Найти тему
Разделочная

Глубже! или как наполнить новым смыслом старого Чехова

Когда театральный режиссер попадает в порноиндустрию, вместо "Не верю" он начинает кричать "Глубже". А порно превращается в искусство.

Есть фильмы, которые нельзя пересказать. Вернее, можно, конечно, но получится, как в том анекдоте про Мойшу, которому не нравится Фредди Меркьюри, потому что ему позавчера Изя уже этого Меркьюри напел. "Глубже" как раз из этой категории фильмов, так как является одновременно и романтической комедией, и любовной историей, и сатирой, и анекдотом на злобу дня, и манифестом о ценности личной творческой свободы. Сюжет, как история, раскрывается через игру актеров, которую надо просто видеть, иначе не получится считать все нюансы, намеки, а то и прямые отсылки. Каждая сцена, от начальной и до предпоследней, содержит в себе одновременно множество вещей, которые сложно описать, вернее, их описание получится таким многословным и тяжеловесным, что интерес зрителя к фильму просто утонет под этой писаниной.

Роман - настоящий Режиссер с большой буквы "Р". Тонко понимающий классику, заставляющий актеров работать на износ, погружаясь в пучины школы Станиславского, изматывающий самого себя в поисках глубины и смыслов в поставленной многажды вдоль и поперёк пьесе Чехова. Но вот беда, работая в Главном Театре Страны, за полгода он так и не выпустил эту пьесу, и ГТС терпит нешуточные убытки. Поэтому Романа увольняют, а на его место принимают Хачатряна - нового прогрессивного режиссера со своим видением Чехова, за которое публика спешит платить.

С этого момента все поиски новой работы сталкиваются с тем, что Хачатрян ангажирован практическим всеми театрами Москвы, от больших академических до малых экспериментально - никому не известных. От отчаяния Роман принимает предложение бывшего однокурсника: режиссировать порноролики. Работка, как всем понятно, не пыльная, зато платят неплохо.

И в самом деле, сантехник и домохозяйка, помещик и селянка, пассажир и стюардесса, космонавт и космонавтка - какие тут могут быть сложности? Но так рассуждает зритель. А вот Роман - настоящий ТЕАТРАЛЬНЫЙ режиссер, поэтому даже диалог из четырех строк, предшествующий собственно акту... хм, любви, он превращает в нечто по-настоящему глубокое, нечто, вибрирующее натянутым нервом надломленной вселенским одиночеством души современного жителя мегаполиса под названием Земля. А болванчики-актеры, обычно выступающие носителями первичных половых признаков, у Романа постепенно превращаются в живых и узнаваемых каждым зрителем людей, которые окружают зрителя, со своими страстями, страхами и, конечно же, глубиной...

И вот уже ролики режиссера набирают сотни миллионов просмотров, он из нищеты пересаживается в богатый синий кабриолет, а в порно появляется новый, русский, жанр - глубокое порно, главным достоинством которого выступает высокая духовность и правда в отношениях, в мотивациях, - Правда во всём.

Появление нового тренда, связанного с Россией, не остается без внимания министерства культуры, которое делает режиссеру такое предложение, от которого трудно отказаться - возглавить Главный Театр Страны. У Романа появляется шанс всё-таки доснять Чехова, но сделать это с учетом его вновь приобретенного творческого опыта.

"Глужбе" - это фильм, в котором чувство меры и такта, замечательная актерская игра, тонкое и глубокое владение юмором, понимание вечно куда-то текущего политического момента, и любовь к Чехову помогли избежать и пошлости, и фальши, и пустой политической фронды ради фронды, при этом в фильме по-хорошему высмеивается и власть, и театральная тусовка, и те из зрителей, для кого поход в театр - это фон для сэлфи. Ну, а главное, фильм снят для массового зрителя, в котором создатели видят не безликую массу кошельков, а индивидуумов, способных отсеять наносное и сиюминутное, оставив вечное (отличный вышел абзац).

История Романа сначала воспринимается, как комедия про безработного режиссера, попавшего в мир порно, затем постепенно трансформируется в острую, как шпага, сатиру, и завершается короткой, но невероятно глубокой сценой всепобеждающей (в том числе земную гравитацию) любви и главных героев, и к классическому Чехову, и к Родине. В результате от просмотра остаётся очень легкое и чистое послевкусие удовольствия от хорошего фильма.

Фильм очень показателен с точки зрения того, что такое настоящая, смешная, и одновременно глубокая сатира. Её объектами становятся и собирательные образы чиновников от культуры (чего стоит министр культуры, в котором угадываются все наши главные за "культурку", от Швыдкого до Мединского, в исполнении Верника), и не менее собирательные образы ведущих политических ток-шоу (от нашего Киселева до их Гордона), и точный, по-доброму смешной образ президента (Игорь Угольников уже второй раз выдает на экране просто мастер-класс пародии, когда узнаваемость президента зависит целиком от умения актера вжиться в образ и передать смыслы, связанные с образом, а не просто быть внешне похожим и говорить как Он). А еще внимательный зритель, умеющий смотреть глубже простых и явных отсылок, к финалу поймет, что гораздо больше, чем власть, в фильме высмеивают всю ту современную театральную тусовку, которая пытается переделать Чехова (а в его лице в фильме и всю нашу плеяду великих писателей) под свои понятия, уродуя чистую классику, опошляя её и превращая в отвратительную вульгарщину (привет Серебренникову и прочим его коллегам по современному цеху "театральных реформаторов").

Как следствие всех событий фильма, главный герой в итоге сохраняет себя, преодолевает все препятствия на пути и к личной свободе (которая, вопреки расхожему мнению современной интеллектуальной элиты, вовсе не в противопоставлении себя Власти), и к Театру, и к своей настоящей любви.

В итоге у нас есть тонкое, смешное, и, что очень важно для российского кинематографа, зрелищное кино, с отличной актерской игрой, с глубоким сюжетом и с множеством смыслов, которые приятно перебирать после просмотра. То, что зрительские отзывы о фильме противоречивы, я комментировать не собираюсь. Кому, как говорится, арбуз, а кому и свиной хрящик. Для меня фильм стал еще одним доказательством того, что российское кино не в какой не в жопе, а развивается, становится самостоятельным, и несет в себе и юмор, и интересные истории, и глубину смыслов.

p.s. Автор этого материала не несёт никакой ответственности за постоянное, к месту и не к месту, использование слов глубже, глубокий, глубоко, глубина при описании фильма "Глубже". Это случайно получилось.

#новое кино #интересное кино #русское новое кино #Паль #комедия #Угольников #русские новинки #хорошее русское кино #сатира #пародии