📋 Основная информация
Год создания: 1928
Балетмейстер: Бронислава Нижинская
Композитор: Морис Равель (1875-1937)
Художник: Александр Бенуа (1870-1960)
📜 История создания
Ида Рубинштейн (российская танцовщица и актриса; 1883-1960) обратилась к М. Равелю, чтобы тот аранжировал какую-либо пьесу испанского композитора для задуманной «испанской сцены». Композитор написал оригинальное сочинение.
🎼 Музыка
Из автобиографии М. Равеля:
«В 1928 году я по просьбе Иды Рубинштейн сочинил «Болеро» для оркестра. Это танец в умеренном движении, постоянно одинаковый как в мелодии и гармонии, так и в ритме, который непрерывно отбивает барабан. Единственный элемент изменения привносится сюда лишь оркестровым нарастанием».
22 ноября 1928 года в Париже состоялась премьера «Болеро» в один вечер с «Вальсом».
В основе лежит небольшая мелодия народно-танцевального характера, близкая сложившемуся в XVIII веке испанскому танцу болеро, но с ритмом баскского танца сортсико.
💌 Сюжет и сценография
«Испанская сценка» была крайне простой. Действие происходит в мрачном кабачке Барселоны в 20-е гг. XX века.
Почти всю сцену занимал стол-платформа. Сверху свисала яркая лампа с абажуром.
А. Бенуа вдохновлялся офортами Франциско Гойи (1746-1828), когда работал над сценографией и костюмами.
🎭 Премьера
Впервые балет был показан публике 22 ноября 1928 года в исполнении труппы «Балета Иды Рубинштейн» на сцене Гранд-Опера в Париже. Дирижировал Вальтер Страрам (1876-1933).
Главную партию исполнила сама И. Рубинштейн. Партнером выступил Анатолий Вильтзак (1896-1998).
📎 Интересные факты
Балет вошел в репертуар Русского балета Монте-Карло.
В 1995 году «Болеро» восстановили для Оклендского балета в США.
В 1999 году для вечера памяти И. Рубинштейн Нина Юшкевич (1920-1998) поставила балет на сцене театра Ла Скала в Милане.
В 2007 году Адрес Лиепа поставил этот балет в исполнении артистов Кремлевского балета.
🔍 Постановка Мориса Бежара
Самая известная версия/трактовка «Болеро» М. Равеля принадлежит М. Бежару (1927-2007).
В центре на столе-платформе также танцевала женщина - «идол», стол окружала толпа.
М. Бежар лишил танцоров отличительных черт - все костюмы черного цвета.
В постановке были заняты только мужчины.
На гастролях в Москве в 1978 году главную роль исполняла Майя Плисецкая (1925-2015).
🎧 Послушать
📺 Посмотреть
Хореография Мориса Бежара
Танцует Майя Плисецкая
https://www.youtube.com/watch?v=AWN7oWtBeyQ
Танцует Жюльен Фавро