Найти тему

Курды Эриванской губернии "...они брали пошлину даже с царей, проходивших через их землю..."

Оригинал книги, откуда взято описание, датирован 1853 годом. с самой книгой можно ознакомиться здесь.

Курды, или Куртинцы, живущие в пределах Эриванской губернии, суть отдельные племена многочисленного народа, который жил здесь, в самые отдаленные времена, и в течении целых тысячелетий не изменился ни в нравственности, ни в политическом отношении. Курдистан, горный край около озера Вана в верховьях Тигра и его притоков, имеет такое же промежуточное положение между Западом и Востоком, как и возвышенное плато Армении; но горный край этот служит не путем соединения, а непреодолимой, раздельной полосой между Ираном и Малой Азией. Курды, таким образом, не только не подчинились влиянию соседних стран, но сами сделались предметом ужаса для своих соседей; подобно большей части горцев, они не составляют и никогда не составляли целого политического тела, но разделены на множество племен, управляемых независимыми старшинами и ведущих почти постоянную малую войну между собою. Поэтому, Курды, не смотря на всю отвагу и дикую храбрость свою, никогда не могли играть роли завоевателей; в течении веков, весь народ этот представляется не иначе как в виде многочисленных разбойничьих шаек. Ксенофонт называет их Кардухами и 10 000 Греков много претерпели от них, во время отступления своего через их землю; Александр Македонский, видя трудности покорения их, замышлял развить между ними промышленность, для укрощения их нравов. Страбон рассказывает, что они брали пошлину даже с царей, проходивших через их землю. Тимур вел против них войну не для покорения, а для совершенного истребления их, как диких зверей. Надир-шах принимал их шайки к себе в службу и расселял по другими местам.

Все эти усилия ни к чему не привели. Курды сохранили свою дикую независимость, посреди сильных государств; они признают себя подданными Турции, Персии, или России, но повинуются их правительствам только тогда, когда находятся со стадами своими в удободоступных местах; а частые и самовольные переходы их через границы затрудняют надзор за ними.

Язык Курдов есть испорченный Персидский, с примесью турецких слов; в нем, как говорят, встречается также много слов древнего языка Пегльви; народ этот без сомнения принадлежит к числу индо-германских племен, но он пополнился еще множеством бродяг, пришедших из разных стран. Ненависть соседних народов придумала особое поверье на счет происхождения Курдов, поверье, которое впрочем, они сами принимают за истину. Говорят, что они произошли от злых духов (дивов), увлекших в свои страшные убежища дщерей Ирана; рассказывают также, что Мухаммед, увидев Курдских посланцев, содрогнулся от ужаса и вознес к Всевышнему молитву, чтобы народ этот вечно терзаем был междоусобицами для того, чтобы другие народы могли жить в покое. Эти предания хорошо характеризуют страх, который Курды внушают во всех своих соседях.

Курды, за весьма немногим исключениями, суть мусульмане, суннитского толка, но более только по имени, потому что грубое суеверие заменяет у них всякие ясные религиозные понятия. Неприступные ущелья Курдистана издавна служили местом убежища для христианских и мусульманских еретиков, равно как и для огнепоклонников; поэтому религия Курдов представляет хаос разных верований. Наружностью своею они резко отличаются от шиитов: ростом большею частью выше среднего, имеют черты лица грубые, тучны, неповоротливы, тяжелы в походке, но также, как и шииты, отличные наездники. Костюм Курдов весьма живописен: он состоит из чалмы и длинного, широкого, красного колпака, закинутого на спину; из куртки, выложенной по швам черною тесьмою, и из широких шалвар. Главное вооружение их заключается в пике с посаженным на конце кинжалом.

1862. Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули
1862. Этнографическое описание народов России Густава-Федора Христиановича Паули

