Найти в Дзене
64 ФАНАТА ШАХМАТ

Чемпион мира, который отошёл от шахмат на пике карьеры. И это не Роберт Фишер…

В шахматной истории есть три американских чемпиона, которые дважды поразили весь мир: сначала стремительным взлётом на шахматный олимп, а затем на пике своей славы совершенно неожиданным и полным отходом от шахмат. Имена двоих из них широко известны: это Пол Морфи и Роберт Фишер. А вот про чемпиона мира в игре по переписке Хансе Берлинере знают лишь любители шахмат старшего поколения...

Ханс Берлинер с одним из своих учеников и помощников.
Ханс Берлинер с одним из своих учеников и помощников.
Между тем, современник более известного Роберта Фишера оставил в шахматах не меньший след. А в процентном отношении по показанным им в заочных турнирах результатам, он намного превзошёл обоих своих легендарных соотечественников…

О его ошеломляющих успехах красноречиво говорят цифры. Так, с 1955 по 1968 годы он участвовал в двенадцати турнирах по переписке и во всех(!) одержал убедительную победу. При этом в семи из них – с немыслимым для подобных соревнований 100-процентным результатом.

Всего же шахматный мастер Ханс Берлинер за указанный период сыграл 105 партий, из которых 94 выиграл, 10 завершил вничью и только одну проиграл, да и то в совершенно выигрышной позиции, допустив ошибку из-за банального желания быстрее обыграть соперника.

После таких грандиозных успехов многие полагали, что американский шахматист продолжит удивлять своих современников новыми рекордами. Однако вскоре прозвучал гром среди ясного неба: после выигрыша в 1968 году пятого чемпионата мира по шахматам в игре по переписке (с результатом: +14 -0 =4, при этом второй призёр отстал от него на целых 3 очка!) новоявленный чемпион мира неожиданно огорчил всех своих болельщиков, объявив о прекращении дальнейшего участия в шахматных соревнованиях.

Что стало причиной для такого решения? Дело было в том, что Ханс Берлинер, достигнув своей цели – завоевать звание сильнейшего шахматиста планеты в игре по заочным шахматам, принял долгожданное решение полностью посвятить себя исследованиям в области шахматного программирования...

Мастер успешно защитил докторскую диссертацию на тему: «Шахматы как средство решения проблемы развития способностей к анализу тактических ситуаций». Потом возглавил кафедру «Наука и информатика» Карнеги-Меллонского университета и головой ушёл в мир науки.

Многолетний труд на новом поприще принёс добрые плоды. Достаточно сказать, что именно под его руководством группой студентов в 1985 году был сконструирован один из первых шахматных компьютеров hiTech. Через три года уровень игры своей машины разработчики подняли до мастерского, поэтому решили испытать её способности в поединке с человеком. Так состоялся матч (один из самых первых!) компьютера hiTech с гроссмейстером Арнольдом Денкером. На радость создателей искусственного интеллекта, поединок завершился сенсационной победой машины с разгромным счётом 3,5:0,5.

И ещё один штрих к научной деятельности шахматного профессора Ханса Берлинера: спустя девять лет его ученики разработали тот самый компьютер Blue Deep, который открыл современную шахматную эру, обыграв в матче тринадцатого чемпиона мира Гарри Каспарова.

На снимке фрагмент из первого матча HiTech против гроссмейстера Арнольда Денкера, сыгранного в 1988 году.
На снимке фрагмент из первого матча HiTech против гроссмейстера Арнольда Денкера, сыгранного в 1988 году.

Такова краткая биография шахматного мастера, пятого чемпиона мира по переписке Ханса Берлинера. Как видите, в отличие от более известного соотечественника Роберта Фишера он не превратился в добровольного затворника. Вклад профессора в изучение и развитие шахмат колоссален. Получается, что он не зря перестал играть в турнирах, ведь в нём учёного оказалось больше, чем профессионального шахматиста.

Интересно, а как Ханс Берлинер относился вообще к различным формам шахматной игры и оценивал их? Свою шахматную практику он начинал, участвуя в очных турнирах, затем переключился на заочный формат. Так что имел практический опыт, который позволял ему критично оценить оба вида противоборства. И вот какой он сделал вывод на основание этого:

«Игра за доской напоминает мне вступительный экзамен. Напротив, игра по переписке – научное исследование. Я склонен к научному. Я верю, что в заочных шахматах можно играть почти совершенно!»

Оставшееся шахматное наследие американца наглядно подтверждает истинность его слов. Вы сможете убедиться в этом сами, посмотрев самую известную партию в нижеприведённом видеоролике.

Gab DINUR.

Одна из лучших партий в истории шахмат, сыгранная в заочных чемпионатах мира