предпочтения в музыке простираются от современных поп-композиций до классики. Но важно то, как точно это оформление соответствует настроению сцены.
В качестве примера познакомимся со спектаклем «Все мы прекрасные люди», который создан по пьесе Тургенева «Месяц в деревне». Здесь главную роль исполняет Анна Ковальчук (Наталья Петровна), а её партнерами являются Сергей Перегудов в роли Ракитина и Никита Волков в роли Беляева. Спектакль поставлен свежо и смело, чему соответствует его музыкальный ряд. Вот несколько композиций, оформляющих эту постановку:
Последняя композиция звучит в спектакле от лица Натальи Петровны и исполняется актрисой. Так же, как герой Перегудова, Ракитин, посвящает свою песню Наталье Петровне на мотив "Hallelujah".
Бутусов работает с драматургией, разбирая её по отдельным сценам, и использует, так называемый, этюдный метод. Это означает, что каждый эпизод приобретает своё уникальное звучание, а смена этих отрывков придает спектаклю динамику и позволяет удерживать внимание зрителей. Недаром Юрия Николаевича называют мастером мизансцены. Отсутствие предопределенного движения мысли, непредсказуемый взгляд на событие даёт постановке пространство, в котором главенствует воображение зрителей.
«Для меня самое главное – это работа в репетиционном зале и с актером. Это моё глубокое убеждение – что спектакль создается только в эти моменты. «За столом» ничего нельзя придумать. Можно себе что-то запланировать, но, как правило, на 90% это оказывается чепухой» – Юрий Бутусов. ("Эпизоды", т/к Культура)
Бутусов переводит внутреннюю жизнь персонажей в их внешнее проживание на сцене. Музыка, пластика, скорость и громкость речи актеров передают малейшие изменения настроения. Мышление режиссера при этом, как правило, довольно парадоксально и подчинено интуиции. Его режиссерские решения часто спорят с позицией драматурга, но не искажают её, а добавляют в неё новые краски и смыслы.
«Я очень доверяю своей интуиции, конечно. И последний решающий шаг – я иду за интуицией своей. Но для того, чтобы она сработала, нужна ведь огромная работа» – Юрий Бутусов. ( «Меж двух кулис», т/к Культура)
Пространство в спектаклях Бутусова так же не подчинено законам логики и практичности. Предметы, окружающие персонажей, заставляют включаться в природу театрального искусства и задействовать фантазию. Это пространство не скрывает «тайну» театра, а скорее обнажает её. Наиболее часто Юрий Николаевич работает с художниками-постановщиками – Александром Шишкиным и Максимом Обрезковым, которые создают удивительные пространства для режиссерских идей Бутусова, иногда позволяя себе цитирование предыдущих работ мастера (2 последнии фоторгафии в галерее 👇).
«Спектакль возникает как акт самопознания и общий поиск. Наверное, театр Бутусова – это искренность сейчас и сегодня. … Иногда даже во время уже идущего спектакля меняются или добавляются какие-то эмоциональные куски. Сценография должна быть очень податлива в этом плане. Так никто из режиссеров не работает, только он» – Максим Обрезков (Программка к спектаклю «Р», т-р "Сатирикон")
(музыкальное оформление спектаклей "Сон об осени" и "Барабаны в ночи"
Спектакли Бутусова содержат в себе колоссальный заряд энергии. Энергии разрушающей, а затем создающей. Его произведения затягивают зрителей внутрь себя, заставляют забыть о времени и пространстве. Режиссер в своем творчестве не щадит никого: ни зрителей, ни артистов, ни самого себя. Он заставляет каждого участника процесса находится в активном состоянии переживания, проживания, жизни.
Интересные материалы:
- Передача "Эпизоды" с Юрием Бутусовым телеканала "Культура"
- Передача "Меж двух кулис. Юрий Бутусов. В поисках радости" телеканала "Культура"
- Трубочкин Д. "Константин Райкин и театр "Сатирикон"
- Шестопалова А. "Режиссерский портрет Юрия Бутусова" - Журнал "Театр"
Статья ПРО современный театр:
Другие статьи цикла ПРО творческие портреты:
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить статьи цикл, а также материалы ПРО Алису Фрейндлих и Марлена Хуциева, ПРО Императорские театры и эпоху оттепели и многие другие.
#современный театр #российский театр #театр имени Ленсовета #театр имени вахтангова #театр Сатирикон #Юрий Бутусов