Характер Курдов можно описать в нескольких чертах; все их общества суть просто разбойничьи шайки, и если некоторые из них живут смирно, то это только потому, что не представляется возможности приняться снова за обычное ремесло. Если Курд слышит рассказы о каком-нибудь далеком богатом городе, или о цветущей области, то у него неизменно рождается одна мысль; как счастливы те, которым удастся ограбить этот город, или область. Такой односторонний взгляд проявляется во всех словах и действиях Курдов. Способности их тупы во всех отношениях, но, при исполнении любимых предприятий, у них проявляется истинная сметливость. Должно отдать полную справедливость их храбрости в деле, но нельзя не удивляться иногда их малодушию в других случаях. Часто, в следствие самого нелепого слуха, панический страх овладевает целым кочевьем, которое бежит за границу, спасаясь от какого-то призрака опасности, и потом, образумясь, умоляет начальство с дозволения возвратиться в прежнее место. Вообще, легковерие составляет весьма замечательную черту их характера, а отсюда происходит безрассудная готовность вдаваться во все крайности. Курды весьма холодны в обращении и даже в семейных связях, вспыльчивы и в минуту гнева способны на смертоубийства; каждый вопрос со стороны Русского, особенно незнакомого им, представляется им в виде допроса; на все, даже на расспросы о местности, они отвечают нелепою ложью, что кажется им во всяком случае безопаснее, чем сказать правду. Чувство благодарности не чуждо этим дикарям; между ними не редки примеры благородного самоотвержения, для спасения, или для пользы того, к кому питают они признательность.

Курдинки пользуются большею свободою; они не прячутся от мужчин, подобно другим мусульманкам, и добродетель их весьма шаткая. Отличительное свойство этих женщин, которое, конечно, прежде всего поражает тех, кому служилось их видеть, - это неимоверная вспыльчивость. Без всякого почти повода, они приходят в совершенное исступление и поднимают страшные крики. К этим сценам надобно всегда быть готовыми, въезжая в кочевье Курдов, но все это довольно скоро проходит. К числу достоинств Курдинок должно приписать чрезвычайную деятельность; они целый день неутомимо хлопочут о своем хозяйстве, между тем как мужчины сидят, поджав под себя ноги, и молчаливо курят кальян. Беспрестанно подвергаясь лучам палящего солнца, Курдинки большею частью весьма смуглы; красавицы между ними очень редки; чрезвычайная неопрятность лишает их всякой привлекательности. Многоженство между Курдами весьма редко.

-2

Все сказанное о характере Курдов, представляет весьма неутешительную картину; в заключение можно сказать, что присутствие этого народа в Эриванской губернии значительно вредит водворению в ней порядка и развитию ее благосостояния. Все разбои почти исключительно производятся Курдами; надзор за ними весьма затруднителен, по причине кочевого образа их жизни. Землепашеством занимаются они весьма мало, но по самому образу жизни они нуждаются в большом пространстве земли, для прокормления стад своих; таким образом, пока Курды не сделаются оседлыми, большие пространства земли в Эриванской губернии будут оставаться потерянными для земледелия. Возможно ли когда-нибудь преобразование этих хищников в мирных и трудолюбивых граждан – это весьма сомнительно. Курды, как народ воинственный и как отличные всадники, могли бы составить из себя хорошую милицию; но по невозможности, в военное время, удержать эту милицию от грабежей и всяких неистовств, она, без сомнения, в каждой благоустроенной армии, принесет гораздо более вреда, чем пользы.

Курды, кочующие в Эриванской губернии, разделяются на множество небольших обществ, из которых каждое управляется наследственными старшинами, наблюдающими за исправным взносом податей и за порядком. Наибольшее число Курдов кочует в Эриванском уезде: в целом Сурмалинском участке, в Сардар-абатском, преимущественно в Талыньском магале; в Зангибасарском, в верхних частях реки Ведичая, в Джигинском ущелье, и в Шарурском участке по течении Аракса. В Нахичеванском уезде небольшое число Курдов кочует в Даралагезском участке. Затем, в прочих уездах, Курды встречаются только отдельными семействами, нанимаясь у жителей пасти стада.

Источник:

Военно-статистическое обозрение Российской империи : издаваемое по высочайшему повелению при 1-м отделении Департамента Генерального штаба [трудами офицеров Генерального штаба]. - СПб. : Тип. Деп. Ген.штаба, 1848-1858. - Загл. Т. 16, ч. 5 : Статистические описания губерний и областей Российской империи, по высочайшему повелению издаваемые Департаментом Генерального штаба Военного министерства.

Т. 16 : Кавказский край : Ч. 1 - 10. - 1851-1858.

Т. 16, ч. 6 : Эриванская губерния / [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Услар]. - 1853. - [6], 300 с.,[10] л. табл. - На шмуцтит. загл. : Военно-статистическое обозрение Эриванской губернии.