Найти тему

Дочь поэта-бунтаря и первая женщина-программист

Сегодня нам уже сложно представить мир без компьютерных технологий. Они окружают нас повсюду и нам кажется, что так было всегда. Однако, "мыслящие машины" вошли в нашу жизнь не так давно. Даже детство сегодняшних миллениалов прошло в "аналоговом" мире. И все же к современному состоянию технологий человечество шло очень долго и корни сотовых телефонов и сверхтонких ноутбуков уходят в "толщу веков" куда глубже, чем это может показаться на первый взгляд. В этой истории можно встретить порой очень неожиданные имена. Одно из таких имен это имя Ады Лавлейс.

Химера. Паскаль Деньян-Бувре.
Химера. Паскаль Деньян-Бувре.

Ада была единственным законным ребенком знаменитого лорда Байрона - бунтаря, романтика и поэта. Девочка в полной мере унаследовала мятежный характер отца и ее мать, будучи натурой куда более уравновешенной (что, кстати, и привлекло к ней внимание знаменитого лорда), заранее задумалась о том, что могло бы смягчить характер ее дочери. Таким лекарством от излишней порывистости стала математика, которой юную Аду стали учить едва ли не с пеленок.

Девочка легко "втянулась" и математика вскоре стала истинной страстью всей ее жизни. Однако же эта страсть так и могла бы остаться не более чем диковинным увлечением салонной девицы, если бы не Чарльз Бэббидж - английский математик и изобретатель первой аналитической вычислительной машины.

Портрет Ады Лавлейс. Маргарет Сара Карпентер. 1836 г.
Портрет Ады Лавлейс. Маргарет Сара Карпентер. 1836 г.

Ада Лавлейс познакомилась с Бэббиджем на светском рауте, где математик развлекал аристократов и буржуа заставляя свою чудо-машинку (всего лишь легковесный прототип той машины, которую он мечтал создать) выполнять сложные математические вычисления. Бэббидж рассчитывал "поймать" на светских мероприятиях инвестора, который профинансировал бы воплощение его мечты.

С инвестором ему не повезло, а вот преданного единомышленника и соратника в лице Ады он приобрел. Девушке было на момент знакомства с математиком всего 18 лет, но она не только заинтересовалась его вычислительной машиной, но и смогла понять принципы ее работы, а так же оценить всю масштабность той машины, которую Бэббидж мечтал создать. И это в те времена, когда далеко не любая девушка могла прикинуть в уме стоимость лент для ее шляпки.

Первая полностью построенная Разностная машина Чарльза Бэббиджа.
Первая полностью построенная Разностная машина Чарльза Бэббиджа.

Впрочем, на момент знакомства Бэббиджа с Адой его вычислительная машина была всего лишь мечтой. Только спустя несколько лет весьма упорной работы математику удалось окончательно продумать технические особенности своего проекта и создать подробный конспект по созданию вычислительной машины.

Воплотить этот дорогостоящий проект математик так и не смог. Машина Бэббиджа была построена только после его смерти. Тем не менее сам он верил, что будущее проголосует за его изобретение. Он писал: «Пройдёт, вероятно, полстолетия, прежде чем люди убедятся, что без тех средств, которые я оставляю после себя, нельзя будет обойтись».

Портрет Чарльза Бэббиджа. 1820-е годы.
Портрет Чарльза Бэббиджа. 1820-е годы.

Именно потому, что Бэббидж верил в огромное историческое значение своего изобретения, он не только тщательно конспектировал все свои наработки по созданию аналитической машины, но и добился их издания. Конспекты математика были изданы на в 1840 году в Турине.

Работа Бэббиджа была издана на французском языке, но он мечтал о том, чтобы соотечественники тоже могли оценить размах и значение его трудов и он предложил своей ученице и единомышленнице Аде перевести конспект и дополнить его своими комментариями. Ада погрузилась в работу на целый год и плод ее трудов оказался объемнее самого конспекта.

На 52 страницах своих комментариев она не только предложила варианты практического использования машины, но и пути ее дальнейшей доработки. Именно она первойвысказала идею о создании специфического математического языка, который позволил бы людям общаться с машинами, подобными аналитической машине Чарльза Беббиджа.

Вычислительная часть разностной машины Чарлза Бэббиджа. Собранная после его смерти сыном Генри из деталей, найденных в лаборатории.
Вычислительная часть разностной машины Чарлза Бэббиджа. Собранная после его смерти сыном Генри из деталей, найденных в лаборатории.

Ада видела в аналитической машине Бэббиджа огромный потенциал. Она писала: "подобно ткацкому станку, который может ткать цветы и листья, аналитическая машина будет способна создавать алгебраические формулы, а в перспективе — писать музыку, писать картины — и укажет науке такие пути, какие нам и не снились."

Заглавной картиной к этой статье стала Химера - несбыточная места. Недостижимая, но вдохновляющая она манила многих. Греки считали ее одним из самых страшных чудовищ, поскольку одной человеческой жизни для воплощения такой мечты зачастую бывает недостаточно. И Аду и Бэббиджа при жизни считали чудаками, их труды и их значение были оценены уже после их смерти.

Теперь "Братство..." есть и в Telegram. Присоединяйтесь, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood