Шахматы-960(шахматы Фишера) - вариант шахмат, предложенный Робертом Фишером - 11‑м чемпионом мира по шахматам. Правила игры, в основном, такие же, как в классических шахматах, но начальная расстановка фигур определяется случайным образом со следующими ограничениями: Белые и чёрные фигуры располагаются соответственно на первом и восьмом рядах, расстановка белых идентична расстановке чёрных; Белые и чёрные пешки располагаются соответственно на втором и седьмом рядах; Слоны каждой из сторон - разнопольные; Ладьи каждой из сторон располагаются по разные стороны от короля, чтобы обеспечить возможность рокировки(правила которой отличаются от классических). В шахматы Фишера играют на обычной 64‑клеточной шахматной доске стандартным набором фигур, ходящих по обычным правилам классических шахмат за исключением правил рокировки. Расстановка чёрных идентична расстановке белых, пешки располагаются так же, как и в обычных шахматах, один слон каждой из сторон размещается на белом поле, другой - на чёрном, одна ладья располагается слева от короля, другая - справа.
Всего возможно 960 начальных позиций, что и отражено в названии игры. Фишер начал разрабатывать правила в 1992 году сразу после неофициального матча-реванша с Борисом Спасским и впервые представил широкой публике свои шахматы, названные им Fischer random.
Единственный ход, который отличается от классических шахмат - рокировка. Правила рокировки следующие: Рокировка короля и ладьи, находящейся ближе к вертикали «a» или на ней, называется рокировкой в а-сторону или рокировкой на c-фланг. Рокировка короля и ладьи, находящейся ближе к вертикали «h» или на ней, называется рокировкой в h-сторону или рокировкой на g-фланг.; При рокировке на g-фланг король ставится на поле g1 (g8), а ладья - на поле f1 (f8). При рокировке на c-фланг король ставится на с1 (с8), а ладья - на d1 (d8); Если одна из рокируемых фигур в начальной позиции уже находится на конечном поле рокировки, то перемещается только вторая фигура; Рокировка допустима при следующих условиях: король и рокируемая ладья не ходили ранее; Все поля между начальным и конечным полями короля (включая конечное поле) и все поля между начальным и конечным полями ладьи (включая конечное поле) должны быть свободны, за исключением короля и рокирующей ладьи; Король не проходит через битое поле (если король при рокировке перепрыгивает через ладью, последняя тоже не должна находиться под боем); Король не находится под шахом; Король не попадает под шах в результате рокировки.
В зависимости от начальной позиции возможны четыре варианта перемещения рокируемых фигур; Король и ладья перемещаются на свободные поля; Король и ладья меняются местами; Перемещается только король, а ладья уже стоит на конечной позиции; Перемещается только ладья, а король уже стоит на конечной позиции.