Режиссёр Григорий Чухрай, хоть и снял немного фильмов, но одна «Баллада о солдате» чего стоит. Всегда подчёркивалось, что сам Чухрай воевал и потому ему удавалось так замечательно передать правду войны.
Гораздо менее чем фильмы, известна автобиографическая книга «Я служил в десанте». Издана она уже в постсоветское время, так что режиссер, всегда не стеснявший резать правда-матку, писал откровенно:
В одной контратаке старшине Исмаилову оторвало руку. Он в шоке остановился, поднял с земли свою руку и оторопело смотрел на нее. И только потом потерял сознание.
На следующий день мы прочли в дивизионной малотиражке вдохновенные строки журналиста: «Старшине Измайлову оторвало руку. Он поднял ее над головой, как знамя, и повел бойцов в атаку».
Мы были возмущены и, поймав журналиста, пришедшего в часть собирать материал, крепко проучили его, чтобы не сочинял «героических сказок» такого рода.
Или вот совсем на святое посягнул:
Также никому не приходило в голову подражать «подвигу» Александра Матросова. Мы понимали, что это журналистская липа.
…
Знал я и других «профессиональных героев» такого рода. Один из них утверждал, что трижды повторил подвиг Матросова, не понимая, что этим только себя компрометировал.
Ну или так:
Я выехал в расположение 5‑й бригады.
Командир роты связи бригады, которого я проверял, оказался хорошим парнем, но алкоголиком. Он сразу признался, что пропил три парашюта и несколько пар кирзовых сапог.
В книге Чухрай описывает свою фронтовую биографию. Конечно, это взгляд рядового участника, комвзвода и командира роты. Если и есть что-то в стратегическом плане, то на уровне советских учебников.
Собрав воедино документы и собственные воспоминания режиссера, получаем следующее.
В армии Чухрай аж с 1939 года, по военной профессии он связист. Закончил полковую школу связистов в Мариуполе, первым местом службы указан 229-й батальон связи 134-й стрелковой дивизии. Войну сержант Чухрай встретил в тренировочном лагере под Полтавой. После чего, согласно его воспоминаниям, попал в 1‑ю запасную стрелковую бригаду Харьковского военного округа, где принял боевое крещение. В документах об этом упоминаний нет. Далее он попадает во вновь формирующийся 3-й воздушно-десантный корпус, в роту связи. Корпус вскоре переформировали в 33-ю гвардейскую дивизию, и Чухрай попал в роту связи 84-го гвардейского стрелкового полка этой дивизии. Дивизия находилась на Таманском полуострове, обороняла побережье в ожидании возможного десанта немцев. Десант не состоялся, продолжавшая формирование дивизия боевых действий не вела, но сам Чухрай был легко ранен в тот период — 25-го мая 1942 года. Подробностей ранения он и сам не пишет.
Затем 33-й гвардейская дивизия попадает под Сталинград, где в составе 62-й армии ведёт боевые действия на дальних подступах, пытаясь не допустить прорыв Вермахта к Дону. В ходе этих боев наши войска (и 33-я дивизия) попали в окружение, немногие остатки вырвались. Чухрай в книге этот период описывает подробно.
Дивизия потом вела бои в составе Донского фронта ещё до 1-го октября, после чего оставшиеся полторы сотни человек личного состава были отправлены в тыл. Пополненная дивизия вернулась снова в Сталинград, где принимала участие в отражении деблокирующего удара немцев. Затем в общем наступлении наших войск. 6-го февраля Чухрай был тяжело ранен. После этих боёв награждён медалью «За оборону Сталинграда».
После выздоровления Чухрай попадает в формирующуюся 3-ю гвардейскую воздушно-десантную бригаду. Бригада, только закончившая формирование, принимает участие в Букринском десанте. Операции, которая может считаться самым неудачным нашим воздушным десантом. Сам Чухрай мало об этой операции пишет, хотя есть интересное воспоминание:
Эшелон привез нас на Украину, на Лебединский аэродром. Нам предложили набрать побольше боеприпасов, и, нагруженные до предела, мы лежали под плоскостями самолетов, ожидая команды на посадку.
Внезапно раздался сигнал «воздушная тревога». В небе появился вражеский бомбардировщик, но не бомбил, а сбросил листовки. Листовки был странного содержания: «Ждем вас! Прилетайте! Мы обещаем вам теплый прием!»
Чухраю повезло, он был в числе немногих, кого не расстреляли в воздухе, не уничтожили в ходе боёв в немецком тылу. А таковых было крайне мало, из четырех с половиной тысяч высадившихся в тыл десантников выжило менее тысячи. За эту операцию Чухрай был награждён орденом Красной Звезды.
После этого, с марта 1945-го, ставший уже лейтенантом Чухрай продолжил службу командиром роты связи 332-го гвардейского стрелкового полка 104-й гвардейской стрелковой дивизии, сформированной на базе гвардейских воздушных бригад. Затем становится командиром роты связи 9-го гвардейского батальона связи 38-го гвардейского стрелкового корпуса. Хотя связисты в атаку не ходят, а уж командиры подразделений и подавно должны находиться в тылу, но Чухрай умудрился не только немцев лично убивать, но и в плен одного взял. Правда, при этом был снова тяжело ранен 24-го марта 1945 года. На чём его военная биография и заканчивается, хотя официально он из армии уволен 30-го ноября 1945 года. Наградой за 45-го год стал орден Отечественной войны II степени. Уже после войны Чухрай награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Ещё одной наградой стал орден Отечественной войны I степени, вручённый уже в 1987 году.
Как можно видеть из этого сжатого обзора, повоевать, а стало быть и повидать на войне, Чухраю пришлось немало. Слава богу, что его профессия связиста, всё-таки больше давала шансы выжить, хотя ему пришлось дважды повоевать в окружении, да и три ранения (сам Чухрай пишет о четырёх) о многом говорят. Но судьба его хранила для будущих благодарных зрителей.
Я не очень подробно выше описал Букринский десант, поскольку хочу предложить вам статью:
Букринский десант: был ли шанс на успех?
Вот наградные документы на Чухрая:
В конце хочу попросить тех, кто ещё не подписался на мой канал, сделать это. Буду признателен.
Также для тех, кто не читал ещё мою новую книгу «Мифы и факты про танкистов Второй Мировой», очень рекомендую.
Также стоит не забыть про предыдущие книги: «Мифы и факты Великой Отечественной войны» и «Освобождение-2»